3.5. Требования охраны труда при подъеме или опускании кузова тепловоза домкратами

3.5.1. К работе с домкратами допускаются назначенные приказом по депо работники, имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже II, прошедшие обучение мерам безопасности при работе с домкратами и освоившие безопасные приемы работы с домкратом.

3.5.2. Перед началом работы со стационарными и переносными домкратами следует убедиться:

в исправности домкратов, наличии на них табличек с указанием инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего технического освидетельствования;

в наличии и исправности приспособлений, используемых при выполнении работ - специальных подкладок из твердых пород дерева, приспособлений для заправки пружин рессорного подвешивания тепловоза. Подкладки не должны иметь изломов, механических деформаций, трещин. Не допускаются к использованию подкладки толщиной менее размера опорной поверхности головки штока, треснутые, смятые, замасленные;

в отсутствии механических деформаций, трещин и изломов приспособлений для заправки пружин рессорного подвешивания;

в надежности крепления соединительного валика;

в наличии и исправности металлических подставок, используемых для удержания груза в поднятом состоянии;

в исправности автоматических ограничителей подъема (концевых выключателей) и предохранительных устройств от самопроизвольного опускания домкрата;

в наличии и исправности заземления корпуса домкрата;

в исправности ручки переносного домкрата.

3.5.3. При осмотре реечных и винтовых домкратов следует убедиться в исправности зубьев, шестерен и рейки, резьбы винта, храповика, собачек, трещотки, в отсутствии трещин, обломанных частей и заусенцев на гайке, корпусе домкрата и тормозного устройства, проверить затяжку болтовых соединений и состояние стопорных приспособлений, исключающих выход винта или рейки из зацепления при нахождении штока в крайнем верхнем положении.

3.5.4. При осмотре гидравлических домкратов необходимо проверить исправность корпуса, манжет и прокладок, запорной иглы, резьбовых соединений, перепускного клапана, отсутствие подтеков рабочей жидкости, наличие и исправность предохранительной стальной гайки, исправность органов управления, наличие насечек на головке штока.

Все вращающиеся части привода домкрата должны свободно, без заеданий, проворачиваться вручную.

3.5.5. При обнаружении неисправностей, препятствующих безопасной работе домкратов, следует сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание домкрата в работоспособном состоянии и специалисту, ответственному за безопасное производство работ, и без их указаний к работе не приступать.

3.5.6. Запрещается приступать к работе с домкратами, если:

имеются трещины или деформации в конструкции механизма, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;

головка винта или рейка не вращается свободно вручную;

отсутствует насечка (шипы) на опорных поверхностях корпусов;

износ зубьев передаточных механизмов и реек превышает 20%;

погнуты рейка и винт;

трещоточный механизм имеет мертвый ход;

подтекает жидкость из рабочих цилиндров;

обратный клапан пропускает жидкость;

запорная игла вращается с помощью воротка с большим усилием.

3.5.7. После осмотра домкратов перед началом работы необходимо опробовать вхолостую механизмы подъема и опускания и проверить исправность устройств безопасности.

3.5.8. Подъем (опускание) кузова тепловоза производится под руководством мастера (бригадира), ответственного за безопасное производство работ.

3.5.9. Подъем и опускание кузова тепловоза следует производить одновременно всеми четырьмя домкратами.

3.5.10. Для контроля за подъемом или опусканием домкратами кузова возле каждого домкрата должен находиться выделенный для наблюдения за его работой слесарь, который при обнаружении сбоя в работе домкратов или перекоса рамы кузова при его подъеме (опускании) должен подать сигнал для остановки домкратов.

3.5.11. Перед подъемом кузова тепловоза с помощью домкратов необходимо:

закрепить кузов с двух сторон тормозными башмаками;

отцентрировать домкраты по опорам на раме кузова;

на опорные поверхности домкратов положить подкладки из твердых пород дерева, совпадающие по площади с опорами на раме кузова;

убедиться, что на крыше, внутри кузова и под кузовом нет людей.

3.5.12. Во время подъема и опускания кузова, а также на поднятом кузове до постановки под него тележек или тумб запрещаются какие-либо работы на тепловозе.

3.5.13. Если в процессе подъема кузова требуется отсоединить отдельные детали на тележках или под кузовом, то подъем кузова необходимо производить в следующем порядке:

поднять кузов на 50 - 100 мм для контроля фиксации кузова;

застопорить штоки домкратов предохранительными гайками, а при использовании домкратов без предохранительных гаек необходимо под обвязочные (боковые) швеллеры рамы кузова подвести тумбы или поставить специальные разгрузочные стойки под консоли домкратов;

отсоединить или убедиться в отсоединении кабелей тяговых электродвигателей, токоотводящих устройств, воздушных рукавов и песочных труб, вентиляционных патрубков и защитных чехлов главных и боковых опор, подвески кузова, люлечного подвешивания и гасителей колебаний, элементов тормозной системы, привода скоростемера;

поднять кузов для обеспечения свободной выкатки тележек;

удалить из-под кузова тумбы (из-под консолей домкратов разгрузочные стойки) и выкатить тележки, убедившись в том, что их передвижение никому не угрожает;

опустить кузов на высоту, обеспечивающую нормальные условия при обслуживании подкузовного оборудования.

3.5.14. Во время подъема груза домкратами сигнал "Стоп" следует выполнять независимо от того, кем он подан.

3.5.15. В процессе подъема кузова тепловоза домкратами запрещается:

отвлекаться от работы;

поднимать кузов домкратами бутылочного типа;

поднимать кузов, если суммарная грузоподъемность домкратов меньше или равна весу кузова;

находиться в пределах мест, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!", в кузове, на крыше и в смотровой канаве под кузовом локомотива при его подъеме (опускании) и выкатке (подкатке) тележек;

выполнять работы, вызывающие раскачивание груза или передачу ударных нагрузок на домкраты, на поднятом грузе;

размещать узлы и агрегаты, снятые с тепловоза, в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

3.5.16. Освобождение переносных домкратов из-под поднятого груза и их перестановка допускаются только после надежного закрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивые опоры.

3.5.17. При эксплуатации домкратов запрещается:

пользоваться неисправными домкратами, домкратами с просроченным сроком технического освидетельствования;

допускать нахождение в рабочей зоне посторонних лиц, передавать управление домкратом работникам, не имеющим допуска к управлению домкратом;

изменять (нарушать) электрическую схему питания пульта управления домкратами;

подключать дополнительные нагрузки к электропитанию пульта управления домкратами;

эксплуатировать домкраты при отсутствии защиты электрической схемы пульта управления от атмосферных осадков;

оставлять домкраты с включенным электропитанием без надзора;

эксплуатировать домкраты при неисправности автоматических ограничителей подъема (концевых выключателей);

укладывать на опорную поверхность домкрата более одной прокладки;

надевать на рукоятку домкрата удлинители (трубы), снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки;

оставлять поднятый груз на домкрате во время перерыва в работе;

производить чистку, смазку и ремонт домкрата во время его работы.