4 Система визуализации

4.

СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ

4.a

Качество визуальной картины

4.a.1

Непрерывная коллимированная зона обзора из кабины пилотов

Коллимированный дисплей системы визуализации в кабине пилотов, обеспечивающий каждому пилоту непрерывную зону обзора с углом минимум 200° по горизонтали и минимум 40° по вертикали

Не применимо

+

+

При испытаниях углы зоны обзора должны измеряться с использованием шаблона, представляющего собой матрицу из черных и белых квадратов размером 5°, которые заполняют всю визуальную картину (все каналы)

Непрерывная коллимированная зона обзора из кабины пилотов

Коллимированный дисплей системы визуализации в кабине пилотов, обеспечивающий каждому пилоту непрерывную зону обзора с углом минимум 180° по горизонтали и минимум 40° по вертикали

Не применимо

+

Установленная настройка должна подтверждаться в ЗОС

Непрерывная зона обзора из кабины пилотов

Дисплей системы визуализации в кабине пилотов, обеспечивающий каждому пилоту непрерывную зону обзора с углом минимум 200° по горизонтали и минимум 40° по вертикали

Не применимо

+

+

+

При испытаниях углы зоны обзора должны измеряться с использованием шаблона, представляющего собой матрицу из черных и белых квадратов размером 5°, которые заполняют всю визуальную картину (все каналы)

Установленная настройка должна подтверждаться в ЗОС

4.a.1

Зона обзора дисплея

Дисплей системы визуализации в кабине экипажа, обеспечивающий одновременно каждому пилоту зону обзора с углом минимум 45° по горизонтали и минимум 30° по вертикали, если эти параметры не ограничены типом самолета

Не применимо

+

+

+

Минимальное расстояние от положения глаз пилота до поверхности дисплея должно быть не меньше расстояния до любого прибора на передней панели

Зона обзора с углом 30° по вертикали может быть недостаточна для соответствия требованиям в отношении видимого участка земли (если требуется)

Это должно учитываться при расчете поля обзора

4.a.2.a.1

Геометрия системы. Положение изображения

Для каждого положения глаз пилотов центр изображения должен находиться между 0° и 2° в горизонтальной плоскости и в пределах +/- 0,25° по вертикали

Разница между левым и правым горизонтальными углами не должна превышать 1°

Не применимо

+

+

Положение изображения следует проверять относительно осевой линии тренажера.

Если в центр вертикального дисплея внесена расчетная поправка, это должно быть указано

4.a.2.a.2

Геометрия системы.

Абсолютная геометрия

В пределах центрального участка 200° x 40° все точки на матрице с шагом 5° должны находиться в пределах +/- 3° расчетного положения, измеренного из точки глаз каждого пилота

Не применимо

+

+

Для систем с параметрами углов обзора более 200° x 40°, геометрия за пределами центральной зоны не должна иметь никаких отвлекающих неоднородностей

4.a.2.a.3

Геометрия системы.

Относительная геометрия

Измерения относительных положений точек следует проводить через каждые 5°.

Не применимо

+

+

В зоне от -10° до самой нижней видимой точки при азимуте 15° ближе к продольной оси 0°, 30°, 60° и 90° дальше от продольной оси для каждого положения пилота следует проводить вертикальные измерения каждые 1° до края видимого изображения

Геометрия системы. Относительная геометрия

Измерения относительных положений точек следует проводить через каждые 5°.

+

Относительное положение от одной точки до другой не должно превышать: 0,2°/градус

4.a.2.b

Геометрия изображения не должна иметь отвлекающих внимание неоднородностей

+

+

+

+

+

4.a.3

Разрешающая способность (обнаружение объектов)

Не более 2 угловых минут

Не применимо

+

+

+

Разрешающая способность демонстрируется испытанием объектов, которые занимают требуемый визуальный угол в каждом визуальном канале, используемом в картине, из точек глаз пилотов

Объект, противолежащий глазу пилота, должен соответствовать 2 угловым минутам

Для испытания в горизонтальной плоскости это можно продемонстрировать с использованием разметки входной кромки ВПП

Следует также продемонстрировать такое соответствие и для испытания в вертикальной плоскости

В ЗОС противолежащие углы должны подтверждаться расчетами

4.a.3

Разрешающая способность (обнаружение объектов)

Не более 4 угловых минут

Не применимо

+

+

+

Разрешение демонстрируется испытанием объектов, которые занимают требуемый визуальный угол в каждом визуальном канале, используемом в картине, из точек глаз пилотов

Объект, противолежащий глазу пилота, должен соответствовать 4 угловым минутам

Для горизонтального испытания это можно продемонстрировать с использованием разметки входной кромки ВПП

Следует продемонстрировать такое соответствие и для испытания в вертикальной плоскости В ЗОС противолежащие углы должны подтверждаться расчетами

4.a.4

Размер точечного источника света

Не более 5 угловых минут

Не применимо

+

+

+

Размер точечного источника света должен измеряться с помощью тестового шаблона, состоящего из расположенного в центре одного ряда световых точек белого цвета, отображаемых горизонтальной и вертикальной строками

Должна быть предусмотрена возможность перемещения световых точек относительно точки глаз по всем осям

В точке, в которой модуляция света в каждом визуальном канале становится заметной, следует произвести расчет для определения интервалов между световыми точками

Требуется ЗОС для указания метода испытаний и расчета

Размер точечного источника света

Не более 8 угловых минут

Не применимо

+

+

+

Размер точечного источника света должен измеряться с помощью тестового шаблона, состоящего из расположенного в центре одного ряда световых точек белого цвета, отображаемого горизонтальной и вертикальной строками

Должна быть предусмотрена возможность перемещения световых точек относительно точки глаз по всем осям.

В точке, в которой модуляция света в каждом визуальном канале становится заметной, следует произвести расчет для определения интервалов между световыми точками

Требуется ЗОС для указания метода испытаний и расчета

4.a.5

Коэффициент контрастности растровой поверхности

Не менее чем 5:1.

Не применимо

+

+

+

+

+

+

Коэффициент контрастности поверхности следует измерять с помощью растрового тестового шаблона, заполняющего все визуальное изображение (все каналы)

Тестовый шаблон должен состоять из квадратов черного и белого цвета размерами 5° с белым квадратом в центре каждого канала

Измерения следует проводить на центральном белом квадрате каждого канала, используя апертурный фотометр с шагом 1°. Величина минимальной яркости должна составлять 7 кд/м2 (2 фут-ламберт). Измеряются любые соседние темные квадраты

При тестировании коэффициента контрастности уровни общего освещения задней части кабины и кабины экипажа должны возможно низкими

Измерения следует проводить в центре квадратов, чтобы не допустить проникновения света в измерительный прибор

4.a.6

Коэффициент контрастности точечного источника света

Не менее чем 25:1.

Не применимо

+

+

+

Коэффициент контрастности точечного источника света следует измерять с помощью тестового шаблона, показывающего область более 1° площади, заполненной белыми точечными источниками света, и сравнивать с соседним фоном

Коэффициент контрастности точечного источника света

Не менее чем 10:1.

Не применимо

+

+

+

Модуляция точечных источников света должна быть заметной на каллиграфических системах и не заметной на растровых системах

При измерении яркости фона яркий квадрат должен находиться вне поля обзора фотометра

При тестировании коэффициента контрастности уровни общего освещения задней части кабины и кабины экипажа должны быть возможно низкими

4.a.7

Яркость точечного источника света

Не менее 20 кд/м2 (8,8 фут-ламберт)

Не применимо

+

+

+

+

+

+

Точечные источники света должны воспроизводиться в виде матрицы, образующей квадрат

PPL

CPL

В каллиграфических системах точечные источники света должны лишь сливаться.

На растровых системах точечные источники света должны перекрываться таким образом, чтобы квадрат был сплошным (отдельные точечные источники света не будут видны)

4.a.8

Яркость поверхности

Не менее 20 кд/м2

(5,8 фут-ламберт) на дисплее

Не применимо

+

+

+

Яркость поверхности следует измерять на белом растре, используя апертурный фотометр

Точечные источники света не применяются

Допускается использование каллиграфических возможностей для усиления яркости растрового изображения

Яркость поверхности

Не менее 14 кд/м2

(4,1 фут-ламберт) на дисплее

Не применимо

+

PPL

+

+

Яркость поверхности следует измерять на белом растре, используя апертурный фотометр

CPL

Точечные источники света не применяются

Допускается использование каллиграфических возможностей для усиления яркости растрового изображения

4.a.9

Уровень черного и последовательная контрастность

Интенсивность черного:

Не применимо

+

+

+

Если это испытание не проводится, то следует представлять ЗОС с указанием причин

яркость фона - яркость черного многоугольника < 0,015 кд/м2 (0,004 фут-ламберт)

Последовательная контрастность:

максимальная яркость - яркость черного многоугольника > 2000:1

4.a.10

Размытость движения

При вращении шаблона относительно точки глаза со скоростью 10°/с, минимальный различимый зазор должен составлять 4 угловые минуты или меньше

Не применимо

+

+

+

Если испытание не проводится, следует представлять ЗОС с указанием причин

4.a.11

Спекл тест

Контрастность спекла должна быть менее 10%.

Не применимо

+

+

+

Требуется ЗОС с описанием метода испытаний

Обычно это испытание требуется проводить только для лазерных проекторов

Если испытание не проводится, следует представлять ЗОС с указанием причин

4.b

Индикация на лобовом стекле

4.b.1

Статическое выравнивание

Статическое выравнивание с представленным изображением.

Не применимо

+

+

+

Требование к выравниванию относится к любой используемой системе ИЛС или к обоим одновременно, если при обучении пилотов они используются одновременно

Оптическая ось ИЛС должна выравниваться относительно центра сферического шаблона представленного изображения

Допуск +/- 6 угловых минут

Не применимо

+

+

Требование к выравниванию относится только к пилоту, выполняющему полет

4.b.2

Дисплей параметров систем

Должно демонстрироваться функционирование в полном объеме на всех режимах полета.

+

+

+

+

+

Следует представлять отчет о возможностях систем и продемонстрированных возможностях

4.b.3

Положение индикатора ИЛС относительно индикатора углового пространственного положения (тангаж и крен по горизонту)

Тангаж и крен согласовываются с показаниями приборов самолета

В полете

+

+

+

+

+

Для тренажеров типа III и V:

Требование по выравниванию относится только к пилоту, выполняющему полет

4.c

Бортовая система EFVS

4.c.1

Регистрационное испытание

Выравнивание изображения на дисплее EFVS и изображения внекабинной обстановки должно воспроизводить выравнивание, типичное для типа самолета и системы

Точка взлета и при заходе на посадку на высоте 200 футов

+

+

+

Следует учитывать эффекты допусков на выравнивание, указанные в пункте 4.b.1

+

+

Требование по выравниванию относится только к пилоту, выполняющему полет.

Следует учитывать эффекты допусков на выравнивание, указанные в пункте 4.b.1

4.c.2

Дальность видимости на ВПП (далее - RVR) и калибровка видимости

Изображение EFVS представляет картину на высоте 350 м (1200 футов) и RVR - 1609 м (1 статутная миля), включая соответствующую интенсивность света.

В полете

+

+

+

+

+

Картина в инфракрасном диапазоне, характерная для высоты 350 м (1200 футов) и RVR - 1609 м (1 статутная миля)

Визуальная картина может быть убрана, если ее наличие не предусмотрено программой подготовки

4.c.3

Тепловой переход

Демонстрируются эффекты теплового изменения во время перехода от дня к ночи

День и ночь

+

+

+

+

+

Картина должна правильно отображать характеристики теплового изменения во время перехода от дня к ночи

4.d

Видимый участок земли

4.d.1

VGS

Ближний конец: должно быть видимо правильное количество огней подхода в расчетном VGS.

Балансировка в посадочной конфигурации на высоте колес 30 м (100 футов) над зоной приземления ВПП на глиссаде при установке RVR 300 м (1000 футов) или 350 м (1200 футов)

+

+

+

+

+

Это испытание предназначено для оценки факторов, влияющих на точность визуальной картины, воспроизводимой для пилота на высоте принятия решения при заходе на посадку по приборам.

Эти факторы включают:

Дальний конец: +/- 20% от расчетного VGS.

1)

RVR;

2)

Точность моделирования наклона глиссады и курсового посадочного маяка (положение и наклон) при выполнении посадки по приборам;

Должны быть видны те входные огни ВПП, которые должны быть видны согласно расчетам

3)

Для данной массы, конфигурации и скорости, характерных для точки в пределах области эксплуатационных режимов нормального захода на посадку и посадки

4)

Радиовысотомер. Если в качестве базовой модели используется типовой самолет, идеальным считается типовой угол отсечки 15°

Если используется неоднородный туман, то в расчет видимости наклонной дальности, используемой для вычисления параметров VGS, включается вертикальное изменение горизонтальной видимости и его описание

4.e

Производительность системы визуализации

4.e.1

Производительность системы.

Дневное время

Не менее чем 10000 видимых текстурированных поверхностей, 6000 точечных источников света, 16 движущихся объектов

Не применимо

+

PPL

+

+

+

+

+

Демонстрируется путем использования визуальной картины, передаваемой теми же режимами формирования изображений, которые используются для создания визуальных картин при обучении пилотов

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.