12 Система визуализации

12

Система визуализации

Должны воспроизводиться модели аэропортов, регулярно используемые в программах подготовки, и которые, если это применимо, могут представляться для утверждения режимов заходов на посадку по кругу. Если требования к типу тренажера предусматривают обязательную имитацию аэропорта, но эксплуатантом тренажера не определены конкретные аэропорты для имитации, то для первоначально оценки могут использоваться демонстрационные модели, которые не обязательно точно воспроизводят какой-то конкретный аэропорт

При периодической оценке для выполнения функциональных и субъективных испытаний уполномоченный орган может выбрать любые визуальные картины, используемые в учебной программе эксплуатанта, но при условии, что они моделировались с учетом требуемых характеристик

12.a

Требования к содержанию функциональных испытаний

Ниже приведены минимальные требования к содержанию модели аэропорта, которые обеспечивают тестирование возможностей системы визуализации и воспроизведение визуальных эффектов, позволяющих провести все функциональные и субъективные испытания. Для проведения функциональных и субъективных испытаний эксплуатантам тренажера рекомендуется использовать приведенное ниже описание содержания моделей

12.a.1

Картины аэропортов

12.a.1.a

Минимум три модели реальных аэропортов в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов, демонстрирующие все указанные ниже характеристики системы визуализации. Каждая модель должна быть в отдельной визуальной картине, что позволяет оценивать их автоматические изменения. Каждая модель аэропорта должна выбираться с РМИ

+

+

+

12.a.1.b

Минимум одна модель реального аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ

+

+

12.a.1.c

Минимум одна модель типового аэропорта в соответствии с опубликованными данными, используемыми для полетов самолетов. Модель должна быть приемлема для уполномоченного органа, эксплуатанта и выбираться с РМИ

+

+

12.a.2

Точность воспроизведения визуальной картины

12.a.2.a

На визуальной картине должны точно воспроизводиться те части аэропорта и прилегающей к нему местности окрестности, которые используются в программе подготовки

+

+

+

+

12.a.2.b

Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог визуально распознать аэропорт; определить положение моделируемого самолета; успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки; а также при необходимости выполнять маневрирование на территории аэропорта

+

+

12.a.2.c

Точность воспроизведения визуальной картины должна быть достаточной для того, чтобы экипаж мог успешно выполнять взлеты, заходы на посадку и посадки

+

+

12.a.3

Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

12.a.3.a

Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэропорта

+

+

+

12.a.3.b

Типовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

+

+

+

12.a.3.c

Базовые взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки

+

+

12.a.4

Если в картине аэропорта одновременно воспроизводятся две параллельные ВПП и одна пересекающаяся, то должно обеспечиваться одновременное освещение минимум двух ВПП

+

+

+

12.a.5

Для обеспечения корреляции с системами самолета (ИЛС, GPS/ГЛОНАСС, компас, высотомер), необходимо моделировать превышения входной кромки ВПП и ее расположение.

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.6

Воспроизведение уклонов ВПП, рулежных дорожек и съездов не должно создавать отвлекающие или нереалистичные эффекты, включая изменение высоты положения глаз пилота

+

+

+

12.a.7

В соответствующих случаях покрытие и маркировка каждой используемой взлетно-посадочной полосы, включая следующее:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.7.a

Маркировка порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.b

Номера ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.c

Маркировка зоны приземления

+

+

+

+

+

+

12.a.7.d

Маркировка фиксированного расстояния

+

+

+

+

+

+

12.a.7.e

Маркировка границ ВПП

+

+

+

+

+

+

12.a.7.f

Маркировка осевой линии ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.7.g

Знаки оставшейся дистанции

+

+

+

12.a.7.h

Знаки на пересечении ВПП и рулежных дорожек

+

+

+

12.a.7.i

Ветровой конус, позволяющий определить соответствующие силу и направление ветра

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8

Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования имитируемой ВПП, включая следующее:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.8.a

Огни порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.b

Посадочные огни ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.c

Ограничительные огни ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.d

Огни осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.e

Огни зоны приземления

+

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.f

Огни выводных рулежных дорожек

+

+

+

+

12.a.8.g

Соответствующие средства визуальной посадки на ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.8.h

Соответствующая система огней подхода к ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9

Покрытие и маркировка рулежных дорожек:

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.9.a

Маркировка кромки

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.b

Маркировка осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.c

Маркировка предварительного старта на ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.9.d

Маркировка критической зоны приземления по приборам

+

+

+

+

+

12.a.9.e

Для разрешенных полетов в условиях ограниченной видимости должно быть продемонстрировано следующее: все маркировки рулежных дорожек, освещение и указатели руления как минимум от места назначенной стоянки до назначенной ВПП и обратно после посадки на назначенную ВПП на назначенное место стоянки; а также маршрут руления в условиях ограниченной видимости (система управления движением на земле, автомобиль сопровождения, дневные рулежные огни). Назначенная ВПП и маршрут руления должны соответствовать аэропорту, в котором разрешены полеты в условиях ограниченной видимости

+

+

12.a.10

Соответствующие цвета, направленность, характеристики и расположение светосигнального оборудования рулежных дорожек (связанных с каждой имитируемой ВПП):

(Эта характеристика, если требуется, должна быть типовой для тренажеров типов I и III и базовой для типов II и IV)

12.a.10.a

Посадочные огни

+

+

+

+

+

+

+

12.a.10.b

Огни осевой линии

+

+

+

+

+

+

+

12.a.10.c

Огни зоны предварительного старта

+

+

+

+

+

+

+

12.a.11

Необходимая корреляция визуальной модели с другими имитируемыми компонентами окружающей обстановки аэропорта

12.a.11.a

Модель аэропорта должна быть согласована с соответствующими навигационными средствами, обеспечивающими движение самолетов на имитируемой ВПП

+

+

+

+

+

+

+

12.a.11.b

Моделирование загрязнения ВПП должно коррелироваться с воспроизводимой поверхностью и освещением ВПП

+

+

12.a.12

Здания, постройки и светосигнальное оборудование аэропорта

12.a.12.a

Здания, постройки и освещение

12.a.12.a.1

Здание, постройки и светосигнальное оборудование реального аэропорта

+

+

+

12.a.12.a.2

Здания, постройки и светосигнальное оборудование типового аэропорта

+

+

+

12.a.12.a.3

Здания, постройки и светосигнальное оборудование базового аэропорта

+

+

12.a.12.b

Как минимум один используемый выход из терминала, установленный на соответствующей высоте (требуется только для самолетов, обычно выруливающих от выходов из терминала)

+

+

+

12.a.12.c

Типовые движущиеся и неподвижные препятствия у выхода терминала (другие самолеты, тележки аэродромного питания, буксировщики, топливозаправщики, дополнительные выходы)

+

+

+

+ <*>

+

12.a.12.d

Маркировка выходов и перрона (указатели об опасности, линиях заруливания, номерах выходов), освещение и средства стыковки с выходом или аэродромный сигнальщик

+

+

12.a.13

Местность и препятствия

12.a.13.a

Местность и препятствия в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта

+

+

+

12.a.13.b

Типовое изображение местности и препятствий в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта

+

+

+

12.a.14

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты

12.a.14.a

Заметные и узнаваемые естественные и искусственные объекты в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта

(Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемыми пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП)

+

+

+

12.a.14.b

Типовое отображение заметных и узнаваемых естественных и искусственных объектов в радиусе 46 км от соответствующего аэропорта.

(Это требование относится к естественным и искусственным объектам, обычно используемыми пилотами для ориентации в полете. В отношении удаленных аэропортов, не предназначенных для посадки, должно предоставляться только достаточно понятное изображение направлений ВПП)

+

+

+

12.a.14.c

Типовое воздушное движение (включая возможность воспроизводить опасности в воздухе - ВС, птицы, опасные метеоявления на курсе возможного столкновения)

+

+

+

+

+ <*>

12.b

Управление визуальной картиной

12.b.1

Должна обеспечиваться регулировка интенсивности освещения в соответствии с 6 уровнями: (от 0 до 5) всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать

+

+

+

12.b.2

Интенсивность освещения всех ВПП, рулежных дорожек аэропорта, огней приближения и искусственных сооружений для любого вида захода на посадку должна соответствовать типовой интенсивности, используемой при тренировках пилотов для заданного уровня видимости; все точечные источники света визуальной картины должны соответствующим образом постепенно угасать

+

+

+

+

+

12.b.3

Должна реалистично воспроизводиться направленность проблесковых огней, огней подхода, посадочных огней ВПП, средств визуальной посадки, огней осевой линии ВПП, огней порога ВПП и огней зоны приземления на ВПП предполагаемой посадки

+

+

+

12.c

Опознавание визуальных объектов

12.c.1

Определение ВПП, проблесковые огни, огни приближения и белые посадочные огни на расстоянии 8 км от порога ВПП

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.2

Огни средств визуального захода на посадку

12.c.2.a

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 8 км от порога ВПП

+

+

+

12.c.2.b

Огни средств визуального захода на посадку на расстоянии 4,8 км от порога ВПП

+

+

+

+

+

+

12.c.3

Огни осевой линии ВПП и определение рулежной полосы на расстоянии 4,8 км

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.4

Огни порога ВПП и огни зоны приземления на расстоянии 3,2 км

+

+

+

+

+

+

+

+

12.c.5

Маркировка ВПП в пределах диапазона освещения посадочных огней для темного времени суток; согласно требованиям по оценке разрешающей способности поверхности для светлого времени суток

+

+

+

12.c.6

При выполнении заходов на посадку по кругу, освещение ВПП предполагаемой посадки и соответствующее освещение должно постепенно угасать, не отвлекая пилота

+

+

+

+

+

+

12.d

Возможность воспроизведения визуальной картины выбранного аэропорта в:

12.d.1

Ночное время

+

+

+

+

+

12.d.2

Сумерки

+

+

+

+

+

12.d.3

Дневное время

+

+

+

+

+

+

+

+

12.d.4

Динамические эффекты - возможность воспроизводить многочисленные опасности на земле и в воздухе, другой самолет, пересекающий действующую ВПП или сходящиеся маршруты движения в воздухе; опасности должны выбираться с помощью органов управления на рабочем месте инструктора

+

+

+

+

+ <*>

12.d.5

Ложное восприятие (иллюзии) - визуальные изображения, отражающие характерные физические отношения, вызывающие иллюзии при посадке, короткие ВПП, заходы на посадку над водной поверхностью, ВПП с уклоном или подъемом, возвышение ландшафта в районе траектории захода на посадку и другие уникальные топографические особенности

+

+

Ложные восприятия (иллюзии) могут быть продемонстрированы в условиях аэропорта базового уровня или аэропорта высокого уровня точности воспроизведения характеристик

12.e

Корреляция с самолетом и соответствующим оборудованием

12.e.1

Визуальные эффекты в соотнесении с реакцией реального самолета

+

+

+

+

+

+

+

+

12.e.2

Визуальные эффекты во время взлета, захода на посадку и посадки

12.e.2.a

Визуальные эффекты для оценки вертикальной скорости снижения и восприятия глубины пространства при посадках

+

+

+

+

+

12.e.2.b

Визуальные эффекты, достаточные для определения изменений траектории захода на посадку используя перспективу ВПП. Изменения визуальных эффектов во время взлета, захода на посадку и посадки не должны отвлекать пилота

+

+

+

+

+

12.e.3

Точное изображение окружающей обстановки в зависимости от пространственного положения самолета

+

+

+

+

+

+

+

+

12.e.4

Визуальная картина должна соответствовать показаниям приборов комплексных систем самолета, если они установлены (системы предотвращения столкновений с землей и встречным движением и обхода районов неблагоприятных метеоусловий, а также систем ИЛС и EFVS)

+

+

+

+

+

+

12.e.5

Должно обеспечиться воспроизведение эффектов работы стеклоочистителей (удаление дождевых капель)

+

+

12.f

Качество изображения

12.f.1

Квантование

12.f.1.a

Отображаемые поверхности и их текстура не должны иметь видимой дискретности (ступенчатости)

+

+

+

+

12.f.1.b

Отображаемые поверхности и их текстура не должны создавать отвлекающей внимание дискретности (ступенчатости)

+

+

+

+

12.f.2

Система должна воспроизводить многоцветные реалистичные текстурные эффекты

+

+

+

+

+

+

+

+

12.f.3

Точечные источники света не должны иметь дрожания, смазанности или полос

+

+

+

+

+

+

+

+

12.f.4

Система должна обеспечивать фокусный эффект для моделирования дождя

+

+

12.f.5

Система должна обеспечивать перспективное увеличение точечных источников света

+

+

+

+

+

12.g

Эффекты внешней обстановки

12.g.1

Воспроизводимая картина должна соответствовать видам загрязнения поверхности ВПП и включать в себя соответствующее отражение освещения ВПП с учетом эффектов влажности, частично затемненных из-за снега огней или других соответствующих эффектов

+

+

+

12.g.2

Воспроизведение особых метеоусловий, включая акустические эффекты, акселерационные эффекты и визуальные эффекты, средние и значительные осадки, приближение грозы на взлете, при заходе на посадку и посадке на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта

+

+

+

12.g.3

Визуальная картина одного заснеженного аэропорта, если это соответствует условиям зоны выполняемых эксплуатантом полетов, включая покрытые снегом местность, ВПП и рулежные дорожки

+

+

12.g.4

Должны воспроизводиться эффекты, возникающие при выполнении полетов в облаках: переменная плотность облаков, эффекты скорости, изменения окружающей обстановки

+

+

+

12.g.5

Эффект многослойной облачности, включая отдельные, рассеянные и разорванные облака, а также сплошную облачность, которая частично или полностью препятствует обзору поверхности земли

+

+

+

12.g.6

Постепенный выход из облаков и переход к видимости окружающей обстановки/дальности видимости на ВПП, определяемой как 10% от соответствующей нижней или верхней границы облаков, 6 м <= переходный слой <= 61 м

+

+

+

Эффекты облачности следует проверять на высоте 610 м над уровнем аэродрома и ниже, и в радиусе 16 км от аэропорта. Эффекты перехода должны быть полными при входе в облака и выходе из облаков при достижении нижней или верхней кромки облачности, которые вводятся с РМИ, и эффекты перехода должны происходить в пределах слоя облачности, задаваемого с РМИ

12.g.7

Видимость и дальность видимости на ВПП измеряются в единицах расстояния. Видимость и дальность видимости на ВПП следует проверять на высоте 610 м и ниже над уровнем аэродрома и в радиусе 16 км от аэропорта.

+

+

+

+

+

+

+

+

Дальность видимости на ВПП требуется только для типов V, VI и VII

12.g.8

Местами туман, иногда называемый неоднородной RVR, создает эффект изменяющейся дальности видимости на ВПП. Самая низкая RVR должна соответствовать значению, заданному с рабочего места инструктора, изменение, может быть только более RVR, заданной инструктором

+

+

12.g.9

Влияние тумана на освещение аэропорта:

ореолы;

размытость изображения

+

+

12.g.10

Влияние собственных огней самолета в условиях ограниченной видимости, отражение бликов, включая посадочные огни, проблесковые огни и маяки

+

+

12.g.11

Признаки ветра для создания эффекта метели или песчаной бури на сухой ВПП или рулежной дорожке должны вводиться с РМИ

+

+