XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

158. Работа с обращениями граждан и организаций в ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2018, N 53 (ч. 1), ст. 8454) (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСИН России.

159. В ФСИН России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения), по вопросам сферы деятельности ФСИН России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <1> (далее - единый портал) либо с официального сайта ФСИН России в сети Интернет, обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом N 59-ФЗ), или в форме устного обращения к директору ФСИН России или уполномоченному должностному лицу во время личного приема граждан.

--------------------------------

<1> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861.

При необходимости государственный орган, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направившие обращение, информируются о результатах его рассмотрения.

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и ФСИН России в процессе реализации ФСИН России государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административными регламентами, а до их принятия - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минюста России.

(п. 159 в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

160. Обращения подлежат обязательной регистрации управлением делами ФСИН России в течение 2 дней с даты поступления в ФСИН России или к уполномоченному должностному лицу.

(в ред. Приказов ФСИН России от 17.04.2023 N 229, от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

161. Поступившие в ФСИН России обращения в зависимости от содержания докладываются директору ФСИН России (заместителю директора ФСИН России) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений ФСИН России в день их регистрации.

(в ред. Приказов ФСИН России от 17.04.2023 N 229, от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости изменение головного исполнителя и (или) состава соисполнителей по обращениям осуществляется управлением делами ФСИН России на основании резолюции директора ФСИН России, заместителя директора ФСИН России (в соответствии с распределением обязанностей) либо мотивированного письменного решения начальника структурного подразделения ФСИН России.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, поступившие в ФСИН России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы ФСИН России, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения по вопросам обжалования актов (приказов) ФСИН России направляются соответствующим структурным подразделениям ФСИН России (в том числе в правовое управление ФСИН России) для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем директора ФСИН России (в соответствии с распределением обязанностей), начальником соответствующего структурного подразделения ФСИН России с информированием заявителя о принятом решении и, при необходимости, о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения рассматриваются в ФСИН России в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен директором ФСИН России, заместителем директора ФСИН России, курирующим структурное подразделение ФСИН России, которому поручено рассмотрение обращения, либо начальником структурного подразделения ФСИН России, давшим поручение о рассмотрении обращения, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

162. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

ФСИН России при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурное подразделение ФСИН России в соответствии с компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, директор ФСИН России (заместитель директора ФСИН России) либо начальник структурного подразделения ФСИН России вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в ФСИН России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае поступления в ФСИН России письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ на официальном сайте ФСИН России в сети Интернет, гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

163. В ответах ФСИН России может содержаться разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, если на ФСИН России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, в ФСИН России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях начальники структурных подразделений ФСИН России информируют об этом заявителей.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФСИН России, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ.

164. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы либо ответы в форме электронных документов.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

В ответе гражданину должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения или действия (бездействия) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

165. Начальники структурных подразделений ФСИН России обеспечивают учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе:

количество и характер рассмотренных обращений граждан;

количество и характер рассмотренных обращений организаций;

количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций ФСИН России в пределах ее полномочий;

количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Начальники структурных подразделений ФСИН России организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

166. Структурное подразделение ФСИН России, определенное директором ФСИН России, обобщает результаты анализа обращений по итогам года и представляет проект соответствующего доклада директору ФСИН России для последующего направления в Минюст России.

(в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

167. Поступившие на имя директора ФСИН России обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность) на результаты рассмотрения ранее поступивших в ФСИН России обращений организаций, направляются заместителям директора ФСИН России, начальникам структурных подразделений ФСИН России для ответа.

(п. 167 в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

168. Для приема обращений в форме электронных документов применяется платформа обратной связи единого портала или официальный сайт ФСИН России в сети Интернет, обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

(п. 168 в ред. Приказа ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

(см. текст в предыдущей редакции)

168(1). Ответ на обращение в форме электронного документа направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в ФСИН России или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на едином портале или на официальном сайте ФСИН России в сети Интернет, обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании единого портала или официального сайта ФСИН России в сети Интернет, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в ФСИН России или должностному лицу в письменной форме <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 12.11 Типового регламента внутренней организации.

Ответы на обращения подписываются директором ФСИН России либо уполномоченным должностным лицом.

(п. 168(1) введен Приказом ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

168(2). Основанием для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пункте 162 Регламента, также может являться:

а) поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;

б) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения) <2>.

(п. 168(2) введен Приказом ФСИН России от 03.09.2025 N 662)

--------------------------------

<2> Пункт 12.10 Типового регламента внутренней организации.

169. Личный прием граждан в ФСИН России проводится директором ФСИН России, заместителями директора ФСИН России, начальниками структурных подразделений ФСИН России и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Прием граждан организуется управлением делами ФСИН России по рабочим дням в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации управлением делами ФСИН России направляется на рассмотрение в структурное подразделение ФСИН России, к компетенции которого относится решение поставленных в письменном обращении вопросов.

В случае если поставленные гражданином во время личного приема вопросы не относятся к компетенции ФСИН России, должностное лицо ФСИН России, осуществляющее личный прием гражданина, разъясняет ему порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.