III. Стратегическая цель, задачи и основные направления обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

31. Стратегической целью обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время является обеспечение научно обоснованного приемлемого уровня риска негативного воздействия на человека радиационных, химических и биологических опасных факторов мирного и военного времени.

32. Задачами обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время являются:

1) обеспечение населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) подготовка квалифицированных кадров в сфере радиационной, химической и биологической защиты;

3) совершенствование системы подготовки населения по использованию средств индивидуальной защиты, в том числе с учетом современных технологий дистанционного обучения;

4) минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие террористических актов, связанных с вероятностью возникновения и осуществления радиационных, химических и биологических угроз;

5) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз радиационного, химического и биологического характера;

6) создание благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности населения в условиях возможных угроз радиационного, химического и биологического характера;

7) обеспечение гарантированного уровня радиационной, химической и биологической защиты населения с учетом современных вызовов и угроз в пределах научно обоснованных критериев приемлемого (допустимого) риска;

8) выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки, как при угрозе применения различных видов оружия, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

9) непосредственная защита населения от поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера, как в мирное, так и в военное время, повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных радиационных, химических и биологических поражающих факторов, в том числе путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты;

10) оснащение подразделений радиационной, химической и биологической защиты, в том числе МЧС России, современными средствами радиационной, химической и биологической защиты;

11) поддержание в готовности сил и средств радиационной, химической и биологической защиты на всех уровнях;

12) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

13) повышение общей культуры граждан в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты, в том числе повышение уровня и качества информированности населения о рисках чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера и способах защиты от их негативного воздействия;

14) развитие систем оповещения населения при возникновении угроз радиационного, химического и биологического характера;

15) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам организации и осуществления радиационной, химической и биологической защиты населения;

16) совершенствование систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

17) подготовка населения к действиям в условиях воздействия радиационных, химических и биологических поражающих факторов;

18) сохранение и развитие необходимого уровня производственных мощностей по выпуску средств радиационной, химической и биологической защиты и их бронирование на планируемый период военного времени.

33. Основными направлениями обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время являются:

1) выявление, анализ, прогнозирование, внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) наращивание научно-технического потенциала, обеспечивающего создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) развитие ресурсного обеспечения мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения;

5) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов, повышению защищенности населения, а также оценка эффективности указанных мероприятий;

6) совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты по обеспечению выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени;

7) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

8) развитие испытательной базы оценки качественного состояния средств радиационной, химической и биологической защиты населения, аккредитованных лабораторий;

9) реализация комплекса мер по недопущению восполнения потребности в средствах радиационной, химической и биологической защиты населения фальсифицированной контрафактной продукцией;

10) недопущение зависимости от иностранных инвесторов и (или) группы лиц, в которую входят иностранные инвесторы, при создании и обеспечении функционирования научно-производственных мощностей, предназначенных для разработки и выпуска средств радиационной, химической и биологической защиты населения.

34. Внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов, осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области обоснования допустимых (приемлемых) уровней риска чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, а также разработка научно-методических основ (методологии) оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) установление документами по стандартизации, а в дальнейшем, при необходимости, нормативными правовыми актами Российской Федерации, допустимых (приемлемых) уровней риска, а также правил и процедур оценки рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов;

3) разработка и введение в действие методики прогнозирования масштабов возможного химического заражения с целью установления единого методического подхода в области прогнозирования химической обстановки;

4) актуализация свода правил по проектированию "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны", устанавливающих с учетом новых подходов к решению задач гражданской обороны зонирование территории Российской Федерации при реализации угроз радиационного и химического характера, а также мероприятия по радиационной, химической и биологической защите населения;

5) разработка и утверждение в установленном порядке национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для радиационной, химической и биологической защиты населения.

35. Совершенствование нормативно-правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области радиационной, химической и биологической защиты населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) принятие в установленном порядке федеральных законов в области химической и биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию;

2) актуализация Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

3) создание и внедрение информационных систем, обеспечивающих радиационную, химическую и биологическую защиту населения;

4) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

5) реализация положений об особенностях технического регулирования средств радиационной, химической и биологической защиты, поставляемых для целей гражданской обороны, на основе национального законодательства;

6) совершенствование структуры, режимов функционирования, оснащения, повышение степени готовности сил и средств контроля и ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения;

7) проведение учений и тренировок в целях совершенствования межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

8) создание и развитие центров научно-технической и экспертной поддержки органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам радиационной, химической и биологической защиты населения;

9) научно-техническое обоснование номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение общих технических требований к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения;

10) развитие научно-производственной базы, обеспечивающей создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, в рамках реализации соответствующих государственных, федеральных, региональных и ведомственных целевых программ.

36. Наращивание научно-технического потенциала, обеспечивающего создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) целевая образовательная подготовка специалистов радиационной, химической и биологической защиты;

2) формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственной поддержки в интересах научно-производственного обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) совершенствование методологии научных исследований по созданию технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке современных технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения на основе отечественных сырья, материалов и комплектующих изделий и их внедрение в производство;

5) научно-техническое обоснование номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение общих технических требований к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения;

6) развитие научно-технического потенциала для создания перспективных средств радиационной, химической, биологической защиты населения в рамках федеральных и государственных программ, государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

37. Развитие ресурсного обеспечения мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) внедрение робототехнических средств радиационной, химической и биологической разведки, включая беспилотные летательные аппараты;

2) разработка принципиально новых комплектов индивидуального контроля доз облучения с применением нанотехнологий, систем радиационного контроля панорамного типа, дистанционных систем химического контроля, позволяющих обнаруживать одновременно до 50 видов физиологически активных веществ в паровой и аэрозольной фазах;

3) создание малогабаритных быстродействующих приборов химической разведки, использующих такие физико-химические методы анализа, как газовая хроматография, масс-спектрометрия, спектрометрия ионной подвижности и проточная спектрометрия;

4) формирование приборного парка химико-аналитических и радиометрических лабораторий, основанных на новых технологических решениях, обеспечивающих проведение групповой индикации опасных химических веществ, источников ионизирующих излучений с последующей идентификацией обнаруживаемых веществ и источников с помощью компьютерной обработки результатов;

5) создание широкомасштабной коллективной автоматизированной системы моделирования радиационной, химической и биологической обстановки и обучения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, позволяющей управлять приборами радиационной, химической и биологической разведки в удаленном режиме в соответствии с конфигурированной методикой "виртуального шлейфа";

6) разработка мобильных комплексов радиационного, химического, биологического контроля и обеззараживания водоисточников при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

7) разработка и внедрение новых образцов современной техники и эффективных технологий санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

8) разработка, модернизация и внедрение (обеспечение) автоматических средств индикации, пробоотбора и идентификации биологических поражающих агентов, а также тест-систем для экспресс-анализа биологических проб;

9) выработка новых подходов к обеспечению населения средствами индивидуальной защиты в мирное и военное время с учетом существующих современных угроз радиационного, химического и биологического характера;

10) разработка и внедрение новых образцов современных средств индивидуальной защиты населения от опасных биологических факторов, способных привести к возникновению эпидемий (пандемий).

38. Осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов, повышению защищенности населения, а также по оценке эффективности указанных мероприятий осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) разработка и внедрение в практическую деятельность технологии (информационно-аналитической системы) удаленной оценки риска негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе оснащения объектов средствами радиационного, химического, биологического контроля и связи;

2) развитие страховых механизмов снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

3) повышение подготовленности населения в области радиационной, химической и биологической защиты, в том числе путем разработки и внедрения учебных программ повышения квалификации в области радиационной, химической и биологической защиты;

4) развитие государственно-частного партнерства в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) совершенствование комплексных систем информирования и оповещения населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера;

6) развитие механизмов стимулирования деятельности объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности;

7) освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих радиационную, химическую и биологическую защиту населения.

39. Совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты в направлении обеспечения выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени в полном объеме осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) разработка программ (стандартов) дополнительного профессионального образования, повышающего уровень подготовки сил радиационной, химической и биологической, в том числе федеральной противопожарной службы;

2) создание системы подготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

3) внедрение новых технологий выполнения задач радиационной, химической и биологической защиты мирного и военного времени;

4) развитие учебно-материальной базы для подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты;

5) систематическая организация и проведение сборов и исследовательских тактико-специальных учений с привлечением объектовых формирований радиационных, химических и биологических опасных объектов в целях обмена опытом выполнения задач по радиационной, химической и биологической защите населения в мирное и военное время.

40. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области радиационной, химической и биологической защиты населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) реализация международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;

2) участие специалистов в области радиационной, химической и биологической защиты населения в деятельности международных организаций;

3) внедрение в практическую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренных Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятой на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий, механизмов самооценки уровня устойчивости территорий к угрозам радиационного, химического и биологического характера;

4) активизация участия МЧС России в деятельности Международного комитета по стандартизации (ИСО) с целью повышения уровня координации действий в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) правовое регулирование контроля трансграничного переноса радиоактивных, опасных химических и биологических веществ приграничных государств Российской Федерации;

6) гармонизация требований в области радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках международного сотрудничества с Европейским союзом, Евразийским экономическим союзом и другими межгосударственными союзами.