Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1 Данные о проведенных мероприятиях по контролю

За 2019 год территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 7 610 контрольно-надзорных мероприятий, что на 28% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Проведено 1 407 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (на 51,6% больше, чем в 2018 году).

Также инспекторами Госморречнадзора проведено 3 235 осмотров судоходных путей с использованием судов патрульного флота и 2 092 осмотра объектов транспортной инфраструктуры.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий территориальными управлениями Госморречнадзора выявлено 4 431 нарушение обязательных требований законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (на 9.5% меньше по сравнению с 2018 годом). По результатам проверок и осмотров в 2019 году выдано 799 предписаний на устранение выявленных нарушений (рост на 44% к 2018 году), привлечено к ответственности 3 983 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доля устраненных нарушений в 2019 году составляет 97,2%.

Наиболее частыми нарушениями, выявляемыми в ходе контрольно-надзорных мероприятий (более 42% от общего числа выявляемых нарушений), являются административные правонарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском транспорте правил плавания судов), частям 1 и 2 статьи 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) и части 1 статьи 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания). За 2019 год общее число таких нарушений составило 1 297, к административной ответственности привлечено 1 702 должностных и физических лиц.

Порядка 23% составляют нарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов) и по частям 1 - 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, либо с нарушением (в том числе грубым) условий, предусмотренных лицензией). В 2019 году по фактам нарушений к административной ответственности привлечено 711 хозяйствующих субъектов, в том числе 671 должностное и юридическое лицо, а также 40 физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За истекший год территориальными управлениями Госморречнадзора выдано и переоформлено 1 006 лицензий, что на 15% меньше показателя 2018 года. По заявлениям лицензиатов прекращено действие 89 лицензий. Проведено 874 проверки соискателей лицензий. В ходе их проведения в 51 случае выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано.

С начала года Управлением государственного морского и речного надзора было рассмотрено 45 деклараций безопасности гидротехнических сооружений, утверждено 35 из них, 10 отправлено на доработку.

Бассейновым Администрациям внутренних водных путей выдано 35 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

По сравнению с 2018 годом, в 2019 году на 7 СГТС улучшилось техническое состояние до "работоспособного", при этом на 11 гидросооружениях повысился уровень безопасности до "нормального" уровня.

Вместе с тем, ввиду того, что на некоторых гидросооружениях эксплуатирующими организациями не были выполнены мероприятия по повышению уровня безопасности, техническое состояние на 2 СГТС понизилось. По данным фактам территориальным управлениям УГМРН были даны соответствующие поручения о необходимости привлечения виновных лиц, допустивших снижение уровня безопасности, к административной ответственности.

На водном транспорте в 2019 году произошло 53 аварии, что на 15 аварий (22%) меньше, чем в 2018 году

Число происшествий на водном транспорте на единицу транспортных средств относительно уровня 2017 года составило 96%, что соответствует показателю, установленному Минтрансом России на 2019 год.

При этом количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения увеличилось: в 2019 погибло 19 человек и 4 человека получили тяжкие телесные повреждения. В 2018 году 7 человек погибло, травмированных не было.

Почти 70% случаев гибели и травматизма в 2019 году не связано с исполнением погибшими и травмированными моряками их должностных обязанностей.

В 2019 году Госморречнадзором проведено 333 расследования аварийных случаев на водном транспорте.

Основные причины происшествий на водном транспорте:

- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 31%;

- несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном - 22%;

- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах - 23%;

- невыполнение командным составом и/или судовладельцем, и/или береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания - 14%;

- не учет гидрометеорологических особенностей района плавания и стоянки судов - 10%.

По результатам расследования каждой аварии в заключении выдавались рекомендации по предупреждению возникновения подобных аварий в будущем. Эти рекомендации касаются как внесения изменений/дополнений в нормативные документы, систему управления безопасности компании-судовладельца, так и организационных вопросов, связанных со специальной подготовкой членов экипажа, организацией несения вахты, обслуживанием судовых технических средств.

Таким образом, со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:

- риск гибели человека;

- риск причинения вреда здоровью человека;

- риск загрязнения окружающей среды;

- риск причинения материального ущерба.