II. Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов

II. Планирование утверждения (актуализации)

сметных нормативов

3. Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется Министерством ежегодно на основании предложений:

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц (далее - Инициаторы) об утверждении (актуализации) сметных норм, нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации (далее - НЗ);

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственного учреждения, подведомственного Министерству, и уполномоченного на создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее соответственно - Организация, ФГИС ЦС) об утверждении (актуализации) методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм, за исключением НЗ (далее - Методика), сформированных на основании письменных обращений физических и юридических лиц или в связи с изменением законодательства Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Формирование плана утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется структурным подразделением Министерства, осуществляющим функции в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (далее соответственно - План, уполномоченный Департамент).

5. Инициатор в срок до 1 сентября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, направляет в Министерство и в Организацию предложение об утверждении (актуализации) сметных норм и (или) НЗ (далее - Предложение). Прилагаемые к Предложению документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 Порядка, направляются Инициатором только в адрес Организации.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предложения об актуализации сметных нормативов направляются в случае их приведения в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности, учета новых технологий, материалов и оборудования, изменения наименования, единицы измерения сметного норматива, состава и видов затрат, а также видов и показателей расхода материалов, времени работы машин и механизмов, входящих в состав сметного норматива.

6. К Предложению об утверждении (актуализации) сметных норм прикладываются следующие документы и сведения:

а) наименование и место нахождения Инициатора;

б) описание технологии, для которой планируется разработка сметных норм или указание сметных норм, планируемых к актуализации;

в) наименование сборника сметных норм, в который планируется включение новых и (или) актуализированных сметных норм;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) срок разработки (актуализации) сметных норм с точностью до квартала;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) сметных норм;

е) обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм. Обоснованием целесообразности актуализации сметных норм являются данные об изменении требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов. При разработке новых норм, предполагающих включение в действующие таблицы сметных норм, а также актуализации действующих норм, необходимо соблюдать параметрические ряды, а при невозможности - актуализировать действующие нормы дополняемых (актуализируемых) таблиц сметных норм;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) перечень строительных ресурсов, необходимых для производства работ по технологии, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм;

з) сведения о наличии объектов (полигонов) для проведения нормативных наблюдений с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, либо информация о возможности разработки (актуализации) сметных норм расчетно-аналитическим методом;

и) сведения об исходной документации, необходимой для разработки (актуализации) сметных норм;

к) предложения по дополнению разделов "Общие положения", "Исчисление объемов работ" и "Приложения" соответствующего сборника сметных норм (при необходимости);

л) результаты анализа экономической эффективности технологии производства работ, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, по сравнению с применяемыми на дату представления Предложения сметными нормами и предусмотренными ими технологиями;

м) источник финансирования разработки (актуализации) сметных норм;

н) наименования и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) сметных норм (при наличии);

о) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) сметных норм.

7. К Предложению об утверждении (актуализации) НЗ прикладываются следующие документы и сведения:

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) наименование и место нахождения Инициатора;

б) срок разработки (актуализации) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) обоснование целесообразности разработки (актуализации) НЗ. Обоснованием целесообразности актуализации НЗ являются:

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

необходимость расширения номенклатуры объектов, предусмотренных НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

ввод в действие нового нормативного документа, регламентирующего состав и объем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации для строительства объектов, предусмотренных НЗ, либо внесение изменений в такой документ при условии, что внесенные изменения оказывают влияние на трудоемкость выполнения указанных работ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

изменение технологий выполнения отдельных видов работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, в том числе с использованием новых программных и технических средств, которые оказывают влияние на трудоемкость выполнения работ, предусмотренных НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

изменение порядка применения НЗ, предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

результаты анализа применения НЗ, указывающие на необходимость ее доработки в части уточнения ее отдельных положений с целью исключения неоднозначного толкования, включения дополнительных положений по применению содержащихся в НЗ цен, параметров цен и нормативов цены, включения и (или) исключения корректирующих и поправочных коэффициентов или изменения их величины;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

необходимость изменения уровня цен, предусмотренного НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

иные основания, относящиеся к утверждению (актуализации) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) сведения о наличии исходной документации, методических, технических документов, информационно-справочных материалов, необходимых для разработки НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) источник финансирования разработки (актуализации) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) НЗ (при наличии);

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) НЗ.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 Порядка, представляются Инициатором одним из следующих способов:

на бумажном и на электронном носителях (компакт-диск, флэш-накопитель);

в электронном виде в составе пакета электронных документов.

(п. 8 в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия).

10. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы представляются Инициатором на электронном носителе в структурированном виде с приложением файла их описи (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx), а также в открытом формате, обеспечивающем возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.pdf - для документов с текстовым содержанием и в форматах *.dwg, *.dwx, *.jpg, *.jpeg, *.pdf - для документов с графическим содержанием).

(п. 10 в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы представляются Инициатором в электронном виде в составе пакета электронных документов в структурированном виде с приложением файла их описи (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx).

Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы в электронном виде в составе пакета электронных документов, направляемые Инициатором по электронной почте или автоматизированной системе электронного документооборота в адрес Организации, должны быть подписаны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия) в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

(п. 10(1) введен Приказом Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

11. Срок рассмотрения Предложения и прилагаемых к нему сведений и документов Организацией не превышает 25 (двадцать пять) рабочих дней со дня их регистрации в Организации.

(п. 11 в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае несоответствия Предложения пунктам 6 - 10(1) Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения об отсутствии целесообразности включения Предложения в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство). Инициатор вправе доработать Предложение в соответствии с указанным отчетом и направить его на повторное рассмотрение. Повторное рассмотрение Предложения осуществляется Организацией в соответствии с Порядком.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае соответствия Предложения пунктам 6 - 10(1) Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения о целесообразности включения Предложений в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство) и включает Предложение в проект Плана.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В обязательном порядке в План включается информация о сметных нормативах, указания на разработку которых содержатся в актах Правительства Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

15. Организация в срок до 1 ноября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, направляет в Министерство сформированный проект Плана.

16. Уполномоченный Департамент обеспечивает рассмотрение проекта Плана Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве (далее - НЭС).

17. План утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также во ФГИС ЦС.

18. Изменения в План вносятся приказом Министерства на основании актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Предложений.

Оформление, представление и рассмотрение Предложений, предусматривающих внесение изменений в План, осуществляется в соответствии с пунктами 6 - 13, 16 Порядка.

19. В случае неисполнения Инициатором обязательства по разработке (актуализации) сметных нормативов и (или) переноса срока разработки сметных нормативов более 5 (пяти) раз, такой сметный норматив из формируемого Организацией проекта Плана исключается. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Инициатора в Министерство и Организацию с указанием причин необходимости такого переноса.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. План формируется из трех разделов: "Сметные нормы", "Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации", "Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм".

21. В раздел Плана "Сметные нормы" включаются следующие сведения:

а) наименование Инициатора;

б) вид работ (разработка, актуализация);

в) предполагаемое наименование технологии;

г) предполагаемое количество сметных норм;

д) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) сметной нормы;

е) срок разработки (актуализации) сметной нормы;

ж) источник финансирования разработки (актуализации) сметной нормы.

22. В раздел Плана "Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации" включаются следующие сведения:

а) наименование Инициатора;

б) вид работ (разработка, актуализация);

в) предполагаемое наименование НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) срок разработки (актуализации) НЗ;

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) источник финансирования разработки (актуализации) НЗ.

(в ред. Приказа Минстроя России от 08.06.2023 N 409/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В раздел Плана "Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм" включаются следующие сведения:

а) наименование Инициатора;

б) вид работ (разработка, актуализация);

в) предполагаемое наименование Методики;

г) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) Методики;

д) срок разработки (актуализации) Методики;

е) источник финансирования разработки (актуализации) Методики.