Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Особые образовательные потребности слабослышащих
и позднооглохших обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальные условия организации педагогического пространства, то есть наличие специальной полифункциональной образовательной среды в образовательной организации. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуального клинико-психолого-педагогического подхода, учитывающего особенности сложной структуры нарушения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение и воспитание таких детей может проходить по адаптированным основным общеобразовательным программам, ориентированным на ведущее нарушение развития.
Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ученика позволяет определить прогноз его развития, организовать процедуру его клинико-психолого-педагогического сопровождения на разных этапах образования, как в школе, так и в семье.
В структуру особых образовательных потребностей обучающихся входят:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
- повышение уровня общего развития;
- формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;
- формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;
- специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира - слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
- осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение;
- обеспечение формирования (социальных) жизненных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся;
- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, "проработке" его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
- учет специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;
- специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей;
- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы, нейродинамики психических процессов и дополнительных нарушений здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;
- оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875