Письмом ФНС России от 31.07.2020 N КВ-4-14/12315@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2020).

1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Учитывая, что заявление физического лица о выходе из состава участников общества с ограниченной ответственностью и выплате действительной стоимости доли в уставном капитале общества принято обществом после введения процедуры наблюдения и подпадает под запреты, установленные пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суды признали правомерным решение об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений.

По делу N А40-146410/2019 общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции N 191658А от 12.04.2019.

Решением суда от 19.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.04.2019 участник общества Т.В.А., владеющий 1/2 долей Общества, оформил заявление о выходе из состава участников Общества и выплате действительной стоимости доли в уставном капитале Общества, определенную в соответствии с данными бухгалтерской отчетности Общества за последний квартал. Заявление удостоверено нотариусом г. Москвы Ф.А.В.

04.04.2019 указанное заявление о выходе поступило в Общество.

05.04.2019 документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ в сведения об участниках Общества были поданы в Инспекцию.

12.04.2019 Инспекция приняла Решение N 191658 А об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) органы управления должника не вправе принимать решения о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций.

Как усматривается из материалов дела, согласно данным официального сайта www.kad.arbitr.ru 03.12.2018 Арбитражным судом г. Москвы в рамках дела N А40-108915/18-103-95Б вынесено определение о введении процедуры наблюдения в отношении Общества.

Арбитражным судом г. Москвы введены ограничения полномочий руководителя и иных органов управления Общества в соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 64 Закона N 127-ФЗ.

05.04.2019 в Инспекцию представлен комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества, касающихся прекращения корпоративных прав в связи с выходом из состава участников Общества Т.В.А. и переходом доли к Обществу.

Комплект документов содержит, в том числе, Заявление Т.В.А. от 04.04.2019 о выходе из состава участников Общества и о выплате ему действительной стоимости доли в уставном капитале Общества.

Учитывая изложенное, заявление Т.В.А. о выходе из состава участников Общества и выплате действительной стоимости доли в уставном капитале Общества принято Обществом после введения процедуры наблюдения и подпадает под запреты, установленные пунктом 3 статьи 64 Закона N 127-ФЗ.

Таким образом, решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ не противоречит законодательству, а также не нарушает права и законные интересы Общества.

1.2. Исходя из установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований, установленных нормами законодательства о государственной регистрации, регистрирующим органом проверка достоверности представленных для государственной регистрации сведений не проводилась. В то же время явившейся единственным основанием для принятия оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации протокол допроса свидетеля, ранее составленный при производстве действий по осуществлению налогового контроля, был признан недопустимым доказательством, в связи с чем соответствующие требования заявителя были удовлетворены.

По делу N А03-5201/2019 общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными, в частности, решений Инспекция от 18.10.2018 N 17852А и от 22.10.2018 N 18007А об отказе в государственной регистрации.

Решением от 17.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано 27.01.2012. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) участником Общества с 11.03.2017 является Ч.В.Г., доля которого в уставном капитале Общества составляет 100%.

С 29.08.2017 директором Общества является также Ч.В.Г.

Местом нахождения Общества указан Алтайский край, г. Барнаул, ул. Георгия Исакова, 271.

В ЕГРЮЛ 06.09.2017 внесена запись о недостоверности сведений (об отсутствии юридического лица по заявленному адресу).

В октябре 2018 года Ч.В.Г. продал 100% доли в уставном капитале Общества Ф.А.А., что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли-продажи доли уставного капитала от 11.10.2018.

Данная сделка явилась основанием для направления нотариусом в регистрирующий орган 11.10.2018 в отношении Общества заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 в связи с прекращением участия Ч.В.Г. и внесения сведений о новом участнике Общества - Ф.А.А. с приобретением доли в уставном капитале Общества в размере 100%.

В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ) регистрирующим органом вынесено решение от 18.10.2018 N 17852А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что заявление по форме N Р14001 содержит недостоверные сведения относительно физического лица, единственного учредителя и руководителя Общества - Ч.В.Г.

Обществом 15.10.2018 в регистрирующий орган также представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 в связи со сменой адреса юридического лица на г. Барнаул, пр. Базовый, д. 7, офис 9А; решение единственного участника Общества об изменении местонахождения юридического лица и утверждении Устава Общества в новой редакции; договор аренды нежилого помещения от 01.10.2018 N 1; акт приема-передачи нежилого помещения; документ об оплате госпошлины.

По результатам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом 22.10.2018 принято решение N 18007А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице Общества (изменение адреса Общества) в соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с тем, что заявление по форме N Р13001 содержит недостоверные сведения относительно физического лица, единственного учредителя и руководителя Общества - Ч.В.Г.

Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные в материалы дела документы и доказательства, пришли к выводу о том, что единственным основанием для принятия оспариваемых Обществом решений об отказе в государственной регистрации, является допрос от 06.09.2018 Ч.В.Г.

При этом судебные инстанции не ограничились проверкой формального соответствия протокола допроса от 06.09.2018 требованиям законодательства, а оценили все представленные по делу доказательства в совокупности и во взаимосвязи для исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2012. Учредителем и руководителем Общества при его создании был Ф.А.А.

В свою очередь, Ч.В.Г. стал учредителем Общества лишь с 11.03.2017, а руководителем с 29.08.2017, что следует из выписки из ЕГРЮЛ и подтверждено Ч.В.Г. в судебном заседании суда первой инстанции.

Исследовав пояснения Ч.В.Г., данные в судебных заседаниях суда первой инстанции от 13.06.2019 и от 11.07.2019, суды пришли к выводу, что им не подтверждены сведения содержащиеся в протокола допроса от 06.09.2018.

Давая оценку протоколу допроса от 06.09.2018, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении установленных статьями 90, 99 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка проведения допроса свидетеля, требований, предъявляемых к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Несоблюдение законных процедур получения свидетельских показаний налоговым органом влечет недопустимость данных доказательств.

Судами установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 90, подпунктам 2, 4 пункта 2 статьи 99 НК РФ, дата оставления протокола допроса (06.09.2018) не соответствует дате проведения соответствующего действия (04.09.2018); не указаны фамилия, имя, отчество должностного лица налогового органа, осуществляющего проведение допроса; протокол не вручен Ч.В.Г.; подпись в протоколе о том, что он отказался от получения копии также отсутствует; в протоколе отсутствует собственноручная запись свидетеля "с моих слов записано верно, мною прочитано".

Кроме того, не опровергнуты доводы Общества и о том, что при допросе Ч.В.Г. последний находился в болезненном состоянии и не способен был правильно воспринимать обстоятельства вследствие своей болезни.

Факт совершения нотариально удостоверенной сделки купли-продажи доли уставного капитала от 11.10.2018 между Ч.В.Г. и Ф.А.А., регистрирующим органом не оспаривается.

Материалами дела также установлено, что заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001 Ч.В.Г., либо Ф.А.А. в регистрирующий орган не представлено.

Оспаривая решение об отказе в государственной регистрации от 22.10.2018 N 18007А изменений в сведения об адресе Общества, заявитель представил в материалы дела договор аренды нежилого помещения от 01.10.2018, заключенный Обществом с собственником - индивидуальным предпринимателем Е.И.Ю., согласно которому арендатор принял во временное пользование офисное помещение общей площадью 24 кв. м, расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Базовый, д. 7, офис N 9А. Срок действия договора установлен сторонами с 01.10.2018 по 31.12.2018.

Отклоняя доводы регистрирующего органа о недостоверности сведений о адресе Общества, суды обоснованно указали, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом не проводилась. Данное обстоятельство Инспекцией не опровергается.

Суды также учли, что решения от 18.10.2018 N 17852А и от 22.10.2018 N 18007А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ приняты ранее даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности относительно учредителя и руководителя Общества Ч.В.Г.

Суды также обоснованно указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что адрес Общества указан без намерения его использовать для осуществления связи, равно как и доказательства того, что связь с Обществом по новому адресу невозможна.

Исходя из установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в нарушение требований, установленных нормами Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом проверка достоверности представленных для государственной регистрации сведений не проводилась.

1.3. Формулируя вывод о законности отказа в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о физическом лице как о ликвидаторе общества, суды исходили из того, что после поступления соответствующих документов в регистрирующий орган поступили сведения о назначении на должность ликвидатора общества иного физического лица, чьи полномочия проверены нотариусом более поздней датой, чем дата назначения первого физического лица на должность ликвидатора общества. Суды также приняли во внимание письмо руководителя нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, касающееся свидетельствования подлинности подписи первого физического лица на заявлении.

По делу N А19-4577/2019 Р.Д.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к инспекции о признании, в частности, незаконным решения об отказе в государственной регистрации ликвидатора общества Б.П.А.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года по делу N А19-4577/2019.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.11.2018 в регистрирующий орган за подписью Б.П.А. представлен пакет документов (вх. N 26930А), согласно которому на должность ликвидатора назначен Б.П.А. на основании протокола внеочередного собрания общества от 19.11.2018 N 2-11/18.

При этом в регистрирующем органе имелись сведения о назначении на должность ликвидатора общества А.Р.А.

Сведения о назначении А.Р.А. ликвидатором общества представлены в регистрирующий орган 08.11.2018 заявлением по форме N Р14001 (вх. N 25296А).

В связи с сомнениями в достоверности сведений о полномочиях Б.П.А. регистрирующим органом 27.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации внесения изменений в сведения об обществе.

В дальнейшем в отношении документов о назначении А.Р.А. на должность ликвидатора общества 14.12.2018 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Ликвидатором общества Б.П.А., акционером общества Р.Д.В. 04.12.2018 в регистрирующий орган представлена объяснительная, согласно которой акционером общества, обладающим 97,74% голосов, является Р.Д.В. с приложением документов, подтверждающих приобретением Р.Д.В. акций названного юридического лица.

Кроме того, 23.11.2018 в регистрирующий орган представлен пакет документов, содержащих сведения о назначении на должность ликвидатора общества К.Т.В., полномочия которой как ликвидатора проверены нотариусом Иркутского нотариального округа Иркутской области 23.11.2018 и не оспорены.

По результатам рассмотрения заявления по форме N Р14001 регистрирующим органом принято решение от 27.12.2018 N 26930А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением заявителем необходимых документов.

Как правильно установлено судом первой инстанции, Б.П.А. назначен на должность ликвидатора общества на основании протокола внеочередного общего собрания общества от 19.11.2018 N 2-11/18. В представленном заявлении по форме N Р14001 полномочия Б.П.А. как ликвидатора общества, а также подлинность его подписи засвидетельствованы нотариусом Иркутского нотариального округа Иркутской области 20.11.2018.

В связи с наличием в регистрирующем органе заявлений иных лиц - А.Р.А., М.М.М., К.Т.В. - о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении общества (назначение на должность ликвидатора/генерального директора), а также возражений от 23.11.2018 по форме N Р38001 относительно представленных Б.П.А. для государственной регистрации документов инспекцией 27.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации общества.

Согласно подпункту 4.4 пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о приостановлении государственной регистрации принимается на срок, не превышающий один месяц.

Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, регистрирующим органом, правомерно отказано в удовлетворении представленного 26.12.2018 Р.Д.В. ходатайства о продлении срока по проверке достоверности сведений для представления дополнительных доказательств.

23.11.2018 в регистрирующий орган представлено также заявление о назначении на должность ликвидатора общества К.Т.В., полномочия которой как ликвидатора проверены нотариусом Иркутского нотариального округа Иркутской области 23.11.2018. Также 07.12.2018 К.Т.В. подтвердила факт назначения ее на должность ликвидатора общества (протокол допроса N 19-06/2486).

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

Следовательно, регистрирующим органом не может быть дана оценка представленным для государственной регистрации документам, в том числе, легитимности протоколов собраний акционеров, договоров купли-продажи акций, кроме того, сведения об акционерах в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Доводы заявителя, приведенные и при подаче ходатайства о приостановлении производства по делу, о том, что именно заявитель являлся руководителем общества, а сейчас является его акционером, и суд первой инстанции уклонился от оценки соответствующих доказательств (договоры купли-продажи ценных бумаг, реестр акционеров и т.д.), отклоняются апелляционным судом, поскольку предметом рассмотрения в настоящем деле являются решения регистрирующего органа, а не корпоративный спор между лицами, которые считают себя акционерами общества, и регистрирующий орган разрешать данные вопросы также не уполномочен, а должен принимать решения о регистрационных действиях, исходя из имеющейся у него информации в пределах установленных законом сроков.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом.

Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Как правильно указывает суд первой инстанции, поскольку максимальный срок приостановления государственной регистрации по заявлению о назначении ликвидатором Б.П.А. истек 27.12.2018, регистрирующим органом на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение N 25848А об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что сведения о назначении на должность ликвидатора общества К.Т.В. представлены в инспекцию позже заявления Б.П.А., ее полномочия проверены нотариусом более поздней датой, чем дата назначения Б.П.А. на должность ликвидатора общества.

При этом судом первой инстанции правильно учтено, что представителем СПК "О." представлено в материалы дела письмо N 281 от 28.02.19 руководителя нотариальной палаты Иркутской области, подтверждающее, что нотариусом С.М.П., при заверении документов заявления по форме N Р14001 отношении ликвидатора Б.Н.А. 19.11.18, не были запрошены выписка из ЕГРЮЛ, а также выписка из реестра акционеров общества заверенная реестродержателем, следовательно, достоверность представленной формы N Р14001 не подтверждена. Указанные обстоятельства подтверждены лично нотариусом С.М.П.

1.4. Приведенные регистрирующим органом в подтверждение недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества ссылки на письмо собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он отзывает свое предыдущее письмо и отказывает обществу в юридическом адресе, были отклонены судами, поскольку наличие на момент рассмотрения регистрирующим органом документов для государственной регистрации противоречивых сведений собственника в отношении использования заявителем спорного помещения не может быть поставлено в вину заявителю. Суды также отметили, что ни действующее законодательство, ни условия договора аренды, заключенного между обществом и собственником, не содержат ограничений прав арендатора на использование арендуемого помещения для размещения своих органов управления и для осуществления связи с арендатором. В то же время обстоятельства дела свидетельствуют о том, что собственник, предоставляя противоречивые сведения в отношении переданного в аренду офисного помещения, от договора аренды не отказывался и исправно получал арендную плату от общества.

По делу N А54-2761/2019 общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 23.01.2019 N 14151А об отказе в государственной регистрации и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменения согласно поданному заявлению от 18.12.2018 вх. N 14151А.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.07.2019 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 23.01.2019 N 14151А об отказе в государственной регистрации признано недействительным, на регистрирующий орган возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления государственной регистрации изменений согласно поданному заявлению от 18.12.2018 вх. N 14151А.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что решение суда отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, общество 18.12.2018 обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (вх. N 14151А), приложив документ об уплате государственной пошлины, протокол N 1 общего собрания участников общества от 20.11.2018, договор аренды недвижимого имущества от 01.11.2018 N 23/18, акт приема-передачи объекта от 01.11.2018, письмо предпринимателя Б.Р.А. от 20.11.2018 N 32/18, свидетельство о государственной регистрации права.

Регистрирующим органом 25.12.2018 вынесено решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, директору общества П.И.С. предложено явиться в Межрайонную инспекцию до 14.01.2019 для дачи пояснений.

Инспекция 26.12.2018 выдала Межрайонной инспекции поручения N 2.8-04/31197@, N 2.8-04/31198@ о проведении мероприятий, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

По результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов и документов, полученных по итогам проведения мероприятий по проверке достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, инспекцией 23.01.2019 на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято решение N 14151А об отказе в государственной регистрации.

В силу подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 данного Закона (адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), является основанием для отказа в государственной регистрации.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61) регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

В рассматриваемом случае обществом при подаче в инспекцию заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе прочего, были представлены договор аренды недвижимого имущества от 01.11.2018 N 23/18, акт приема-передачи объекта от 01.11.2018, письмо предпринимателя Б.Р.А. от 20.11.2018 N 32/18 и свидетельство о государственной регистрации права.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 14.04.2010 усматривается, что Б.Р.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение Н4, назначение: нежилое, лит. А, общей площадью 339,8 кв. м, этаж 1, 2, находящееся по адресу: г. Рязань, 196 км (Окружная дор.), 12.

Согласно пункту 1.1 договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2018 N 23/18 индивидуальный предприниматель Б.Р.А. (арендодатель) предоставляет (арендатор) во временное пользование за плату часть нежилого помещения Н4, лит. А, назначение: нежилое, общей площадью 339,8 кв. м, расположенное на 2-м этаже нежилого здания по адресу: г. Рязань, 196 км (Окружная дорога), 12, размером части 24 кв. м, для использования в качестве офиса. Офисное помещение N 24.

Передаваемый в аренду объект идентифицирован на копии поэтажного плана БТИ путем вычерчивания границ красной линией (приложение N 1).

Договор заключен на 11 месяцев (пункт 4.1), нежилое помещение передано арендатору по акту от 01.11.2018.

В письме от 20.11.2018 N 32/18 Б.Р.А. указала, что вышеназванное нежилое помещение предоставлено обществу в аренду, в том числе для регистрации в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа; данный адрес может использоваться во всех официальных документах.

В ходе проведения мероприятий по проверке достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений Межрайонной инспекцией на основании поручения инспекции 19.01.2019 произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Рязань, 196 километр (Окружная дорога), д. 12, лит. А, помещение Н4, офис 24, по результатам которого установлено, что признаки осуществления финансово-хозяйственной деятельности общества не обнаружены, вывеска с наименованием общества не найдена (протокол от 19.01.2019).

Кроме того, письмом от 25.12.2018 N 2/12 ИП Б.Р.А. известила Межрайонную инспекцию о том, что отзывает свое письмо от 20.11.2018 N 32/18 и отказывает в юридическом адресе ввиду изменения критериев отбора арендаторов.

По мнению регистрирующего органа, вышеизложенное свидетельствует о предоставлении обществом недостоверных сведений о своем месте нахождения.

Суд первой инстанции признал выводы инспекции о предоставлении обществом недостоверных сведений о месте нахождения несостоятельными.

Как следует из материалов дела, осмотр помещения по адресу: г. Рязань, 196 км (Окружная дорога), д. 12, Н4, лит. А, оф. 24 производился Межрайонной инспекцией 19.01.2019, то есть в субботу, с 9 час. 30 мин. до 9 час. 40 мин.

Между тем, согласно данным обществом в ходе рассмотрения дела пояснениям в субботу общество деятельности не осуществляет, так как этот день является выходным днем, что соответствует нормам трудового законодательства (статья 111 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отраженные в протоколе от 19.01.2019 обстоятельства не могут подтвердить факт отсутствия юридического лица по заявленному адресу.

При этом судебная коллегия поддерживает вывод суда области о несостоятельности ссылки регистрирующего органа на письмо заместителя начальника Межрайонной инспекции от 14.06.2019 об ошибке в указанной в протоколе дате проведения осмотра (заявлено, что верно читать: "11.01.2019"), поскольку протокол осмотра от 19.01.2019 подписан иными должностными лицами инспекции, а также понятыми.

Ссылка инспекции на письмо ИП Б.Р.А. от 25.12.2018 N 2/12, представленное в Межрайонную инспекцию, о том, что предприниматель отзывает свое письмо от 20.11.2018 N 32/18 и отказывает обществу в юридическом адресе, судом области также обоснованно отклонена, поскольку наличие на момент рассмотрения регистрирующим органом заявления противоречивых сведений собственника в отношении использования заявителем спорного помещения не может быть поставлено в вину заявителю.

Ни действующее законодательство, ни условия договора аренды, заключенного между обществом и ИП Б.Р.А., не содержат ограничений прав арендатора на использование арендуемого помещения для размещения своих органов управления и для осуществления связи с арендатором.

В то же время обстоятельства дела свидетельствуют о том, что предприниматель, предоставляя противоречивые сведения в отношении переданного в аренду офисного помещения, от договора аренды не отказывался и исправно получал арендную плату от общества, начиная с 22.10.2018.

Изложенное подтверждает фактическое использование обществом вышеуказанного нежилого помещения.

1.5. На основе анализа положений законодательства о государственной регистрации суды заключили, что сообщение в регистрирующий орган о прекращении полномочий физического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий. То есть заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо представлять в регистрирующий орган тогда, когда полномочия указанного физического лица уже прекращены. При этом заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества может выступать только новый руководитель юридического лица.

По делу N А32-21924/2019 общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к инспекции о признании незаконным, в частности, решения.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 17 января 2019 года от участника общества Д.А.Б. поступило и было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции общества нотариально удостоверенное заявление о его выходе из общества.

На основании Решения N 1 единственного участника общества от 17 января 2019 года с 21 января 2019 года Д.А.Б. был уволен с должности генерального директора общества и с 22 января 2019 года на должность генерального директора общества назначен С.А.К.

Исполняя обязанности руководителя общества до 21 января 2019 года и являясь генеральным директором общества Д.А.Б. 17 января 2019 года представил в регистрирующий орган документы для государственной регистрации изменений данных руководителя общества и данных участников общества.

На дату представления документов на регистрацию изменений (17 января 2019 года) Д.А.Б. являлся действующим генеральным директором общества.

Оспариваемым решением отказано в государственной регистрации представленных изменений. Отказ основан на том, что заявление подписано ненадлежащим лицом. Д.А.Б. на дату предоставления документов в налоговый орган 17 января 2019 года уже не являлся руководителем общества и не имел права подписать заявление по форме N Р14001

Согласно пункту 2 статьи 17 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

На основании пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель или учредители юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Как установлено судом, в регистрирующий орган 17.01.2019 поступил пакет документов вх. N 7501483А для государственной регистрации внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительный документ общества.

Регистрируемые юридическим лицом сведения касаются изменения сведений об участниках общества, а также изменения сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица (прекращаются полномочия Д.А.Б. в качестве руководителя общества, указанные полномочия возлагаются на С.А.К.).

Вместе с заявлением по форме N Р14001 в регистрирующий орган представлено решение единственного участника общества С.А.К. от 17.01.2019 "б/н" о смене единоличного исполнительного органа юридического лица и распределении доли уставного капитала общества, а также нотариальное заявление Д.А.Б. о выходе из общества.

Из данного решения следует, что увольнение Д.А.Б. с должности генерального директора состоится 21.01.2019, а вступление в должность нового директора общества - С.А.К. произойдет 22.01.2019.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

ФЗ от 27.10.2020 N 350-ФЗ в п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок сообщения составляет 7 рабочих дней.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, если иное не установлено данным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р" и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В соответствии с Письмом ФНС России от 16.03.2016 N ГД-4-14/4301@ заявителем при изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, должен быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица. При этом при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица. Правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 физического лица, полномочия которого исполнять функции единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется.

Из приведенных положений законодательства о государственной регистрации следует, что сообщение в регистрирующий орган о прекращении полномочий физического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий. То есть заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо представлять в регистрирующий орган тогда, когда полномочия указанного физического лица уже прекращены. При этом заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества может выступать только новый руководитель юридического лица.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что вывод инспекции в оспариваемом решении о подписании заявления по форме N Р14001 неуполномоченным лицом, является несостоятельным, так как на дату представления документов (17.01.2019), лицом имеющим право действовать без доверенности от имени Общества являлся Д.А.Б.

Однако, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае заявление о смене единоличного исполнительного органа общества в нарушение положений пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ представлено ранее срока наступления изменений, что свидетельствует о нарушении порядка государственной регистрации и влечет отказ в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, решение инспекции от 24.01.2019 N 7501483А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении общества, является правомерным. Однако, отказ в государственной регистрации следовало вынести на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, при этом указание иного основания для отказа в государственной регистрации не повлекло в данном случае принятия неправомерно решения инспекцией.

1.6. При рассмотрении спора о законности решения регистрирующего органа, принятого на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд апелляционной инстанции отклонил довод подателя жалобы о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены документы о назначении исполнительным органом в обществе управляющего - индивидуального предпринимателя, а не физического лица, поскольку, осуществляя управление организацией как управляющий, индивидуальный предприниматель физическим лицом быть не переставал, приобретение статуса индивидуального предпринимателя не меняет того факта, что в случае принятие положительного решения Инспекции руководителем общества являлось бы по существу физическое лицо.

По делу N А56-72648/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации.

Решением от 09.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 30.04.2019 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001. К заявлению были приложены: решение единственного участника Общества от 26.04.2019, подтверждающее смену единоличного исполнительного органа Общества - генерального директора Д.В.Е. на управляющего индивидуального предпринимателя А.А.С., договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 26.04.2019.

14.05.2019 Инспекцией было принято решение N 88379А об отказе в государственной регистрации изменений в отношении Общества на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальным предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с тем, что А.А.С. являлся участником, владеющим не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО "Э.", которое на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом Российской Федерации, которая была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица и списана.

В силу подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении, в частности, следующих лиц: владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц.

Сведения об А.А.С. как об участнике ООО "Э." внесены в ЕГРЮЛ 26.12.2006 Межрайонной инспекцией.

Доказательств, свидетельствующих о переходе в установленном действующем законодательством Российской Федерации порядке рассматриваемой доли в уставном капитале ООО "Э." от А.А.С. к иным лицам не представлено.

На момент предоставления Обществом в регистрирующий орган документов, а также на момент принятия Инспекцией обжалуемого решения от 14.05.2019 об отказе в государственной регистрации три года с момента исключения Общества из ЕГРЮЛ не истекли.

Довод подателя жалобы о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены заявление по форме N Р14001 и решение участника Общества от 26.04.2019 о назначении исполнительным органом в Обществе управляющего - Индивидуального предпринимателя А.А.С., а не физического лица А.А.С., признан судом апелляционной инстанции необоснованным и подлежит отклонению, поскольку, осуществляя управление организацией как управляющий, Индивидуальный предприниматель А.А.С. физическим лицом быть не переставал, приобретение статуса индивидуального предпринимателя не меняет того факта, что в случае принятие положительного решения Инспекции руководителем общества являлся бы по существу А.А.С.

1.7. Констатировав, что оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации нарушают конституционные права наследования и частной собственности заявителя и иного лица, суды удовлетворили требования о признании соответствующих решений незаконными.

По делу N А21-6497/2019 Е.Д.Г. (действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери К.Н.К.) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области (далее - арбитражный суд) с заявлением к Инспекция и Управлению о признании незаконными решений Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Решением суда от 26.08.2019 г. заявленные требования удовлетворены.

Данное решение обжаловано в апелляционном порядке Управлением, в жалобе ее податель просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается иными участвующими в деле лицами, 02.07.2016 г. умер муж заявителя - К.Н.А., на момент смерти являющийся генеральным директором и учредителем ООО "М-С.", доля в уставном капитале общества 50%; генеральным директором и учредителем ООО "М-П.", доля в уставном капитале общества 100%; генеральным директором и учредителем ООО "М.", доля в уставном капитале общества 100%; генеральным директором и учредителем ООО "А.", доля в уставном капитале общества 52%.

Наследниками имущества умершего (доли в уставном капитале ООО "М-С." 50%; доли в уставном капитале ООО "М-П." 100%; доли в уставном капитале ООО "М." 100%; доли в уставном капитале ООО "А." 52% - свидетельство о праве на наследство по завещанию от 13.12.2018 г.) являются Е.Д.Г. в размере 8/10 долей супруга; сын А.Н.К. 24.01.2001 г. р. - 1/10 доли в наследстве и дочь К.Н.К. 09.03.2006 г. р. - доля в наследстве - 1/10.

28.12.2018 г. Е.Д.Г. обратилась в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей в Инспекцию с заявлениями о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; однако, оспариваемыми решениями Инспекцией отказано в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "м" и "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), а основаниями для отказа в государственной регистрации указаны следующие обстоятельства: согласно протоколу проверки установлена причастность Е.Д.Г. к юридическому лицу - ООО "К.", исключенному из ЕГРЮЛ в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и к юридическому лицу - ЗАО "М.", в отношении которого в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений о юридическом лице; кроме того, на основании определения судьи Центрального района от 20.03.2017 г. N 2-2147/2017 г. наложен арест на 50% доли в уставном капитале ООО "М-С.", 100% доли в уставном капитале ООО "М-П.", 100% доли в уставном капитале общества ООО "М." и 52% доли в уставном капитале ООО "А.".

Оценив заявленные требования (представленные в материалы дела доказательства) по правилам статей 71, 198 часть 1, 200 часть 4 и 201 части 2 и 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь статьями 8.1 пункт 2, 1152 пункт 4 и 1153 пункт 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5 и 21 пункт 12 Закона о государственной регистрации, пунктом 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", арбитражный суд признал, что в силу указанных норм с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 20.12.2011 г. N 10107/11, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.08.2016 г. N 306-ЭС16-8387 по делу N А49-2904/2015, участником общества с ограниченной ответственностью (то есть к нему переходят все права, удостоверяемые долей в уставном капитале такого общества, включая право на участие в управлении делами общества с ограниченной ответственностью) наследник становится со дня открытия наследства.

В данном случае Н.А.К. умер 02.07.2016 г.; 18.07.2016 г. Е.Д.Г. обратилась в Центральный районный суд г. Калининграда с заявлением об установлении места открытия наследства, а 13.12.2016 г. Е.Д.Г. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти 02.07.2016 г. ее супруга Н.А.К., т.е. наследственное дело открыто в установленный законом срок; таким образом, заявитель и ее несовершеннолетние дети приняли наследство 02.07.2016 г. и являются собственниками долей в уставном капитале ООО "М-С.", ООО "М-П.", ООО "М.", ООО "А.", что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по завещанию от 13.12.2018 г., при том, что обратиться с заявлениями о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, Е.Д.Г. смогла только после отмены обеспечительных мер, принятых судом (копия решения Центрального суда по делу N 2-2147/2017 от 12.09.2017 г. с отменой обеспечительных мер принятых определением судьи Центрального района от 20.03.2017 г.) и получения свидетельств о праве на наследство по завещанию, то есть после 13.12.2018 г.; статьей 35 Конституция Российской Федерации обеспечивается (гарантируется) право наследования и право частной собственности, а в силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной и государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Таким образом, по мнению суда, поскольку у Е.Д.Г. и ее детей возникли права на доли в уставных капиталах в порядке наследования, отказ Инспекции в государственной регистрации изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении указанных юридических лиц нарушает конституционные права наследования и частной собственности заявителя и К.Н.К., а соответственно, заявленные требования Е.Д.Г. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данных выводов, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поскольку, повторяя заявленные ранее ее подателем, а равно и самой Инспекцией, основания для принятия оспариваемых заявителем решений, ни Управление, ни Инспекция никоим образом не опровергают эти выводы, при том, что нормы Закона о государственной регистрации, на которые ссылаются ответчики, не могут превалировать над охраняемыми законом (и в первую очередь - Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации) интересами собственников и наследников (ограничивать их права), что следует и из указанных выше позиций высших судебных инстанций, мотивированное несогласие с применением которых в настоящем деле Инспекцией и Управлением также надлежаще не выражено.

Суд апелляционной инспекции также отметил, что Инспекция и Управление факт отмены на момент принятия Инспекцией оспариваемых решений ранее имевших место обеспечительных мер в отношении спорных долей не оспорили (не опровергли).

1.8. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд кассационной инстанции поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций о пропуске заявителем процессуального срока на обжалование решения об отказе в государственной регистрации, указав на то, что факт использования дополнительной возможности на внесудебное урегулирование соответствующего спора мог послужить основанием для восстановления в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование решения Инспекции.

По делу N А83-9736/2019 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекция об отказе в государственной регистрации от 14.12.2018 года N 7399А и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу и направить дело на новое рассмотрение по существу.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

08.11.2018 общество представило в Инспекцию заявление по форме N Р14001.

14.12.2018 Инспекцией принято решение N 7399А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Решением УФНС от 01.02.2019 N 07-23/01486 жалоба общества была оставлена без удовлетворения.

16.02.2019 обществом была направлена жалоба в адрес Федеральной налоговой службы, в удовлетворении которой решением от 15.05.2019 было отказано.

На основании пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном данным Законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 данного Закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

На основании изложенного следует, что Законом N 129-ФЗ предусмотрено требование об обязательном досудебном обжаловании решения, принятого регистрирующим органом.

Общество исполнило процессуальную обязанность и первоначально обжаловало решение Инспекции путем подачи 24.12.2018 соответствующей жалобы в УФНС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ в случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется, с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В связи с изложенным, у общества возникло право на обжалование решения Инспекции в судебном порядке после получения решения УФНС.

Общество не ссылается в своих доводах о получении обжалуемого решения УФНС в более поздние сроки.

При таких обстоятельствах, с учетом требований пунктом 3 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ, именно с 01.02.2019 следует исчислять срок на подачу заявления в суд об оспаривании решения Инспекции.

Положения части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Вместе тем, заявитель обратился в арбитражный суд с лишь 14.06.2019, то есть с пропуском, установленного законодательством, трехмесячного срока на обжалование. При этом обществом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Последующее обжалование решения Инспекции в Федеральную налоговую службу являлось не обязательным для обращения за защитой своих прав в арбитражный суд. Таким образом, общество при наличии правовой возможности обратиться в суд с оспариванием решения Инспекции избрало иной способ защиты своих прав, обратившись с соответствующим заявлением в Федеральную налоговую службу.

Факт использования дополнительной возможности на внесудебное урегулирование настоящего спора мог послужить основанием для восстановления в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование решения Инспекции. Однако такое ходатайство обществом при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции заявлено не было.