II. Оценка вероятных угроз радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации. Определение национальных интересов и основных тенденций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения
10. Анализ военных опасностей интересам Российской Федерации и ее союзников свидетельствует о тенденции к наращиванию угроз радиационного, химического и биологического характера.
11. Вероятные угрозы радиационного, химического и биологического характера, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976:
1) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
2) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных, токсичных химических веществ и опасных биологических агентов.
12. Одной из основных военных угроз является воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов.
13. На международную обстановку все большее влияние оказывают следующие дестабилизирующие факторы:
1) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США в условиях практической реализации концепции "глобального удара", развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе;
2) сохранение риска увеличения числа стран - обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. На территориях соседних с Российской Федерацией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США;
3) критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов, особенно в государствах с нестабильной внутриполитической ситуацией, неконтролируемое распространение обычного вооружения повышают вероятность их попадания в руки террористов;
4) осложнение мировой демографической ситуации, возникающие проблемы окружающей среды.
14. Более ощутимыми становятся последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.
15. В связи с указанными вероятными угрозами радиационного, химического и биологического характера, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются как первичные, связанные с возможным применением оружия массового поражения, так и вторичные факторы поражения объектов использования атомной энергии, химически опасных и биологически опасных объектов, характеризующиеся формированием зон радиоактивного загрязнения, химического заражения, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями.
16. Оценка современного состояния радиационной безопасности.
В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации 13 октября 2018 г. N 585, основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:
1) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние, реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты;
2) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;
3) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины;
4) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;
5) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсное ионизирующее излучение высоких энергий;
6) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;
7) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств;
8) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;
9) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;
10) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;
11) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действует ограничение хозяйственной деятельности, сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения;
12) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.
17. В Российской Федерации в целом обеспечивается радиационная безопасность. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям:
1) увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов;
2) снижение уровня радиационной защиты населения;
3) повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.
18. Оценка современного состояния химической и биологической безопасности.
Состояние химической и биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором химический и биологический риск остается на допустимом уровне.
19. Наличие опасных химических и биологических факторов, формирующих недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области химической и биологической безопасности, перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию химического или биологического характера, представляет собой химическую или биологическую угрозу.
20. В Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации 11 марта 2019 г. N 97, определены основные химические и биологические угрозы.
21. Основными химическими угрозами являются:
1) широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;
2) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено недостаточно;
3) наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;
4) аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и недостаточным уровнем квалификации персонала;
5) увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий;
6) использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность;
7) усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;
8) распространение и (или) использование химического оружия, совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ.
22. Основными биологическими угрозами являются:
1) модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф;
2) возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;
3) появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;
4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение;
6) отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;
7) распространение антимикробной резистентности, рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
8) аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих объектах;
9) террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ;
10) применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;
11) бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.
23. В Российской Федерации в целом обеспечивается химическая и биологическая безопасность. Вместе с тем в случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, ситуация в данной области может развиваться по негативному сценарию. Наличие опасных химических и биологических факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки.
24. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", решающие задачи по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время, проводят оценку угроз по методике единого подхода, основанной на оценке вероятности реализации опасного фактора и тяжести последствий его реализации для жизни и здоровья человека.
25. Переоценка угроз (уровня риска) должна проводиться периодически, не реже 1 раза в 5 лет, а при переутверждении угроз - внепланово.
26. Проведенная в последующем оценка угроз (оценка рисков) является источником информации для постановки задач, основой стратегического планирования мероприятий, направленных на достижение основной цели - снижение негативного воздействия на человека радиационных, химических и биологических опасных факторов мирного и военного времени до приемлемого уровня, а также механизмом решения задач.
27. В настоящее время на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые государством усилия, состояние радиационной, химической и биологической защиты не достигает уровня, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реализации угроз радиационного, химического и биологического характера при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
28. Анализ военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и оценка современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации, проведенные с учетом основных угроз радиационного, химического и биологического характера в мирное и военное время, определенные в Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время, позволили определить национальные интересы и тенденции в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения.
29. Национальными интересами Российской Федерации в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:
1) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;
2) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения;
3) своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на радиационные, химические и биологические угрозы, а также осуществление ими мер, направленных на предотвращение этих угроз;
4) доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности;
5) поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных радиационных, химических и биологических факторов на население и окружающую среду.
30. Основными тенденциями в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:
1) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими факторами, в качестве приоритетной задачи функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;
3) развитие функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками в чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными, химическими и биологическими факторами, и снижение размера ущерба в случае их возникновения;
4) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875