4.1.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

4.1.3. Система оценки достижения слабослышащими

и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов

освоения адаптированной основной общеобразовательной

программы начального общего образования

Система оценки достижения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития социальной (жизненной) компетенции.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Личностные результаты слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школы не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов предполагает прежде всего оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов по отношению к слабослышащим и позднооглохшим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной группы. Экспертная группа создается в образовательном учреждении и в ее состав входят все участники образовательного процесса - педагоги: учителя, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог; медицинские работники: врач, медсестра; родители (законные представители).

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Для полноты оценки личностных результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в плане овладения ими социальной (жизненной) компетенцией следует учитывать и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов - нет продвижения; 1 балл - минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла - значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Результаты оценки личностных знаний, в совокупности составляющих социальную (жизненную) компетенцию, заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Образовательная организация разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся (перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией); перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата; систему балльной оценки результатов; документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, "Карта индивидуальных достижений обучающегося") и результаты всего класса (например, "Журнал итоговых достижений обучающихся ___ класса"); материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов; локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

Оценивать предметные результаты целесообразно начинать со 2-го класса, т.е. в тот период у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки письма, счета и чтения, а сама учебная деятельность будет для них привычной, и они могут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом дополнительном и первом классах целесообразно стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку (сначала фишки, а затем отметки). При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным предметным результатом является качественное преобразование учебной деятельности, осуществляемой под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, в совместную деятельность, представляющую собой учебное сотрудничество. В ходе этого сотрудничества слабослышащий и позднооглохший обучающийся с интеллектуальными нарушениями не только может представить некоторую простейшую систему усвоенных знаний, но и на доступном ему уровне осознавать их значение.

В целом оценка усвоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах гуманного и индивидуально-дифференцированного подхода. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию предметные знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Однако предметные результаты, связанные с освоением обучающимися разных учебных предметов, неравнозначны по своему содержанию и неодинаковы с точки зрения их влияния на общее развитие ребенка. Усвоение некоторых учебных предметов, таких как формирование грамматического строя речи, чтение, математика требуют достаточно развитой обобщающей функции мышления, усвоения абстрактных и отвлеченных понятий, т.е. именного всего того, что нарушено у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В то же время такие учебные предметы, как ручной труд, физическая культура способствуют коррекции и развитию сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер, которые более пластичны и динамичны, соответственно, результативность этой работы будет более очевидной. Таким образом, используя одну и ту же отметку для оценивания принципиально разных предметных результатов освоения отдельных учебных предметов, мы оцениваем одной и той же мерой разные интеллектуальные и психофизические возможности обучающегося, которые в некоторых случаях не являются сопоставимыми.

При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование социальных (жизненных) компетенций.

Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, развитию познавательных процессов анализируются в отчетах учителей индивидуальных занятий, которые составляются в конце каждой четверти. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого ученика, в которой обобщаются данные о достижении им планируемых предметных результатов. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей).

На каждого обучающегося ведется мониторинг на протяжении всего периода обучения в школе ("Слухоречевая карта учащегося"), В "Слухоречевой карте учащегося" представляются обобщенные выводы о состоянии слуха, речевом развитии ребенка с нарушением слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной и лексико-грамматической сторон речи, приводятся примеры ответов учащегося в качестве иллюстраций к выводам, сделанным по результатам обследований учителем-дефектологом. Кроме того, материалы "Слухоречевой карты" используются при составлении характеристик в другие учебные и медицинские учреждения.

Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с учетом результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального), условий реализации АООП ОО, особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся данной образовательной организации.