Итоговый период

Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения; мотивация подростков на социально одобряемое и законопослушное поведение.

Подводя итоги смены, необходимо еще раз разъяснить подросткам возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у них стандартные, общепринятые нормы поведения.

Кроме того необходимо проинформировать подростков о механизмах, которые помогут им в решении возникающих проблемных вопросов, социальной адаптации и реабилитации за рамками профильной смены.

Подготовка организации отдыха детей и их оздоровления к открытию и проведению профильной смены осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

Оформление сотрудников для проведения профильной смены осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.

При подборе специалистов для работы с подростками в рамках профильной смены следует обратить внимание на необходимость формирования группы специалистов, помимо педагогических работников и вожатых, работающих с временным детским объединением, будут входить: психологи, медики, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - инспектор ПДН); специалисты управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, уполномоченные по правам ребенка и другие специалисты.

Перед началом смены рекомендуется проведение инструктажа со всеми работниками организации отдыха детей и их оздоровления на предмет работы с подростками, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, целесообразно организовать обучающие занятия для всех работников организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно на объекте проведения профильной смены. При подготовке кадров необходимо учесть, что все специалисты, работающие с подростками, должны профессионально решать возникающие вопросы, так как можно не только усугубить ситуацию, но и сделать ее неконтролируемой.

Отбор подростков - участников профильной смены необходимо осуществлять совместно со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

К списку участников профильной смены рекомендуется на каждого подростка подготовить дополнительную информацию, а именно:

- актуальную фотографию подростка, соответствующую возрасту (портрет);

- справку ПДН о совершенном проступке (основание постановки на учет, дата совершения, краткое описание проступка или серии правонарушений);

- характеристику с места обучения (поведение, успеваемость, информация о родителях) либо межведомственную характеристику, совмещающую информацию ПДН и с места обучения.

До начала профильной смены рекомендуется с подростками - участниками профильной смены провести предварительную работу:

- провести диагностику личности;

- изучить неблагоприятные факторы социальной среды, в которой находится подросток;

- разработать индивидуальную программу и привлечь к работе с подростком необходимых специалистов.

Профильные смены рекомендуется проводить совместно с инспекторами ПДН, командированными на этот период распоряжением или приказом начальника территориального органа, с оформлением командировки в порядке, установленном законодательством.

В течение профильной смены инспекторы ПДН наряду с педагогическими работниками, вожатыми и другими специалистами являются активными участниками всех процессов, проводимых в рамках профильной смены, в том числе проходят обучение, принимают участие в разработке программы смены, проводят мероприятия и т.д.

На период профильной смены инспектор ПДН, являясь сотрудником органов внутренних дел, в первую очередь должен стать для подростков наставником, что в дальнейшем положительно повлияет на эффективность индивидуально-профилактической работы.

По итогам проведения профильной смены коллективу организации отдыха детей и их оздоровления рекомендуется подготовить психологический портрет с рекомендациями специалистов на каждого подростка и передать их родителям (законным представителям), а также в образовательные учреждения для дальнейшей работы.

В психологическом портрете необходимо указать: характеристику ребенка и его индивидуальные качества; анализ индивидуальных изменений в поведении ребенка в период проведения профильной смены; наиболее эффективные средства взаимодействия с подростком.

В психологический портрет можно вносить другую дополнительную информацию, которая поможет специалистам в работе с конкретным подростком.

Вся информация о подростках должна использоваться и храниться в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Важно понимать, что работа с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. В связи с этим рекомендуется разработать комплексную программу помощи детям, а проведение профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления для данной категории детей будет являться одним из этапов этой системной работы.

Диагностика личности (психолого-педагогическое изучение личности), диагностика среды (выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, влияющих на подростка), коррекция среды и использование всех положительных возможностей школы, семьи и общественности позволит уменьшить количество детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.