ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные материалы показывают, что для эффективного управления подготовкой спортсменов научно-обоснованные модельные характеристики играют важную роль. Проблема правильного использования модельных характеристик как фактора управления тренировочным процессом спортсменов заключается в том, что модель "идеального" спортсмена постоянно меняется в связи с возрастными изменениями его организма, а также требований соревновательной деятельности (правил соревнований и др.).

Достижение высоких спортивных результатов лицами, занимающимися спортивной подготовкой, рассматривается как перспективная цель и в этой связи модельные характеристики, в виде должных норм физической и специальной подготовленности, несомненно, являются ориентиром для педагогического обоснования тренировочного процесса спортсменов [63, 74, 75].

В целях осуществления управления тренировочным процессом тренеру необходимо корректировать ход его реализации с учетом результатов объективных количественных показателей, основанных на измерениях. Тренировки, построенные только с учетом показателей самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не смогут дать оптимальных результатов в современном спорте.

Тренер должен организовать:

1) проведение постоянного контроля состояния спортсменов ежедневно (оперативный), текущего (на сборах), этапного комплексного контроля (между циклами 2 - 3 раза в год) и на соревнованиях;

2) сбор информации, разработку индивидуальных модельных характеристик подготовки спортсмена на основе анализа взаимосвязи исследуемых показателей и результатов соревнований;

3) поиск "слабых мест" в подготовленности спортсмена и коррекцию тренировочных нагрузок по величине и направленности.

Только в этом случае тренеры смогут управлять процессом развития спортивной формы и ее сохранения в соревновательном периоде.

С целью определения состояния или способностей спортсмена, проводятся измерения посредством тестирования или выполнения контрольных упражнений, к которым относятся соревновательные или специальные упражнения. Для моделирования необходимой подготовленности эти данные имеют большую ценность. Динамика показателей контрольных упражнений позволит тренеру, спортсмену, исследователю проводить анализ результатов и делать необходимые выводы.

На основании тестов и контрольных (специальных) упражнений разрабатываются "модели" сильнейших спортсменов. Данные расчеты должны базироваться на информативных (существенных) показателях, которые необходимо обработать соответствующим образом для получения целостной модели спортсмена.

Изучив структуру системы (модели) по определенному подбору свойств, тренер способен охарактеризовать основные компоненты моделей спортсменов по наиболее существенным характеристикам. Данные характеристики и будут являться модельными, отображающими уровень технической, физической, тактической, психологической, теоретической сторон подготовленности спортсмена.

Дальнейший анализ основных компонентов модели можно в первом приближении распределить по трем уровням в соответствии с общими представлениями об их субординационных отношениях:

1) на первом уровне "модели" сильнейшего спортсмена располагаются характеристики соревновательной деятельности спортсменов, определяемые в результате регулярного многолетнего сбора информации во время ответственных соревнований;

2) на втором уровне выделяются характеристики специальной физической, технической и тактической подготовленности спортсменов в период наивысшей спортивной формы;

3) на третьем уровне находятся характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологических особенностей, возраст и спортивный стаж спортсменов в период наивысшей спортивной формы.

Иерархический характер взаимосвязи основных компонентов модели спортсмена вполне очевиден. С одной стороны, анализ соревновательной деятельности спортсмена может только констатировать отдельные недостатки в его действиях. Причины же этих недостатков выявляются только при анализе компонентов второго уровня модели - специальной физической, технической и тактической подготовленности. С другой стороны, причины недостатков в указанных видах подготовленности можно окончательно установить лишь после анализа функциональных, психических и морфологических возможностей спортсмена, оценку которых можно получить только на основе комплексного мониторинга их состояния.

При использовании методик с применением аппаратуры в ходе комплексного мониторинга тренер должен проводить исследование в первую очередь с медицинским персоналом (врач, врач-биохимик, физиолог), а также работниками КНГ по видам спорта [60].

В практике спорта проводится оценка физической, функциональной подготовленности, психо-функционального состояния, морфофункционального статуса. Расчеты модельных характеристик по данным компонентам подготовленности не отличаются от общепринятых в спорте.

Нормативные показатели и модельные характеристики применяются во всех видах контроля, используемых в спорте: оперативном, текущем, комплексном.

Разработка и внедрение в тренировочный процесс новых вариантов инструментальных комплексов позволяет существенно расширить диагностические возможности при оценке состояния тренированности спортсменов и наметить новые подходы к повышению эффективности их тренировки. Подобные обследования проводятся на специальных экспериментальных площадках или при этапных комплексных обследованиях.

Моделирование режимов тренировочных и соревновательных нагрузок у спортсменов различных возрастных групп при использовании общих и специальных тестовых нагрузок позволяет выявить новые подходы к планированию тренировочных нагрузок и разработке циклов подготовки, существенно отличающихся от общепринятых схем тренировки.

В методических рекомендациях приведены данные об управлении подготовкой спортсменов с помощью использования энергетических зон интенсивности, использовании стандартных тестирующих нагрузок до отказа, а также нагрузок, моделирующих основные режимы интенсивности и соревновательную деятельность спортсменов. Это позволяет разработать модельные характеристики функциональной и психо-функциональной подготовленности спортсменов, а также модели различных циклов подготовки.

Применение общепринятых проб и тестов (измерение ЧСС, АД, ЖЕЛ, тест PWC170, пробы Руфье, Генчи, Штанге, Ромберга, динамометрические тесты для определения силовых показателей и дифференциации мышечных усилий, определение устойчивости позы тела и ориентации тела в пространстве, скорости двигательных реакций) позволяет получать необходимую информацию о состоянии организма спортсмена непосредственно в условиях тренировочных занятий.

Повышение эффективности управления тренировочным процессом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, во многом обусловлено постоянным совершенствованием модельных характеристик соревновательной деятельности, отражающих, в том числе физическую, функциональную, психо-функциональную подготовленность, а также морфофункциональный статус. Это должно происходить на основе учета интенсивности физических нагрузок по педагогическим характеристикам, в соответствии с зонами относительной мощности по энергетическим критериям, а также учета возрастных особенностей развития организма спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Таким образом, только на основе комплексных исследований спортсменов возможна разработка научно-обоснованных программных материалов для эффективного управления тренировочным процессом. Одним из необходимых условий для всесторонней оценки подготовленности спортсменов является деятельность экспериментальных (инновационных) площадок с учетом широкого обсуждения их результатов и практики инновационного внедрения. Модельные характеристики (нормативные показатели) различных сторон подготовленности спортсменов должны являться составной частью типовых программ спортивной подготовки по видам спорта.