Газовая отрасль

Задачами газовой отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса являются:

совершенствование внутреннего рынка газа и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на газ;

гибкое реагирование на динамику мирового рынка газа;

развитие производства и потребления сжиженного природного газа, вхождение Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту;

развитие производства и увеличение объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа).

Решение задач газовой отрасли потребует поддержания добычи газа в период до 2024 года в диапазоне 795 - 820 млрд. куб. метров, а в период до 2035 года - в диапазоне 860 - 1000 млрд. куб. метров.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи совершенствования внутреннего рынка газа и эффективного удовлетворения внутреннего спроса на газ и задачи гибкого реагирования на динамику мирового рынка газа, входят:

поэтапный переход от регулирования оптовых цен на газ к рыночным механизмам ценообразования (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) при условии создания недискриминационных условий хозяйствования для всех организаций отрасли;

при сохранении действующей системы управления Единой системой газоснабжения продолжение работы по обеспечению финансовой прозрачности монопольных видов деятельности собственника Единой системы газоснабжения, в том числе в отношении инвестиционных и операционных затрат;

государственное регулирование в транспортировке газа по магистральным газопроводам и оказании услуг по хранению газа в подземных хранилищах при условии, что методика расчета тарифов будет совершенствоваться в части повышения прозрачности расчетов, применения единых подходов для всех поставщиков газа и повышения эффективности функционирования газотранспортной системы;

совершенствование механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и использованию подземных хранилищ газа, включая меры, направленные на повышение прозрачности и обоснованности тарифообразования;

постепенная ликвидация перекрестного субсидирования поставок газа в различные субъекты Российской Федерации и различным группам потребителей;

формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций.

Предусматривается сохранение единого канала экспорта трубопроводного газа. При необходимости ускорения темпов роста и увеличения объемов экспорта трубопроводного газа будет рассматриваться вопрос о возможности поставок через единый экспортный канал газа независимых производителей.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития производства и потребления сжиженного природного газа, вхождения Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту, входят:

обеспечение законодательных и нормативно-правовых условий, включая меры налогового и таможенно-тарифного стимулирования, экономически эффективного и сбалансированного развития производства, транспортировки, хранения, продажи и использования сжиженного природного газа в рамках общего развития газовой отрасли;

дальнейшая либерализация экспорта сжиженного природного газа при одновременном создании механизма контроля и исключения нарушающей экономические интересы Российской Федерации конкуренции на мировых рынках природного газа, транспортируемого по трубопроводам, и сжиженного природного газа;

модернизация и строительство вспомогательной инфраструктуры (портовая, транспортная, электроэнергетическая инфраструктура) на принципах государственно-частного партнерства;

создание на полуострове Ямал и Гыданском полуострове кластера по производству сжиженного природного газа;

создание в Арктической зоне Российской Федерации специализированных центров (хабов) по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, реализация проектов строительства терминалов на Камчатке и в г. Мурманске, а также реализация на территории Мурманской области проекта по производству сжиженного природного газа "Мурманский СПГ" и строительство газопровода-отвода "Волхов - Мурманск - Белокаменка", проходящего по территориям Мурманской области, Республики Карелия и Ленинградской области, мощностью 40 млрд. куб. метров в год, включая мощности для обеспечения природным газом всех категорий потребителей Республики Карелия и Мурманской области;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.12.2023 N 3892-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие производства малотоннажного сжиженного природного газа и формирование на его основе внутреннего рынка сжиженного природного газа как инструмента обеспечения энергетической безопасности территорий, отдаленных от Единой системы газоснабжения.

В настоящее время ведутся работы по проектированию крупных производств в Арктической зоне Российской Федерации на полуострове Ямал и Гыданском полуострове. Арктические проекты будут реализованы с использованием платформ гравитационного типа, производимых на верфи в г. Мурманске. За пределами Арктической зоны Российской Федерации планируется осуществление крупных проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, - строительство третьей технологической линии завода по крупнотоннажному производству сжиженного природного газа на острове Сахалин и "Дальневосточного СПГ", а также инвестиционного проекта по созданию комплекса по переработке и сжижению природного газа в районе п. Усть-Луга.

Решению задачи развития производства и увеличения объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа) будут способствовать:

налоговое стимулирование инфраструктуры производства и реализации газомоторного топлива;

стимулирование производителей транспортной техники к увеличению производства и расширению модельного ряда техники, использующей газомоторное топливо, в том числе сжиженный природный газ;

разработка и экспорт соответствующих технологий для расширения рынка использования природного газа как моторного топлива.

Показателем решения задачи совершенствования внутреннего рынка газа и эффективного удовлетворения внутреннего спроса на газ является доля газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, в общем объеме поставок:

2018 год - 33 процента;

к 2024 году - 35 процентов;

к 2035 году - 40 процентов.

Показателем решения задачи гибкого реагирования на динамику мирового рынка газа является место в тройке мировых лидеров по экспорту газа:

2018 год - 1 место;

к 2024 году - 1 или 2 место;

к 2035 году - 1 или 2 место.

Показателем решения задачи развития производства и потребления сжиженного природного газа, вхождения Российской Федерации в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по его производству и экспорту является объем производства сжиженного природного газа:

2018 год - 18,9 млн. тонн;

к 2024 году - 38 млн. тонн;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 28.02.2024 N 444-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

к 2035 году - 80 - 140 млн. тонн.

Показателем решения задачи развития производства и увеличения объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа) является объем потребления метана на транспорте:

2018 год - 0,68 млрд. куб. метров;

к 2024 году - 2,7 млрд. куб. метров;

к 2035 году - 10 - 13 млрд. куб. метров.