3. Меры по организации добровольческой (волонтерской) деятельности

3. Меры по организации добровольческой

(волонтерской) деятельности

3.1. При организации и планировании федеральным государственным бюджетным учреждением добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на особо охраняемой природной территории, целесообразно выделять три этапа:

1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;

2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;

3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности.

3.2. На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:

- планирование добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, исходя из потребностей федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;

- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам в виде питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в виде возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

- распространение информации о добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) "ДОБРО.РФ"), а также другие информационные ресурсы;

(в ред. распоряжения Минприроды России от 14.11.2024 N 57-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- разработку мер мотивирования добровольцев и добровольческих организаций;

- свод заявок на участие в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы, исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний и других показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур;

(в ред. распоряжения Минприроды России от 26.10.2022 N 31-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- формирование добровольческих программ, включающих мероприятия по основным направлениям добровольческой деятельности, указанным в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций, и утверждение программы добровольческой деятельности, включая подготовку и утверждение сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов;

- материально-техническое обеспечение планируемой добровольческой деятельности, в том числе подготовка необходимых инструментов, техники, расходных материалов, организация питания, обеспечение проживания, обеспечение транспортом, бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет" и другими информационными ресурсами;

- подготовку добровольцев и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по технике безопасности, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев необходимым навыкам.

3.3. На этапе сопровождения деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций рекомендуется осуществлять:

общую координацию и организацию работы добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, их консультирование;

предоставление информации об условиях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, включая информацию о требованиях и ограничениях, в том числе правового характера, и о рисках, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности;

материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе необходимыми инструментами, техникой, расходными материалами, транспортом, обеспечение питания, проживания, обеспечение бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

обеспечение безопасности работы добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе не рекомендуется допускать добровольцев (волонтеров) к работе: в ночное время; в местах повышенного риска; требующей специальной профессиональной подготовки; без инструктажа по технике безопасности; без средств индивидуальной защиты; по исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения, связанных с необходимостью осуществления таких обязанностей должностными лицами;

контроль за выполнением работ добровольцами (волонтерами) и добровольческими (волонтерскими) организациями;

мотивирование добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17.4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти может осуществляться в следующих формах:

1) финансовая поддержка;

2) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

3) организационная поддержка;

4) информационная поддержка;

5) методическая поддержка;

6) консультационная поддержка.

При разработке системы мер поддержки добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями (далее - ФГБУ ООПТ, ООПТ), рекомендуется предусматривать все указанные в настоящем пункте формы поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, наличия у ФГБУ ООПТ инфраструктуры для ведения добровольческой (волонтерской) деятельности, партнерских организаций, осуществляющих поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, запросов добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся организацией и развитием добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, а также наличия физических и возрастных особенностей добровольцев (волонтеров).

К финансовой и имущественной формам поддержки следует относить:

страхование жизни и здоровья волонтеров на период осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ;

компенсацию финансовых затрат, связанных с проездом добровольцев (волонтеров) до места осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно ("волонтерский проездной");

предоставление объектов туристской инфраструктуры, расположенных на ООПТ, в том числе визит-центров, информационных центров, музеев, во временное пользование на безвозмездной основе для проведения мероприятий по поддержке добровольчества (волонтерства), в том числе с целью проведения обучающих мероприятий (лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов и другое), осуществления выставочно-экспозиционной деятельности в целях популяризации добровольчества (волонтерства) на ООПТ;

предоставление бесплатных билетов на общероссийские, межрегиональные и региональные эколого-просветительские мероприятия;

предоставление бесплатных билетов в музеи, театры, на выставки, а также в иные учреждения культуры;

предоставление приглашений на обучающие и научно-практические мероприятия экологической направленности (лекции, конференции, форумы, семинары);

предоставление возможности бесплатного участия в походах, экспедициях, экскурсиях на ООПТ;

предоставление пропусков на бесплатное посещение экологических троп и маршрутов на ООПТ, на бесплатное проживание на объектах туристской инфраструктуры, расположенных на ООПТ;

содействие включению добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность на ООПТ на регулярной основе, в стипендиальные программы, учитывающие добровольчество (волонтерство) в качестве основных критериев оценки деятельности претендентов на получение стипендии;

обеспечение сувенирной, подарочной и полиграфической продукцией ФГБУ ООПТ и партнерских организаций;

вручение сертификатов на приобретение сувенирной, подарочной и полиграфической продукции об ООПТ;

обеспечение форменной одеждой с символикой ООПТ, а также предметами, необходимыми для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ.

К организационной форме поддержки следует относить:

вручение почетных грамот, дипломов, благодарностей и благодарственных писем от ФГБУ ООПТ;

направление благодарственных писем и рекомендаций в целях поощрения по результатам добровольческой (волонтерской) деятельности по месту учебы или работы добровольцев (волонтеров), учредителям организаций, занимающихся развитием добровольческой (волонтерской) деятельности;

осуществление записи в личную книжку добровольца (волонтера), в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) "ДОБРО.РФ";

организацию просветительских мероприятий, способствующих формированию сообщества добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность на ООПТ на постоянной основе, в том числе с участием сотрудников ФГБУ ООПТ;

организацию досуговой и эколого-просветительской программы для добровольцев (волонтеров) как на ООПТ, так и за пределами ООПТ;

проведение обучающих мероприятий, в том числе программ дополнительного профессионального образования, необходимых для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ;

организацию встреч добровольцев (волонтеров) со специалистами государственных органов исполнительной власти, общественными деятелями, деятелями науки, культуры и спорта, а также представителями коммерческих организаций, занимающихся деятельностью в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;

направление представления о награждении добровольца (волонтера) нагрудным знаком "Доброволец России" в случаях и порядке, предусмотренных Правилами поощрения и награждения за добровольческую (волонтерскую) деятельность нагрудным знаком "Доброволец России", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 N 552, а также применение иных мер поощрения в отношении добровольца (волонтера), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ;

формирование баз данных добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций, осуществляющих поддержку ФГБУ ООПТ;

организацию и проведение ФГБУ ООПТ конкурса "Доброволец года".

К информационной форме поддержки следует относить:

размещение информации о добровольцах (волонтерах), добровольческих (волонтерских) организациях и их деятельности в поддержку ООПТ в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием цифровых технологий, в социальных сетях и мессенджерах;

обеспечение участия добровольцев (волонтеров), представителей добровольческих (волонтерских) организаций в телевизионных передачах, на радио и в других средствах массовой информации, а также в социальной рекламе с целью обмена опытом добровольческой (волонтерской) деятельности и популяризации добровольчества (волонтерства) на ООПТ;

обеспечение на безвозмездной основе создания в средствах массовой информации отдельной тематической рубрики, посвященной ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, в целях популяризации результатов деятельности добровольцев (волонтеров);

разработку эколого-просветительских, информационно-аналитических и научно-методических материалов о добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, информационно-методических сборников лучших добровольческих (волонтерских) практик на ООПТ, в том числе создание видеороликов о деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций на ООПТ.

К методической и консультационной формам поддержки следует относить:

проведение ФГБУ ООПТ семинаров, вебинаров, круглых столов, тренингов для добровольцев (волонтеров), для специалистов региональных ресурсных центров добровольчества (волонтерства) и иных организаций, занимающихся развитием добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ, в том числе по обмену опытом ведения добровольческой (волонтерской) деятельности на ООПТ и лучшими практиками по вовлечению добровольцев (волонтеров);

содействие в реализации добровольческих (волонтерских) проектов и программ в области корпоративного добровольчества (волонтерства) на ООПТ.

(п. 3.3 в ред. распоряжения Минприроды России от 14.11.2024 N 57-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. На этапе подведения итогов и оценки результатов добровольческой деятельности целесообразно осуществлять:

- обобщение сведений о добровольцах, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев и добровольческих организаций, а также количестве часов/дней отработанных каждым добровольцем;

- обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев;

- определение эффективности добровольческой деятельности с учетом затрат федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, на организацию добровольческой деятельности, условной стоимости работ, выполненных добровольцами, а также объема и качества выполненных работ.

3.5. Положительным итогом добровольческой деятельности целесообразно считать:

- увеличение количества граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях;

- увеличение количества направлений и мероприятий добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях, к участию в которых привлекаются добровольцы;

- увеличение количества особо охраняемых природных территорий, в границах которых реализуется добровольческая деятельность;

- расширение межсекторного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых реализуется добровольческая деятельность на особо охраняемых природных территориях;

- улучшение качества окружающей среды;

- улучшение уровня знаний в области охраны окружающей среды и обеспечение преемственности между поколениями природоохранных ценностей добровольчества в области охраны окружающей среды.

3.6. Федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, рекомендуется организовывать добровольческую деятельность, предусмотренную настоящими методическими рекомендациями, за счет внебюджетных источников.