Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Часть VI. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов

Часть VI. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК

И СРОКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов определены статьей 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сроки уплаты страховых взносов и единого социального налога различны.

Уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В то же время уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Ежемесячно страхователи производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Сумма авансового платежа по страховым взносам определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со статьей 28 указанного Закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 этого Закона, уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.

В настоящее время законодательно установлен только максимальный размер указанного платежа, который составляет 3600 рублей в расчете на месяц на каждое застрахованное лицо.

Минимальный размер фиксированного платежа будет установлен другим нормативным актом. Стоимость страхового года, исходя из которой будет определяться размер фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты указанных платежей, в размере, превышающем минимальный, будут определены Правительством Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, путем ведения индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат, единого социального налога и страховых взносов.

КонсультантПлюс: примечание.

В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ коды бюджетной классификации изменились.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится страхователями отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации:

1010610 Страховые взносы на обязательное пенсионное

страхование, направленные на выплату страховой части

трудовой пенсии;

1010620 Страховые взносы на обязательное пенсионное

страхование, направленные на выплату накопительной

части трудовой пенсии;

1400310 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд

Российской Федерации

на лицевые счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые ранее в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с разъяснением, изложенном в письме МНС РФ от 25.07.2002 N ФС-6-10/1086@, при уплате пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты, а также штрафов за нарушение налогового законодательства при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии, налогоплательщик в платежном документе указывает код бюджетной классификации доходов бюджетов 1010610, а страховых взносов, направленных на выплату накопительной части, - код 1010620. Код бюджетной классификации доходов бюджетов 1400310 предназначен для зачисления средств, поступающих в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в ПФР, образовавшейся на 1 января 2001 года. Любые указания Пенсионного фонда РФ о порядке уплаты пеней и штрафов по указанным доходам, противоречащие установленному порядку их уплаты и зачисления в бюджет Пенсионного фонда РФ, являются неправомерными.

При этом на код 1400310 зачисляется недоимка по взносам, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2001 года, а штрафы и пени - независимо от периодов их начисления.

Недоимка по страховым взносам, образовавшаяся начиная с 2002 года, зачисляется соответственно на счета бюджетной классификации 1010610 и 1010620 в зависимости от того, по какой части трудовой пенсии она образовалась.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Платежные поручения оформляются страхователями в соответствии с правилами, утвержденными МНС России, ГТК России и Минфином России от 1 октября 2001 г. N БГ-3-10/373/961/80н. В поле "Получатель" страхователь указывает идентификационный номер налогового органа (ИНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа, наименование органа федерального казначейства, наименование налогового органа. В поле "Назначение платежа" в последнем разделе "Примечания" страхователь указывает регистрационный номер в ПФР и наименование платежа "страховые взносы" или "финансированный платеж".

В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога.

Это означает, что начисленные, но неуплаченные страховые взносы будут считаться недоимкой и взысканы налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением сумм пеней по итогам отчетного квартала. Кроме того, недоимка по страховым взносам будет взыскана органами ПФР с начислением сумм пеней в судебном порядке.

После поступления неуплаченных сумм страховых взносов на счета Пенсионного фонда Российской Федерации будет произведен перерасчет единого социального налога, переплата по единому социальному налогу и пеням будет пересчитана и зачтена в счет будущих платежей по единому социальному налогу.

Следует иметь в виду, что эта норма действует до 1 января 2003 года.

За счет льгот, предусмотренных отдельным категориям страхователей статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы страховых взносов организаций любых организационно - правовых форм, в которых работают инвалиды I, II и III групп, будут превышать сумму единого социального налога.

Например: в организации численностью 30 человек работают 5 инвалидов II и III групп. Сумма выплат, начисленных в пользу всех работников, составляет 270 тыс. рублей. Сумма выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, - 30 тыс. рублей.

Сумма авансового платежа по единому социальному налогу, начисленная к уплате в федеральный бюджет, составит 240 000 / 100 х 14% = 33 600 руб.

Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам (налоговый вычет) составит 270 000 / 100 х 14% = 37 800 руб.

Сумма авансовых платежей по страховым взносам превысит сумму единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, на 4200 руб. (37 800 руб. - 33 600 руб.).

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 09.02.2007 N 13н утверждены форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок его заполнения.

Расчет приведен в соответствии с Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьями 239, 245 Налогового кодекса Российской Федерации".

В организациях, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога, будет начисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов.

Однако в случае, когда заработная плата у работников организации свыше 600 000 руб., возникнет превышение суммы единого социального налога, зачисляемой в федеральной бюджет, по отношению к страховым взносам. Это связано с тем, что ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установленная статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, на выплаты в пользу работников, превышающие 600 000 руб., установлена на 2 процента больше, чем тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов и адвокатов сумма страховых взносов, уплаченная в виде фиксированного платежа, будет зачтена как налоговый вычет в размере, не превышающем одной второй суммы единого социального налога.