См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

- Расширение применения специального налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход (НПД) - с 1 июля 2020 года на все субъекты Российской Федерации (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов Российской Федерации). НПД администрируется в бездекларационном формате через веб-интерфейс с практически нулевыми издержками для предпринимателей.

Результаты применения показывают высокую популярность этого режима: по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 году).

- Формирование единого информационного пространства администрирования доходов:

- в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости;

- в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 - 2020 гг. проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров;

- разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года.

- Повышение качества работа с дебиторской задолженностью. В 2019 году была разработана и реализована "дорожная карта" по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по: расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога/сбора), усовершенствования порядка уплаты/возврата госпошлины (в т.ч. посредством ЕПГУ), реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности.

В результате принятых мер удалось сохранить низкие темпы роста общего объема дебиторской задолженности (без учета задолженности, срок уплаты которого еще не наступил), а по ряду категорий (в частности, задолженности в части налогов и сборов) - добиться снижения общего объема.

- Создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей:

- введен институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц ("единый налоговый платеж физического лица");

- сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.