12. Система визуализации

12

Система визуализации

12.a

Требования к содержанию функциональных испытаний

12.a.1

Аэропорты и посадочные площадки для вертолетов

Имитация реальных аэропортов и посадочных площадок для вертолетов должна соответствовать опубликованным данным, которые используются для обеспечения полетов вертолетов. Должна обеспечиваться возможность выбора имитируемых аэропортов и посадочных площадок для вертолетов с РМИ

12.a.1.a

Как минимум, четыре имитируемых аэропортов или посадочных площадок для вертолетов

12.a.1.a.1

Как минимум, один имитируемый конкретный аэропорт

+

+

+

12.a.1.a.2

Как минимум, одна имитируемая посадочная площадка для вертолетов, расположенная значительно выше окружающих строений или ландшафта местности

+

+

+

12.a.1.a.3

Как минимум, одна имитируемая посадочной площадки для вертолета ограниченных размеров

+

+

+

12.a.1.a.4

Как минимум, одна имитируемая посадочной площадки для вертолетов, расположенная на поверхности с уклоном, по крайней мере, 2,5°

+

+

+

12.a.1.b

Как минимум, один имитируемый типовой аэропорт и одна типовая посадочная площадка для вертолетов

+

12.a.1.c

Минимум один имитируемый базовый аэропорт или вертодром

+

12.a.2

Адекватность воспроизведения визуальной картины

12.a.2.a

На визуальной картине должны точно воспроизводиться те части аэропорта и прилегающей к нему местности, которые используются в учебной программе. Точность отображения визуальных ориентиров должна позволять оценить скорость изменения высоты, высоту над уровнем земли, поступательные перемещения и их скорость во время взлета, при выполнении захода на посадку, при маневрировании на малой высоте или с низкой воздушной скоростью, при выполнении захода на посадку, в режиме висения и при приземлении

+

+

+

12.a.2.b

Адекватность воспроизведения визуальной картины и визуальных ориентиров должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог:

визуально распознать аэропорт и посадочную площадку для вертолетов;

определить положение моделируемого вертолета;

успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки;

по мере необходимости, выполнять маневры в районе аэропорта, посадочной площадки в режиме висения или во время руления по воздуху. Кроме того, точность визуальных ориентиров должна позволять оценить скорость изменения высоты, поступательные перемещения и их величины во время взлета и посадки

+

12.a.2.c

Визуальные картины с достаточным содержанием должны обеспечивать летному экипажу возможность успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки

+

12.a.2.d

Для выполнения маршрутных полетов, на картине должен присутствовать детализованный профиль местности, обеспечивающий возможность визуальной навигации с использованием карты соответствующего масштаба и на типичных высотах в радиусе 30 минут полета со средней крейсерской скоростью

+

+

+

+

12.a.3

Посадочные площадки для вертолетов, ВПП и рулежные дорожки

12.a.3.a

Посадочные площадки для вертолетов, ВПП и рулежные дорожки аэропорта

+

+

+

12.a.3.b

Типовые посадочные площадки для вертолетов, ВПП и рулежные дорожки

+

12.a.3.c

Базовые посадочные площадки для вертолетов, ВПП и рулежные дорожки

+

12.a.4

Если в картине аэропорта одновременно воспроизводятся две параллельных и одна пересекающаяся ВПП, то должно обеспечиваться одновременное освещение, минимум, двух ВПП

+

+

+

12.a.5

Превышения и положения торцов ВПП и посадочных площадок для вертолетов должны моделироваться таким образом, чтобы обеспечить корреляцию с системами моделируемого вертолета (ИЛС, GPS, компас, высотомер)

+

+

+

+

+

12.a.6

Воспроизведение уклонов посадочных площадок, ВПП, рулежных дорожек, и парковочных площадок не должно создавать отвлекающие или нереалистичные эффекты

+

+

+

+

12.a.7

Покрытие, разметка и освещение посадочных площадок для вертолетов

12.a.7.a

Покрытие и маркировка каждой посадочной площадки включают следующее:

12.a.7.a.1

Стандартную идентификационную маркировку вертодрома (символ "Н" и обозначение местоположения) и другие специфические виды маркировки (обозначения вертолетной площадки больницы, прицельной точки посадки, прицельного круга посадки соответствующего размера окраски и ориентации)

+

+

+

+

12.a.7.a.2

Маркировку зоны приземления и отрыва

+

+

+

+

12.a.7.a.3

Соответствующую разметку зоны конечного этапа захода на посадку и взлета, учитывающую расчетные габариты вертолета, размер опасной зоны, ограничения по весу

+

+

+

+

12.a.7.a.4

По мере необходимости, маркировку зоны безопасности, OFS и LOS

+

+

+

+

12.3.7.3.5

Знаки, соответствующие используемой модели

+

+

+

+

12.a.7.a.6

Ветровой конус, позволяющий определить соответствующие силу и направление ветра

+

+

+

+

+

12.a.7.b

Освещение посадочной площадки для вертолетов соответствующих цветов включает следующее:

12.a.7.b.1

Указатель направления посадки

+

+

+

+

+

12.a.7.b.2

Возвышающиеся и утопленные огни по периметру зоны конечного этапа захода на посадку и взлета, зоны приземления и отрыва и прожекторное освещение

+

+

+

+

12.a.7.b.3

Освещение ветрового конуса

+

+

+

+

+

12.a.7.b.4

Вспомогательные средства визуального захода на посадку

+

+

+

+

+

12.a.7.b.5

Огни захода на посадку соответствующего цвета

+

+

+

+

+

12.a.7.c

Рулежные дорожки, зона движения и маркировка, характерная для посадочных площадок для вертолетов, включая:

12.a.7.c.1

Рулежные дорожки (маршруты руления);

+

+

+

+

+

12.a.7.c.2

Перроны;

+

+

+

+

12.a.7.d

Освещение рулежных дорожек соответствующего цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования рулежных дорожек, связанных с каждой посадочной площадкой, включая:

12.a.7.d.1

Рулежные дорожки (маршруты руления);

+

+

+

+

+

12.a.7.d.2

Парковочные площадки;

+

+

+

+

12.a.8

Покрытие, маркировка и освещение аэропорта:

12.a.8.a

Покрытие и маркировка ВПП, характерные для каждой используемой ВПП, а также знаки и указатели включая:

12.a.8.a.1

Маркировку торца ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.a.2

Номера ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.a.3

Маркировку зоны приземления на ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.a.4

Маркировку фиксированного расстояния на ВПП;

+

+

+

+

12.a.8.a.5

Маркировку границ ВПП;

+

+

+

+

12.a.8.a.6

Маркировку осевой линии ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.a.7

Указатели дистанции до торца ВПП;

+

+

+

12.a.8.a.8

Знаки на пересечении ВПП и рулежных дорожек;

+

+

+

+

12.a.8.a.9

Ветровой конус, позволяющий определить соответствующую силу и направление ветра;

+

+

+

+

+

12.a.8.b

Огни соответствующих цветов, характерные для используемой ВПП, включая:

12.a.8.b.1

Огни торца ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.2

Посадочные огни ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.3

Концевые огни ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.4

Огни осевой линии ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.5

Огни зоны приземления;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.6

Огни выводных рулежных дорожек (огни выруливания);

+

+

+

+

12.a.8.b.7

Соответствующие средства визуальной посадки на ВПП;

+

+

+

+

12.a.8.b.8

Соответствующую систему огней подхода к ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.b.9

Освещение ветрового конуса;

+

+

+

+

+

12.a.8.c

Покрытие и маркировка рулежных дорожек, связанных с каждой конкретной используемой ВПП, включая:

12.a.8.c.1

Маркировку границ ВПП;

+

+

+

+

12.a.8.c.2

Маркировку осевой линии ВПП;

+

+

+

+

12.a.8.c.3

Маркировку предварительного старта на ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.c.4

Маркировку критической зоны приземления по приборам;

+

+

+

+

12.a.8.c.5

Для разрешенных полетов в условиях ограниченной видимости должно демонстрироваться следующее: все маркировки рулежных дорожек, освещение и указатели руления, как минимум, от места назначенной стоянки до назначенной ВПП и обратно после посадки на назначенную ВПП до назначенного места стоянки; а также маршрут руления в условиях ограниченной видимости. Назначенная ВПП и маршрут руления должны соответствовать аэропорту, в котором разрешены полеты в условиях ограниченной видимости

+

+

+

+

12.a.8.d

Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования рулежных дорожек, связанных с каждой конкретной используемой ВПП, включая:

12.a.8.d.1

Посадочные огни ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.d.2

Огни осевой линии ВПП;

+

+

+

+

+

12.a.8.d.3

Огни места предварительного старта на ВПП и критической зоны приземления по приборам

+

+

+

+

+

12.a.9

Необходимая корреляция визуальной модели с другими имитируемыми компонентами окружающей обстановки аэропорта и посадочной площадки

12.a.9.a

Модели аэропорта или посадочной площадки для вертолетов следует должным образом согласовывать с соответствующими навигационными средствами, обеспечивающими движение вертолетов на используемой ВПП или посадочной площадке для вертолетов

+

+

+

+

+

12.a.9.b

Моделирование загрязнения ВПП или посадочной площадки для вертолетов должно коррелироваться с воспроизводимой поверхностью и освещением ВПП

+

+

+

+

12.a.10

Здания, сооружения и светосигнальное оборудование аэропорта и посадочной площадки для вертолетов

12.a.10.a

Здания, сооружения и освещение:

12.a.10.a.1

Здания, сооружения, объекты и светосигнальное оборудование аэропорта или посадочной площадки для вертолетов

+

+

+

12.a.10.a.2

Здания, сооружения, объекты и светосигнальное оборудование типового аэропорта или посадочной площадки для вертолетов

+

12.a.10.a.3

Здания, сооружения, объекты и светосигнальное оборудование базового аэропорта или посадочной площадки для вертолетов

+

12.a.10.b

Типовые движущиеся и неподвижные препятствия (воздушные суда, аэродромная техника и сооружения на аэродроме)

+

+

+

+

12.a.10.c

Маркировка стояночных мест (маркировка опасных мест, линий заруливания на стоянки), освещение и аэродромный сигнальщик

+

+

+

12.a.11

Местность и препятствия

12.a.11.a

Местность и препятствия в радиусе 46 км от исходного аэропорта или посадочной площадки для вертолетов с соответствующей цветовой маркировкой и текстурой моделируемого района. Это включает достаточное количество наземных объектов соответствующего размера и в соответствующей перспективе

+

+

+

12.a.11.b

Типовое отображение местности и препятствий в радиусе 18,5 км от исходного аэропорта или посадочной площадки для вертолетов с соответствующей цветовой маркировкой и текстурой

+

12.a.11.c

Отображение топографических особенностей местности в радиусе 9,25 км от исходного аэропорта или посадочной площадки для вертолетов. Ограниченная плоская местность считается приемлемой

+

12.a.11.d

Моделирование основных особенностей рельефа местности: визуальная картина ниже 1500 м с соответствующими особенностями рельефа местности, позволяющая осуществлять навигацию, полагаясь только на визуальные наземные ориентиры, для чего используются соответствующие карты (карты в масштабе 1:500000, 1:250000, 1:100000). Контуры ландшафта должны соответствовать действительности

+

+

+

12.a.11.e

Моделирование зданий, деревьев и других вертикальных преград, расположенных в непосредственной близости от посадочной площадки

+

+

+

+

12.a.11.f

Моделирование проводов линий электропередач, расположенных в непосредственной близости от посадочной площадки

+

+

+

+

12.a.12

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты и движущиеся ВС

12.a.12.a

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты в радиусе 46 км от исходного аэропорта или посадочной площадки для вертолетов

+

+

+

Это требование относится к естественным и искусственным объектам, используемыми пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное отображение направлений ВПП

12.a.12.b

Типовое отображение заметных и узнаваемых естественных и искусственных объектов в радиусе 18,5 км от исходного аэропорта или посадочной площадки для вертолетов

+

Это требование относится к естественным и искусственным объектам, используемыми пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное отображение направлений ВПП

12.a.12.c

Типовое движение ВС (включая возможность воспроизведения опасных ситуаций в полете)

+

+

+

+

12.b

Управление визуальной картиной

12.b.1

Должна обеспечиваться регулировка интенсивности освещения в соответствии с 6 уровнями (от 0 до 5) для всех посадочных площадок и ВПП аэродрома, огней подхода, рулежных дорожек аэропорта и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку; все точечные источники света на визуальной картине должны соответствующим образом постепенно угасать в зависимости от условий окружающей обстановки, установленной в данный момент времени на тренажера

+

+

+

+

12.b.2

Интенсивность освещения всех ВПП, огней подхода и рулежных дорожек аэропорта, огней подхода посадочных площадок для вертолетов и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку должна соответствовать типовой интенсивности, используемой во время тренировок пилотов при заданном уровне видимости; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать

+

12.b.3

Должна реалистично воспроизводиться направленность проблесковых огней, огней подхода, посадочных огней ВПП, а также средств визуальной посадки и огней осевой линии ВПП, огней торца ВПП, огней зоны приземления на ВПП предполагаемой посадки, а также огней зоны приземления и отрыва или зоны конечного этапа захода на посадку и взлета

+

+

+

+

+

12.c

Опознавание визуальных объектов

12.c.1

Посадочные площадки для вертолетов:

12.c.1.a

Идентификация вертодрома, видимость проблесковых огней, огней захода на посадку на расстоянии 4,8 км

+

+

+

+

+

12.c.1.b

Огни средств визуального захода на посадку с углом наклона траектории (до 12°) при заходе на посадку

+

+

+

+

+

12.c.1.c

Идентификация рулежной дорожки с расстояния 3,2 км

+

+

+

+

+

12.c.1.d

Маркировка в пределах диапазона освещения посадочных огней в ночное время, в условиях сумерек и на рассвете

+

+

+

+

+

12.c.1.e

Маркировка в соответствии с требованиями испытания разрешающей способности для картин в дневное время

+

+

+

+

12.c.1.f

Огни направления захода на посадку и возвышающиеся огни зоны конечного этапа захода на посадку и взлета на расстоянии 1,6 км

+

+

+

+

12.c.1.g

Утопленные огни зоны конечного этапа захода на посадку и взлета, огни зоны приземления и отрыва, а также огни освещения ветрового конуса на расстоянии 800 м.

+

+

+

+

+

12.c.1.h

Видимость огней рулежной дорожки в зоне висения (желтые, синие, желтые цилиндры) из зоны приземления и отрыва

+

+

+

+

+

12.c.2

ВПП:

12.c.2.a

Идентификация ВПП, видимость проблесковых огней, огней подхода и белых посадочных огней ВПП на расстоянии 8 км от торца ВПП;

+

+

+

+

+

12.c.2.b

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 8 км от торца ВПП;

+

+

+

12.c.2.c

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 4,8 км от торца ВПП;

+

+

12.c.2.d

Огни осевой линии ВПП и определение рулежной полосы на расстоянии 4,8 км;

+

+

+

+

+

12.c.2.e

Огни торца ВПП и огни зоны приземления на расстоянии 3,2 км;

+

+

+

+

+

12.c.2.f

Маркировка ВПП в пределах диапазона освещения посадочных огней в ночное время, в условиях сумерек и на рассвете;

+

+

+

+

+

12.c.2.g

Маркировка в соответствии с требованиями испытания разрешающей способности для картин в дневное время;

+

+

+

+

12.c.2.h

При выполнении заходов на посадку по кругу освещение ВПП предполагаемой посадки и соответствующее освещение должно постепенно угасать, не отвлекая пилота

+

+

+

+

12.d

Возможности воспроизведения выбранной визуальной картины аэропорта

12.d.1

Ночное время

+

+

+

+

+

12.d.2

Сумерки

+

+

+

+

+

12.d.3

Дневное время

+

+

+

+

+

12.d.4

Динамические эффекты - возможность воспроизведения многочисленных опасностей на земле и в воздухе. Опасные ситуации должны задаваться с РМИ

+

+

+

+

12.d.5

Ложное восприятие (иллюзии) - визуальные картины, отражающие характерные физические отношения, вызывающие иллюзии при посадке

+

+

+

12.e

Взаимосвязь с вертолетом и соответствующим оборудованием

12.e.1

Сочетание изображения системы визуализации с аэродинамической моделью

+

+

+

+

+

12.e.2

Соотношение визуальных эффектов и реакций реального вертолета

+

+

+

+

+

12.e.3

Визуальные эффекты для оценки вертикальной скорости снижения и восприятия глубины пространства при выполнении посадок

+

+

+

+

12.e.4

Точное изображение окружающей обстановки в зависимости от пространственного положения вертолета

+

+

+

+

+

12.e.5

Визуальная картина должна коррелироваться с комплексными системами вертолета (если они установлены)

12.e.5.a

Показания метеолокатора должны коррелироваться с визуальной картиной

+

+

+

+

+

12.e.5.b

Радиолокационное оборудование, которое используется для обеспечения полетов в прибрежных районах, должно работать в соответствии с моделируемой ситуацией и визуальной картиной

+

+

+

+

12.e.5.c

Сигналы систем предупреждения об опасности сближения с землей (HTAWS, EGPWS, GPWS) и столкновений с ВС (TCAS) должны коррелироваться с визуальной картиной

+

+

+

+

12.e.6

Должно обеспечиться воспроизведение эффектов работы стеклоочистителей (удаление дождевых капель после включения)

+

+

+

+

12.e.7

Должны имитироваться визуальные эффекты для каждого видимого собственного внешнего вертолетного светосигнального и осветительного оборудования (рулежное, посадочное и поисковое выступающее осветительное оборудование, в том числе независимого функционирования)

+

+

+

+

+

12.e.8

Динамическое визуальное изображение лопастей несущего винта и траектории движения их законцовок, включая моделирование начала движения и остановки, а также правильной ориентации диска НВ, при подаче пилотом управляющего сигнала

+

+

+

+

12.e.9

Визуальное изображение плоскости траектории законцовки лопасти и ее ориентации при подаче пилотом управляющего сигнала

+

12.e.10

Система визуализации должна правильно представлять высоту и реакции от столкновения с трехмерными объектами в соответствии с геометрией вертолета

+

+

+

+

+

12.f

Качество изображения

12.f.1

Дискретность

12.f.1.a

Отображаемые поверхности и их текстура не должны иметь видимой дискретности (ступенчатости)

+

+

+

12.f.1.b

Отображаемые поверхности и их текстура не должны создавать отвлекающей внимание дискретности (ступенчатости)

+

+

12.f.2

Система должна воспроизводить полноцветные реалистичные текстурные эффекты

+

+

+

+

12.f.3

Точечные источники света системы не должны отвлекать внимание

+

+

+

+

+

12.f.4

Система должна обеспечивать фокусный эффект для моделирования дождя

+

+

+

+

12.f.5

Система должна обеспечивать перспективное увеличение точечных источников света

+

+

+

+

12.f.6

Отображение эффекта заслонения частей одних объектов визуальной картины другими в каждом канале системы на тестовой визуальной картине

+

+

+

+

+

12.g

Эффекты внешней обстановки

12.g.1

Воспроизводимая картина должна соответствовать видам загрязнения поверхности ВПП и включать в себя соответствующее отражение освещения ВПП с учетом эффектов влажности, частично затемненных из-за снега огней или других соответствующих эффектов

+

+

+

+

12.g.2

Воспроизведение особых метеоусловий, включая акустические, акселерационные и визуальные эффекты незначительных, средних и интенсивных осадков и приближения грозы при выполнении взлета, при заходе на посадку и посадке, на высоте от 600 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км

+

+

+

+

12.g.3

Визуальная картина одного заснеженного аэропорта или посадочной площадки, если это соответствует условиям зоны полетов эксплуатанта, включая покрытые снегом поверхности и местность

+

+

+

+

12.g.4

Должны воспроизводиться эффекты, возникающие при выполнении полетов в облаках: переменная плотность облаков, эффекты скорости и изменения окружающей обстановки

+

+

+

+

12.g.5

Эффект многослойной облачности, включая отдельные, рассеянные и разорванные облака, а также сплошную облачность, которые частично или полностью препятствует обзору поверхности земли

+

+

+

+

12.g.6

Эффект слоя облачности с настраиваемыми верхней и нижней кромками, позволяющий воспроизводить полное блокирование обзора поверхности земли.

+

12.g.7

Постепенный выход из облаков и переход к видимости окружающей обстановки и дальности видимости на ВПП, определяемой как до 10% от соответствующей нижней или верхней границы облаков, 6,1 м <= переходной слой <= 61 м. Эффекты облачности следует проверять на высоте от 600 м и ниже над уровнем аэродрома или посадочной площадки для вертолетов, и в радиусе 16 км от аэропорта или посадочной площадки для вертолетов. В полной мере должны отображаться эффекты перехода при входе и выходе из облаков при достижении нижней или верхней кромки облачности, которые вводятся с РМИ

+

+

+

+

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.