Программа по курсу "Психомоторика"

Коррекционная работа в рамках данного предмета осуществляется индивидуально с учетом структуры уровневых поражений и нейродинамического состояния. При поражении коркового, предметного уровня организации движений, когда невозможна смысловая организация двигательного акта, овладение движениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Движение формируется в первую очередь по подражанию. На этом этапе большая роль принадлежит ритмике. В дальнейшем тренировки усложняются: используется чередование двигательных ритмов, гимнастические упражнения, упражнения с предметами. Как только движения и действия начинают автоматизироваться, в упражнение включается вербальное сопровождение. При сохранности коркового, смыслового уровня организация движений коррекционная работа ведется по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движения. Она осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действия на простые элементы, с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Занятия по психомоторике проводятся индивидуально. На каждого ребенка разрабатывается программа коррекции в соответствии с его уровнем развития психомоторных функций. В занятиях могут быть широко использованы музыка, стихи (ритмическая организация движений), ролевые, сюжетные игры, импровизация и этюды, творческие работы.

Для занятий психомоторикой могут быть использованы различные дидактические игры (пальчиковый театр, доска для психомоторики, конструкторы, разрезные картинки), речевое сопровождение, картинные и схематические планы. Также на занятиях могут использоваться Монтессори-материалы.

На занятиях с детьми учитываются особенности каждого ребенка, поэтому занятие может состоять как из нескольких разделов программы (3 - 4 направления работы), так и из одного - двух, куда обязательно входят занятия на формирование движений руки, мелкой моторики.

Направления работы по психомоторике:

- формирование движений руки, мелкой моторики

- развитие пространственного гнозиса

- развитие конструктивного праксиса

- формирование предметно-орудийных действий

- развитие аналитико-синтетической деятельности

- формирование и развитие смыслового уровня организации движений

- работа с компьютером

- развитие внимания

- развитие стереогноза

- развитие мимики.