Приложение

к письму Минпросвещения России

от 26.03.2020 N ДГ-126/06

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОРГАНАХ
И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации подготовлены в целях организации профильных смен для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет с педагогической запущенностью, девиантным и (или) делинквентным поведением (далее - подростки, участники профильной смены), состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и направлены на реализацию комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей.

Профилактическую работу среди несовершеннолетних следует рассматривать как неотъемлемую часть воспитательной работы.

Невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения, становятся жертвами этой модели. Личностные проявления в поведении подростков складываются непроизвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.

Причины детского и подросткового отклоняющегося поведения кроются в том числе и обилии сцен насилия и жестокости, которыми пестрят экраны телевизоров и компьютерные игры.

Также некоторые проступки совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, утвердиться в глазах сверстников. В "группу риска" попадают несовершеннолетние, в близком окружении которых находятся "криминальные" личности (родственники или друзья). Многим подросткам присуще стремление освободиться от контроля и опеки родителей, критически они относятся и к ценностям, существующим в мире взрослых.

Противоправные действия совершаются подростками не только ввиду незрелости психики, но и часто в силу нарушения психического развития.

Таким образом, самые разные пути приводят подростка к отклоняющемуся поведению, но независимо от тяжести совершенного им, он - личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.

Организация отдыха детей и их оздоровления является личностно-ориентированным педагогическим пространством, позитивной средой жизнедеятельности подростков, и имеет все возможности для активизации личностного роста подростков.

Участие подростка в различных группах внутри временного детского коллектива позволяет ему совершать социальные пробы: в общении, групповой деятельности, примерять и демонстрировать разные социальные роли.

Для организации образовательного процесса в организациях отдыха детей и их оздоровления характерно разнообразие видов деятельности. Многообразие групповой деятельности превращает временный детский коллектив в тренинговую группу по формированию гражданской идентичности с переносом опыта в повседневную жизнь.

Сочетание индивидуального и коллективного педагогического взаимодействия, применение различных форм и видов деятельности с подростками помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Одной из форм каникулярного отдыха детей и подростков являются профильные смены, обладающие значимым воспитательным и образовательным потенциалом.

Организация и проведение профильной смены для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, требует понимания специфики данной деятельности и по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам несколько отличается от практики традиционного проведения смен.

Главное отличие указанной формы работы заключается в совмещении образовательно-воспитательной деятельности с проведением профилактической и реабилитационной работы, направленной на предотвращение совершения подростками противоправных деяний.

Задачами профильной смены являются:

- снижение уровня агрессивности и тревожности подростков посредством проведения реабилитационных мероприятий;

- корректировка поведенческих реакций на жизненные ситуации бытовой и коммуникативной среды, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;

- сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни;

- раскрытие потенциальных возможностей и скрытых ресурсов каждого подростка с обозначением личных положительных особенностей;

- формирование основы позитивных жизненных ценностей и заинтересованности подростка в их постоянном поддержании и т.д.

Структура профильной смены, как и любой другой, как правило, включает в себя следующие периоды: организационный, основной, итоговый.