5. Организация получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
5. Организация получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных организациях
в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования
При реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) учитывается получаемая профессия или специальность.
Организация образовательной деятельности по освоению среднего общего образования предусматривает дифференциацию содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Изучение учебных предметов на углубленном уровне ориентировано преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Образовательные организации самостоятельно определяют профиль ООП СПО в соответствии со спецификой профессии, специальности, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.
В зависимости от профиля, установленного для ООП СПО, определяются для углубленного изучения соответствующие предметы. К примеру, в технологическом направлении - это математика, физика, информатика. Преподавателями определяются темы для углубленного изучения с ориентацией на избранную профессию/специальность, студентам предлагаются задачи и практические работы профессиональной направленности.
Образовательная организация вправе предусмотреть освоение общеобразовательных дисциплин полностью или частично в дисциплинах общепрофессионального и других циклов ООП СПО. В этом случае необходимо распределить все личностные, метапредметные и предметные результаты, определенные в ФГОС СОО по конкретным дисциплинам ООП СПО.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования обеспечивают освоение результатов заявленных в ФГОС СОО, для чего формируется общеобразовательный цикл, включающий общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору), из обязательных предметных областей:
|
Родной язык и родная литература <1> |
|||
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
|||
--------------------------------
<1> В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать 11 - 12 дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля ООП СПО.
При необходимости образовательная организация может увеличить количество дисциплин.
В учебные планы ООП СПО включают дополнительные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности образовательной организации и профиля осваиваемой профессии/специальности.
Дисциплинами по выбору могут быть:
"Профессиональное самоопределение (введение в профессию\специальность)"
"Мировая художественная культура";
"Основы проектной деятельности" и др.
На этапе формирования учебного плана определяется дисциплина(ы) общеобразовательного цикла, в рамках которой(ых) будет выполняться индивидуальный проект. После ознакомления с методологией проектной деятельности, студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме самостоятельной работы по конкретной дисциплине(ам). Лучшие проекты обучающихся могу быть рекомендованы для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ.
При формировании учебных планов общими для включения в общеобразовательный цикл для всех учебных планов являются учебные дисциплины: "Русский язык" и "Литература" (или "Русский язык и литература"), "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
Общеобразовательные учебные дисциплины по выбору из обязательных предметных областей образовательные организации определяют самостоятельно с учетом профиля, специфики профессии/специальности.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучение, образовательные организации распределяют на учебные дисциплины общеобразовательного цикла ООП СПО - общие и по выбору из обязательных предметных областей, изучаемые на базовом и профильном уровнях, и дополнительные по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией.
Углубление и расширение знаний и умений, полученных студентами при освоении дисциплин общеобразовательного цикла осуществляется за счет других циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного цикла, а также средствами отдельных дисциплин профессионального цикла.
Образовательные организации в учебных планах ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при формировании содержания общеобразовательного цикла вправе уточнять состав общеобразовательных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение, учитывая специфику ООП СПО по осваиваемой профессии или специальности.
Образовательные организации оценивают качество освоения дисциплин общеобразовательного цикла ООП СПО в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных дисциплин, различными методами, включая компьютерные технологии.
Экзамены проводят в дни, освобожденные от занятий, по дисциплинам "Русский язык", "Математика", "Иностранный язык" и не менее, чем по одной из дисциплин, изучаемых углубленно с учетом выбранного профиля.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (часть 6 статьи 59 Федерального закона об образовании).
Образовательные организации, осуществляющие реализацию ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают программы общеобразовательных дисциплин с учетом требований ФГОС СОО, ПООП СОО, ФГОС СПО и спецификой выбранного профиля.
В рабочих программах по дисциплинам уточняют содержание обучения, в том числе изучаемое на профильном уровне с учетом его значимости для освоения ООП СПО; последовательность изучения материала, распределение часов по разделам и темам, лабораторные и практические занятия, тематику рефератов, выполнение индивидуальных проектов, формы и методы текущего контроля и оценки учебных достижений, промежуточной аттестации студентов, рекомендуемые учебные пособия и др.
При разработке рабочей программы интегрированной базовой дисциплины "Естествознание" образовательные организации вправе перераспределить учебные часы, выделив дисциплину, имеющую профессиональную значимость для ООП СПО и включить ее в состав профильных общеобразовательных дисциплин с нагрузкой во взаимодействии с преподавателем не менее 68 час., а две другие дисциплины изучать как базовые в интегрированном курсе "Естествознание".
Все изменения, внесенные образовательными организациями в рабочие программы дисциплин, фиксируют в пояснительных записках к этим программам.
Для успешного освоения среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО необходимо обеспечить достижение всех результатов, обозначенных ФГОС СОО. Для обеспечения достижения этой цели образовательная организация должна применять современные образовательные технологии и решить следующие задачи:
- обеспечить содержательную интеграцию программ общего и профессионального образования;
- провести интенсификацию освоения результатов среднего общего образования и опережающего освоения результатов среднего профессионального образования.
В качестве современных технологий рекомендуется использовать приемы и методики, направленные на обеспечение профильности общеобразовательных дисциплин.
Профильность преподавания общеобразовательных дисциплин обусловлена сжатыми сроками освоения среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО. Она позволяет повысить мотивацию обучающихся и обеспечивает опережающий вход в профессию/специальность). К примеру, одной из распространенных моделей опережающего освоения элементов будущих профессиональных компетенций становится введение в предмет "Иностранный язык" и иных дисциплин на уровне среднего общего образования тематических вопросов, связанных с освоением терминологии будущей профессиональной деятельности (Москва, Московская область).
В случае выбора индивидуального проекта, данный вид учебной работы выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Проектная деятельность позволяет обучающимся выполнять проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретать знания и умения в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.
Данная технология эффективно применяется на занятиях по профильным дисциплинам.
Рабочие программы дисциплин - программы дисциплин общеобразовательного цикла ООП СПО, разрабатываются на основе примерных программ общеобразовательных дисциплин, отвечающих требованиям ФГОС СОО, предъявляемым к содержанию и результатам освоения дисциплины, и рекомендованных к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Рабочие программы общеобразовательных дисциплин являются составной частью программно-методического сопровождения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, реализуемой в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875