См. Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов (одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Обеспечение информационной безопасности на финансовом рынке требует формирования механизма правового регулирования, включающего в том числе полномочия Банка России по организации такого обеспечения и установлению регуляторных требований к участникам финансового рынка.

Правовой механизм обеспечения информационной безопасности на финансовом рынке должен гарантировать предсказуемость реализации Банком России своих полномочий, а также предсказуемость надзора за исполнением требований участниками финансового рынка.

В настоящее время в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646, Банк России определен в качестве органа, составляющего организационную основу системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а организации кредитно-финансовой сферы - в качестве участников системы.

В соответствии со статьями 57.4, 76.4-1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями) (далее - Закон о Банке России) Банк России по согласованию с ФСБ России и ФСТЭК России устанавливает требования к обеспечению защиты информации:

- для кредитных организаций при осуществлении банковской деятельности;

- для некредитных финансовых организаций при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной частью первой статьи 76.1 Закона о Банке России.

Статья 27 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" устанавливает обязанность операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры обеспечивать защиту информации при осуществлении переводов денежных средств.

Законом о Банке России установлены регуляторные полномочия Банка России по вопросам информационной безопасности и защиты информации при осуществлении:

- переводов денежных средств, банковских и финансовых операций;

- ведения базы данных о случаях и попытках несанкционированных переводов денежных средств;

- информационного обмена между организациями кредитно-финансовой сферы и ФинЦЕРТ Банка России в соответствии с частями 6 и 7 статьи 27 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (с изменениями).

Формирование соразмерного регуляторного воздействия в сфере информационной безопасности и киберустойчивости предполагается осуществлять по следующим направлениям:

1) Выявление в сети Интернет сайтов, используемых для совершения мошеннических действий в кредитно-финансовой сфере, и ограничение в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, доступа потребителей финансовых услуг к таким сайтам, что требует закрепления за Банком России полномочий:

- по блокированию в сети Интернет:

- фишинговых сайтов;

- сайтов, связанных с предложением и (или) предоставлением финансовых услуг субъектами, не имеющими права их оказывать в соответствии с действующим законодательством;

- сайтов, используемых для распространения информации о финансовых пирамидах, привлекающих средства и имущество физических и юридических лиц.

- по досудебному блокированию в сети Интернет сайтов, связанных с распространением вредоносного программного обеспечения.

2) Противодействие мошенничеству в финансовой сфере через выстраивание единого канала обмена данными о мобильном устройстве, абоненте номера мобильного телефона между операторами связи и банками, некредитными финансовыми организациями, в том числе микрофинансовыми организациями (важно, например, в ситуациях смены сим-карт, смены владельца номера мобильного телефона, подозрений на заражение мобильного устройства).

3) В рамках работ по совершенствованию механизмов использования усиленной квалифицированной электронной подписи и законодательства, регулирующего деятельность удостоверяющих центров, Банк России формирует комплексные предложения по выстраиванию единой системы удостоверяющих центров в кредитно-финансовой сфере, в которой удостоверяющий центр Банка России становится головным для всего финансового рынка.

4) Создание условий для безопасного оборота цифровых финансовых активов посредством установления соразмерных требований к информационной безопасности и защите информации в этой сфере. Соразмерность требований Банка России к защите информации будет зависеть от уровня рисков, объема и характера осуществляемых организацией кредитно-финансовой сферы операций, уровня и сочетания присущих ее деятельности рисков.

5) Отдельными направлениями в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" являются координация деятельности участников финансового рынка в целях реализации мероприятий федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" по выработке подходов к регулированию требований к применению цифровых технологий на финансовом рынке с учетом требований безопасности (например, цифровые финансовые активы, искусственный интеллект, Big Data, киберфизические системы, системы распределенного реестра и другие).