7. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности
7. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного
(бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности
7.1. В нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), абзацем двадцать вторым пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), абзацем четвертым пункта 132 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), ГРБС несвоевременно отражены в регистрах бухгалтерского учета (журнал по прочим операциям, Главная книга) доведенные суммы лимитов бюджетных обязательств.
7.2. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 БК РФ, частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н, ПБС приняты к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни.
7.3. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, учреждением не оформлялись первичные учетные документы по начислению и выплате заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания.
7.4. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162 БК РФ, частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 86 Инструкции N 157н, пунктом 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), учетной политикой, ПБС не начислена амортизация на объекты основных средств за 2017 - 2018 годы, в результате чего искажен показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности по строке 050 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации" Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130).
7.5. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 10, 318 Инструкции N 157н (в редакции приказов Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н, от 31 марта 2018 г. N 64н), учреждением отражались в Журнале по прочим операциям принятые обязательства по государственным контрактам (договорам) с отсрочкой от 1 до 41 рабочего дня.
7.6. В нарушение требований, установленных подпунктами 6, 7 части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), ПБС приняты к учету первичные учетные документы (товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов) при отсутствии обязательных реквизитов (наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
7.7. В нарушение требований, установленных абзацами вторым, третьим пункта 11 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), ГРБС принят к учету первичный учетный документ "Сведения об использовании субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на выполнение мероприятий программ, подпрограмм и непрограммных мероприятий", форма которого не утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - приказ Минфина России N 52н) и не предусмотрена учетной политикой ГРБС.
7.8. В нарушение требований, установленных абзацем восьмым раздела 3 "Применение и формирование регистров бухгалтерского учета" Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение N 5), утвержденных приказом Минфина России N 52н (далее - Методические указания N 52н), ПБС не отражались сведения об объектах основных средств в разделе 5 "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
7.9. В нарушение требований, установленных абзацем пятым пункта 13 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124н), учетной политикой, ПБС к учету принимались первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции.
7.10. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, подпунктом 4 пункта 3, подпунктом 4 пункта 6, подпунктом 2 пункта 7 раздела II "Обязательные реквизиты путевого листа" приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", учреждением приняты к учету первичные учетные документы (путевые листы легкового автомобиля), служащие основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы, не соответствующие требованиям к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, а именно: отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах "Место отправления, назначения", не заполнено поле "Удостоверение N", на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями.
7.11. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, ПБС приняты к учету расходы на основании первичных документов, не соответствующих установленным требованиям, а именно: в документах отсутствовали наименования должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименования должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события, а также их подписи с указанием их фамилий и инициалов, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
7.12. В нарушение требований, установленных пунктом 127 Инструкции N 157н, ПБС расходы на создание нефинансового актива в рамках исполнения государственного контракта отнесены на счет 40120 "Расходы текущего финансового года", которые необходимо отразить на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы".
7.13. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 169, 170, 171, 172 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 12 октября 2012 г. N 134н), пункта 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н) (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением почтовые марки, приобретенные за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, не оприходованы на счет 20135 "Денежные документы", а списаны на счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", что привело к искажению данных строки 207 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - Баланс (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.14. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России 29 августа 2014 г. N 89н), учреждением авансовые отчеты оформлялись, утверждались и принимались к учету в день выдачи денежных средств в подотчет, т.е. до фактического расходования средств, без предоставления документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.
7.15. В нарушение требований, установленных пунктом 212 Инструкции N 157н, учреждением денежные средства, выданные в подотчет сотруднику учреждения, в учете отражены по счету 30296 "Расчеты по прочим расходам" вместо счета 20896 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам".
7.16. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем двадцать вторым пункта 11 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), учетной политикой, ПБС несвоевременно отражены в регистре бухгалтерского учета первичные учетные документы (акты о приемке выполненных работ формы N КС-2).
7.17. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацами шестым, тринадцатым пункта 263 Инструкции N 157н, абзацем тридцать четвертым пункта 18, абзацами шестым, седьмым пункта 19 Инструкции N 33н (в редакции приказов Минфина России от 14 ноября 2017 г. N 189н, 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением в регистрах бухгалтерского учета:
не отражена сумма начисленного налога на имущество;
недостоверно отражена сумма начисленного транспортного налога, что привело к искажению данных соответствующих строк Баланса (ф. 0503730) на отчетные даты.
7.18. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым подпункта а) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества", абзацем третьим пункта 7 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, пунктом 68 Инструкции N 33н, учреждением особо ценное движимое имущество (балансовая стоимость которого превышала 200 000,00 рублей за каждую единицу) учитывалось на счете 10134 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения", которое следовало учитывать на счете 10120 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения", что привело к искажению (занижению) данных Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) к Балансу (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.19. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым пункта 333 Инструкции N 157н, абзацем вторым пункта 21 Инструкции N 33н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением нематериальные активы, в том числе нематериальные активы (основные средства в виде спортивного инвентаря, оборудования), приобретенные с неограниченным сроком действия и сроком действия по 31 декабря 2019 г., не учитывались на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", что привело к искажению (занижению) данных строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503730) на отчетные даты.
7.20. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 349 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), пунктом 20 Инструкции N 191н, ПБС материальные ценности, выданные на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, не учитывались на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных", что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.
7.21. В нарушение требований, установленных абзацем восьмым пункта 3, абзацем первым пункта 351 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), учреждениями банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения государственных контрактов, не отражались на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
7.22. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 373 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 3 марта 2018 г. N 64н), учетной политикой, ПБС учитывались объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей (клавиатура Genius, гладильная доска) на счете 10100 "Основные средства", вместо предусмотренного забалансового счета 21 "Основные средства в эксплуатации".
7.23. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 385 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124), абзацем тринадцатым пункта 26 Инструкции N 162н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 184н), пунктом 20 Инструкции N 191н (в редакции приказом Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 157н), ПБС на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" не отражено списание материальных запасов (спецодежда), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов, что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.
7.24. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым пункта 385 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124н), абзацем одиннадцатым пункта 17, абзацем двадцать пятым пункта 21 Инструкции N 33н (в редакции приказов Минфина России от 17 декабря 2015 г. N 199н, от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением мягкий инвентарь (спортивная экипировка), выданный в личное пользование работникам (сотрудникам) для использования в процессе спортивных мероприятий, не отражен на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)", а продолжал учитываться на счете 10535 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения", что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503730).
7.25. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем восемнадцатым пункта 99 Инструкции N 157н, абзацем вторым пункта 17 Инструкции N 33н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением в составе основных средств на счете 10100 "Основные средства" учитывались материальные запасы, которые следовало учитывать на счете 10500 "Материальные запасы", что привело к искажению (завышению) данных строки 010 "Основные средства" Баланса (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.26. В нарушение требований, установленных абзацами первым, вторым пункта 38 Инструкции N 157н, пунктом 4 Инструкции N 162н, ПБС учитывались объекты основных средств (резервуары для воды пластиковые на 2 000 литров) на счете 10500 "Материальные запасы", вместо предусмотренного счета 10100 "Основные средства".
7.27. В нарушение требований, установленных пунктом 167 Инструкции N 191н, ПБС в графе 10 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) на 1 января 2019 года не отражена долгосрочная дебиторская задолженность.
7.28. В нарушение требований, установленных пунктом 170.2 Инструкции N 191н, ПБС в Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) на отчетную дату не отражены неисполненные обязательства по контрагентам (получателям субвенций), что привело к искажению показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении.
7.29. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 79, 80, 82 Федерального стандарта N 256н, пунктами 1.3, 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, ПБС перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводилась инвентаризация обязательств.
7.30. В нарушение требований, установленных пунктом 167 Инструкции N 157н, ПБС осуществлен прием в кассу наличных денежных средств без оформления Приходного кассового ордера.
7.31. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 46 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС не проставлены инвентарные номера на некоторых объектах основных средств.
7.32. В нарушение требований, установленных пунктом 93 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС не внесены изменения в учетную политику при изменении требований в части начисления амортизации нематериальных активов.
7.33. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 25 Инструкции N 157н, пунктом 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 258н, ПБС первоначальная (фактическая) стоимость объекта нефинансовых активов - право пользования служебным помещением (часть помещений здания) определена в размере, не являющимся справедливой стоимостью объекта нефинансовых активов.
7.34. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, ПБС первичный документ бухгалтерская справка на поступление объекта нефинансовых активов - права пользования служебным помещением (часть помещений здания) составлена по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни - заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением.
7.35. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 301 Инструкции N 157н, ПБС операция "принятие к учету прав пользования служебным помещением" отражена в учете по кредиту счета 30224 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом" вместо счета 40140 "Доходы будущих периодов".
7.36. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 5 раздела 1 Инструкции N 162н, ПБС учет библиотечного фонда осуществлялся на счете 10137 "Биологические ресурсы - иное движимое имущество учреждения".
7.37. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем третьим пункта 19 Инструкции N 157н, разделом "Журнал операций" раздела 3 Методических указаний N 52н (приложение N 5), ПБС не обеспечено отражение дебетового остатка по счету 10138 "Прочие основные средства" при выведении регистров бухгалтерского учета (журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Главная книга) на бумажные носители.
7.38. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 217 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС операции по выдаче арендодателям денежных средств из кассы на оплату арендной платы за жилые помещения для сотрудников отражались в регистрах бюджетного учета с применением счета 20824 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом".
7.39. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 11 Инструкции N 157н, разделом 3 Методических указаний N 52н, ПБС не оформлялись регистрами бухгалтерского учета результаты проведенных инвентаризаций:
нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) - Инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
денежных средств - Инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), Инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).
7.40. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 217 Инструкции N 157н, ПБС операции по выдаче из кассы подотчетным лицам средств на представительские расходы отражались в первичных учетных документах (расходных кассовых ордерах) с использованием счета 20891 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов" вместо счета 20896 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам".
7.41. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 167 Инструкции N 157н, пунктом 2 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательств, утвержденного Указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У, Положения об учетной политике ПБС, предусматривающего обязанность загранпредставительств на установление лимита остатка денег в рублях Российской Федерации, которые могут храниться в кассе, ПБС не определены лимит остатка наличных денег в кассе и срок, в течение которого ПБС имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов.
7.42. В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 37, 117 Инструкции N 157н, пунктами 23, 26 Инструкции N 162н, вместо отражения по счету 10532 "Увеличение стоимости материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" и дальнейшего списания с него продуктов питания, приобретенных в рамках проведения официальных приемов, ПБС отражалось в учете на финансовый результат по счету 40120 "Расходы текущего финансового года".
7.43. В нарушение требований, установленных частью первой статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, приложением N 4 к приказу Минфина России N 52н, разделом 3 "Применение и формирование регистров бухгалтерского учета" приложения N 5 Методических указаний N 52н, ПБС не заполнялось содержание операций в журналах операций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875