Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включен (в классе не более одного - двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО.
Программа коррекционной работы предусматривает необходимость учета особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Реализация программы коррекционной работы обеспечивает развитие социальной (жизненной) компетенции обучающихся, оказывая влияние на результаты образования в целом. Формирование жизненной компетенции предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание требований социальной (жизненной) компетенции отражается как в содержании ООП НОО, так и во внеурочной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и коррекционной работы. Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этических норм и др.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных степенью снижения слуха, уровнем речевого развития и особенностями их психического развития;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения обучающимися с нарушением слуха основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции/инклюзии в общеобразовательной организации;
- возможность развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- возможность овладения обучающимися с нарушением слуха социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
- осуществление специальной поддержки освоения основной образовательной программы.
Цель программы - оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;
коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования;
специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха.
В основу программы положены следующие принципы:
- государственной политики РФ в области образования <2> (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
--------------------------------
<2> Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- соблюдения интересов ребенка;
- учет особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- учет социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося;
- перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни;
- создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
- максимальное обогащение речевой практики;
- компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
- взаимодействие слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;
- приобщение слабослышащих и позднооглохших обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875