IV. Механизмы реализации мер по защите национальных интересов в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время

41. Механизмами реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

1) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) разработка и исполнение программных, плановых и методических документов, направленных на достижение цели и реализацию задач государственной политики в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) организация и проведение научных исследований в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) организация серийного производства средств защиты и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.

42. Основными показателями, необходимыми для оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, являются:

1) количество населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов;

2) укомплектованность сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами радиационной, химической и биологической защиты;

3) уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, уровень готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, а также обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинскими;

4) доля готовых к использованию защитных сооружений в общем количестве защитных сооружений, предназначенных для защиты населения от угроз радиационного, химического и биологического характера;

5) доля современных образцов средств радиационной, химической и биологической защиты в общем количестве таких средств, состоящих на снабжении сил гражданской обороны;

6) доля обеспеченности населения средствами радиационной, химической и биологической защиты от общей потребности в таких средствах, в том числе современных;

7) доля обеспеченности квалифицированными кадрами в сфере радиационной, химической и биологической защиты населения от общей потребности в таких кадрах.

43. Перечень конкретных показателей, необходимых для оценки состояния системы радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, определен в методике оценки основных показателей радиационной, химической и биологической защиты населения, разработанной в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. N 401-р.

44. В рамках реализации настоящей Концепции предполагается до 2025 года осуществление следующих мероприятий:

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию перспективных и конкурентоспособных технологий и современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

2) разработка и реализация нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к продукции, относящейся к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения, и форму подтверждения ее соответствия;

3) совершенствование профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями МЧС России, в части изучения вопросов радиационной, химической и биологической защиты;

4) совершенствование системы подготовки населения по использованию средств индивидуальной защиты, в том числе с учетом современных технологий дистанционного обучения;

5) выработка и внедрение новых подходов к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в данной области;

6) реализация научно-технической политики в области создания средств радиационной, химической и биологической защиты населения, регламентирование требований стадий их жизненного цикла, внесение изменений в правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

7) проведение анализа результатов инвентаризации имеющихся запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение степени их соответствия установленным требованиям;

8) определение номенклатуры средств радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время;

9) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

10) оснащение сил, выполняющих задачи радиационной, химической и биологической защиты, в том числе МЧС России, современными средствами радиационной, химической и биологической защиты.

45. В дальнейшем будут вырабатываться научно обоснованные предложения по формированию научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время.

46. Реализация настоящей Концепции будет способствовать:

1) снижению уровня риска радиационного, химического и биологического поражения населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, террористических актах до допустимого в минимально возможные сроки и с максимальной экономической эффективностью;

2) повышению уровня радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

3) повышению роли органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

4) повышению эффективности применения сил и средств радиационной, химической и биологической защиты за счет внедрения перспективных и конкурентоспособных технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) социально-экономическому развитию Российской Федерации за счет развития конкурентных рынков инновационной техники и технологий в области радиационной, химической и биологической защиты населения, оптимизации номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения и сокращения финансовых затрат бюджетов различного уровня на реализацию мероприятий, направленных на радиационную, химическую и биологическую защиту населения Российской Федерации.