2. Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решаемые с участием педагогических сообществ
2. Актуальные вопросы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, решаемые с участием
педагогических сообществ
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).
В Концепции выделяется три этапа предупреждения правонарушений несовершеннолетних в зависимости от момента начала мер осуществления профилактического воздействия:
- раннее предупреждение правонарушений;
- непосредственное предупреждение правонарушений;
При этом важнейшую роль в профилактической работе играет раннее предупреждение, так как оно предполагает создание социальной ситуации развития несовершеннолетнего в направлении нормы, социально-психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в его поведении, совершения им правонарушений.
Профилактическая работа должна способствовать повышению уровня жизни, формированию окружения, которое обеспечивает развитие нравственных ценностей, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию несовершеннолетних.
Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних тесно связано с задачами, решаемыми в соответствии с федеральными стратегическими документами.
Значимость развития системы профилактики безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), в том числе повторной, отражена в национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.
Приоритетными направлениями в работе с детьми и подростками в рамках национальных проектов являются:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
- внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;
- продвижение традиционных семейных ценностей;
- снижение влияния бедности семей на детей, содействие сокращению воспроизведения детского неблагополучия;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
- формирование здорового образа жизни, преодоление жизненных ограничений, асоциального поведения, детских суицидов и других причин потери детского населения.
Ряд из перечисленных направлений имеет непосредственное отношение к деятельности образовательных организаций и акцентируют внимание на наиболее сущностных моментах построения содержания учебно-воспитательного процесса.
Практика показывает, что профилактическая деятельность в образовательных организациях в большей мере направлена на детей и подростков, которые уже вступали в конфликт с законом, которые уже состоят на различных видах учета, или по решению суда обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого/открытого типа или отбыли (отбывают) наказание в местах лишения свободы.
С точки зрения профилактической деятельности, педагоги уделяют внимание, в основном, так называемым "трудным" подросткам или детям, находящимся в социально опасном положении.
Между тем выделение категории детей с трудностями в социальной адаптации (иначе дезадаптированных) является очень сложной задачей, поскольку критерии их определения в научной среде неоднозначны. Более того, грань между "трудными" и "обычными" подростками постепенно становится все более условной.
Поскольку образовательные организации являются одним из важнейших социальных институтов воспитания детей и молодежи, необходимо создание и развитие в них образовательной (воспитывающей) среды, предполагающей:
- разработку и реализацию программы развития воспитательной компоненты в образовательной организации на основе требований федеральных государственных стандартов;
- активное вовлечение детей в культурную и общественную жизнь;
- поиск и применение эффективных средств и способов разрешения различных конфликтов, возникающих в образовательной среде;
- внедрение технологий и практик на основе восстановительного подхода;
- обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ, создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних, в том числе учащихся с трудностями в социальной адаптации;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- осуществление мер по профилактике употребления наркотических веществ, профилактике деструктивного (саморазрушающего) поведения и другое.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875