<Информация> Минсельхоза России "Разъяснения по вопросам передачи Россельхознадзору полномочий по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора с 1 января 2020 г."

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ ПЕРЕДАЧИ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРУ ПОЛНОМОЧИЙ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА С 1 ЯНВАРЯ 2020 Г.

1. По поводу вопроса согласования перемещения животных обращаем внимание, что Едиными правилами государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов, утвержденными Решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии, принятым в д. Косичи Брестской области 12 мая 2016 г. (далее - Правила СНГ) предусмотрено, что перевозки подконтрольных грузов в пределах государства - участника СНГ осуществляются по согласованию с главными госветинспекторами или руководителями уполномоченных органов в области ветеринарии (их заместителями) административных территорий государства - участника СНГ, на территорию которых планируется их завоз для всех видов использования.

Вопросы о том, какое лицо или орган государственной власти являются соответственно главным госветинспектором или уполномоченным органом в области ветеринарии соответствующей административной территории, а также о том, кем принимаются решения (главным госветинспектором или руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в области ветеринарии), решаются на уровне национального законодательства государств-членов.

Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора") (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что перевозка животных должна осуществляться по согласованным с органами, осуществляющими федеральный государственный ветеринарный надзор, маршрутам.

В соответствии с пунктом 8 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589 (далее - Порядок), при перевозке подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства указываются номер и дата разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.

Согласно пункту 10 Порядка при перевозке по территории Российской Федерации подконтрольных товаров, предназначенных для вывоза с территории Российской Федерации, в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства указываются номер и дата разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

Таким образом, по мнению Департамента ветеринарии Минсельхоза России, согласование перевозок подконтрольных грузов в пределах административной территории Российской Федерации может осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне в зависимости от вида подконтрольного груза, цели перевозки и формы ветеринарных сопроводительных документов.

2. Ярмарки и рынки также, как и раньше, являются объектом государственного ветеринарного надзора. В настоящее время надзор в отношении указанных объектов осуществляется Россельхознадзором.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проведение на ярмарках и рынках ветеринарно-санитарной экспертизы, которая направлена, в том числе на предупреждение распространения болезней общих для человека и животных, осталось в качестве полномочия субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Законом о ветеринарии в редакции Федерального закона N 447-ФЗ предусмотрена возможность передачи с 1 июля 2020 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих производство, переработку, хранение и реализацию подконтрольных товаров, в том числе на рынках и ярмарках.

Подготовка соответствующих проектов соглашений о передаче полномочий должна осуществляться субъектами Российской Федерации в соответствии с Правилами заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 924, после чего проекты соглашений необходимо будет направить в Россельхознадзор.

3. Принимая во внимание, что одновременно с Федеральным законом N 447-ФЗ был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области ветеринарии, утратили полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В целях рассмотрения возможности возбуждения дела об административном правонарушении органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области ветеринарии, необходимо направлять материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в территориальные управления Россельхознадзора в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Соответственно должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора по результатам рассмотрения представленных материалов может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Что касается выявленных в ходе текущей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, признаков нарушений ветеринарного законодательства, то в целях проведения проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), данные материалы также необходимо представлять в территориальные управления Россельхознадзора.

По вопросу проведения проверок исполнения выданных ранее предписаний, то такие предписания и имеющиеся к ним материалы, необходимо также направлять в территориальные управления Россельхознадзора, должностными лицами которых будет рассмотрен вопрос о возможности проведения проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ.

Что касается рассмотрения уже возбужденных, но еще не рассмотренных дел об административных правонарушениях, то должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение ветеринарного законодательства являются судьи и/или должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор. В частности, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ судьи уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях по статьям 10.6, части 3 статьи 10.8 КоАП РФ, части 8.1. статьи 19.5 КоАП РФ. Таким образом, материалы административных дел в зависимости от подведомственности необходимо направлять тем должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

4. Необходимым считаем разъяснить порядок исполнения полномочия по установлению причин и условий возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Статьей 9 Закона о ветеринарии в редакции Федерального закона N 447-ФЗ установлены права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор. В указанные права входит установление причин, условий возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Вместе с тем, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению и защита населения от болезней, общих для человека и животных отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Принимая во внимание, что установление причин и условий возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства являются неотъемлемой частью исполнения указанных полномочий субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области ветеринарии, обязаны выполнять указанные действия в рамках исполнения собственных полномочий.

5. Согласно приказу Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 "Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства" (далее - приказ N 258) заявление в целях определения зоосанитарного статуса направляется Главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона N 447-ФЗ Минсельхозом России осуществляется подготовка изменений в приказ N 258 в части внесения в него технической правки относительно актуализации наименования должности лица, в адрес которого подается заявка.

Иные нормативные правовые акты, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона N 447-ФЗ, также будут приведены в соответствие в ближайшее время.