1.1. Роль, функции и обязанности единоличного исполнительного органа

В соответствии с законодательством Российской Федерации <8> единоличный исполнительный орган должен быть образован в любой финансовой организации независимо от ее вида и организационно-правовой формы. Функции единоличного исполнительного органа могут выполняться, в том числе временно, иным лицом, на которое такие функции возлагаются в случаях и порядке, предусмотренных законом и (или) учредительными документами финансовой организации.

--------------------------------

<8> Пункт 3 статьи 65.3, статьи 123.19 и статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Нормы пункта 1 статьи 53 и пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса, допускающие возможность наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц, применяются с учетом особенностей регулирования вида финансовой деятельности (пункт 7 статьи 66 Гражданского кодекса). В специальных законах, регулирующих деятельность финансовых организаций, отсутствуют корреспондирующие указанным пунктам статей 53, 65.3 Гражданского кодекса нормы, детализирующие порядок формирования единоличного исполнительного органа несколькими лицами или образование нескольких единоличных исполнительных органов, с учетом специфики деятельности поднадзорных Банку России организаций. Финансовые организации используют не только собственные средства, но и средства вкладчиков, страхователей и других потребителей финансовых услуг и кредиторов. Образование нескольких единоличных исполнительных органов в случае корпоративного конфликта увеличивает риски в деятельности финансовых организаций, связанные с обеспечением интересов потребителей финансовых услуг и кредиторов. В связи с этим не рекомендуется образование в финансовой организации нескольких единоличных исполнительных органов, действующих совместно или независимо друг от друга.

Кроме того, для некоторых видов финансовых организаций федеральными законами, регулирующими их деятельность, предусмотрено, что полномочия единоличного исполнительного органа не могут быть переданы юридическому лицу (управляющей организации) <9>.

--------------------------------

<9> Например, пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", часть 5 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах".

Для отдельных финансовых организаций вывод о наличии такого запрета следует из норм специального законодательства, предусматривающих квалификационные требования и согласование с Банком России кандидатов при назначении (избрании) на должность единоличного исполнительного органа финансовой организации <10>.

--------------------------------

<10> Например, пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности), пункт 1 статьи 32.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9.1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", пункт 1 части 2 статьи 4.1-1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", подпункт 1 пункта 4 статьи 6.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

В соответствии с Гражданским кодексом <11> к компетенции единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа (если наличие такого органа предусмотрено федеральными законами, регулирующими деятельность финансовой организации, и ее учредительными документами) относятся вопросы, не входящие в компетенцию высшего органа управления общества и ее коллегиального органа управления. К компетенции исполнительного органа финансовой организации относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (участников, пайщиков, членов) или совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации <12>.

--------------------------------

<11> Пункт 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса.

<12> Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 2 статьи 69 Закона об АО и пунктом 3 статьи 40 Закона об ООО.

При наличии в федеральных законах, регулирующих вид деятельности финансовой организации, норм о планировании деятельности финансовой организации <13> такую деятельность требуется осуществлять на основе документа (например, стратегического и (или) бизнес-плана, программы действий, основных направлений развития), утверждаемого советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации или общим собранием акционеров (участников, пайщиков, членов) в соответствии с их компетенцией, предусмотренной федеральными законами и учредительными документами финансовой организации. В случае отсутствия норм в федеральных законах, регулирующих вид деятельности финансовой организации, касающихся планирования деятельности финансовой организации, такую деятельность рекомендуется осуществлять на основе вышеуказанного документа. Такой документ может содержать цели (мероприятия, целевые значения показателей), которые учитываются в текущей деятельности финансовой организации, а следование целям (выполнение мероприятий и достижение показателей) рассматривается в качестве одного из критериев оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества.

--------------------------------

<13> Например, статья 14 Закона о банках и банковской деятельности, пункт 1 статьи 65 Закона об АО.

Исполнительные органы в установленном учредительными документами и внутренними документами порядке получают согласие (одобрение) совета директоров (наблюдательного совета) или высшего органа управления финансовой организации на совершение сделок, в отношении которых указанными документами финансовой организации установлены требования о таком согласии (одобрении) (например, для определенных видов сделок или для сделок, превышающих определенную сумму).

Роль единоличного исполнительного органа является решающей в текущей деятельности финансовой организации, поскольку единоличный исполнительный орган определяет цели и задачи структурных подразделений и нижестоящих руководителей (за исключением случаев, когда деятельность структурного подразделения подотчетна иному органу управления <14>), распределяет ресурсы финансовой организации (материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие), анализирует сведения (материалы), необходимые для принятия управленческих решений, и принимает их, осуществляет координацию совместных действий структурных подразделений финансовой организации с учетом действий ее стейкхолдеров, несет ответственность за работу финансовой организации в целом, а также за поддержание конструктивных взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и управления, которые тем или иным образом влияют на текущую деятельность и финансовое состояние финансовой организации.

--------------------------------

<14> Например, согласно подпункту 4.7.2 пункта 4.7 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" руководитель службы внутреннего аудита подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации.

С учетом распределения компетенций между органами управления финансовой организации и ролей единоличного исполнительного органа в структуре управления финансовой организации он может выполнять функции и обязанности, примерный перечень которых приведен ниже:

-

организует выполнение стратегии развития финансовой организации, решений общего собрания акционеров (участников, пайщиков, членов) и совета директоров (наблюдательного совета) <15> финансовой организации;

-

вносит предложения совету директоров (наблюдательному совету) финансовой организации по количественному и персональному составу коллегиального исполнительного органа <16>, кандидатурам своих заместителей;

-

организует подготовку годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовой организации, предложений по распределению прибыли финансовой организации;

-

распределяет обязанности между своими заместителями (при их наличии);

-

утверждает внутренние документы финансовой организации, не отнесенные к компетенции общего собрания акционеров (участников, пайщиков, членов) и совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации;

-

утверждает процедуры управления рисками и капиталом и процедуры стресс-тестирования на основе стратегии управления рисками и капиталом финансовой организации, утвержденной ее советом директоров (наблюдательным советом) <17>, а также обеспечивает выполнение внутренних процедур оценки достаточности капитала и поддержание достаточности собственных средств (капитала) на установленном внутренними документами финансовой организации уровне или иным образом осуществляет управление рисками и капиталом, если эти вопросы отнесены к его компетенции и соответствующие требования предъявляются к организации управления рисками и капиталом нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность финансовой организации <18>, и ее внутренними документами;

-

осуществляет в отношении работников финансовой организации права и обязанности работодателя, предусмотренные трудовым законодательством, применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарные взыскания;

-

заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры со своими заместителями, членами коллегиального исполнительного органа, руководителями филиалов, представительств финансовой организации и иными работниками по установленной номенклатуре, если такие полномочия отнесены к его компетенции уставом и (или) локальными нормативными актами финансовой организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами <19>;

-

осуществляет от имени финансовой организации права и обязанности учредителя, акционера, участника юридических лиц, в которых участвует финансовая организация;

-

утверждает организационную структуру, штатное расписание, положения о структурных подразделениях финансовой организации, штатное расписание филиалов и представительств финансовой организации;

-

подписывает (утверждает) отчетность финансовой организации;

-

во взаимодействии с коллегиальным исполнительным органом и руководителями структурных подразделений обеспечивает эффективное осуществление внутреннего контроля в соответствии с утвержденными советом директоров (наблюдательным советом) требованиями к его организации и осуществлению;

-

рассматривает заключения и иные документы, подготовленные подразделениями (должностными лицами), ответственными за внутренний контроль, управление рисками в финансовой организации (созданными (назначенными) в соответствии с федеральными законами и (или) локальными нормативными актами финансовой организации), и в случае необходимости принимает оперативные меры, направленные на устранение выявленных ими нарушений и недостатков, выполнение рекомендаций;

-

определяет порядок работы с конфиденциальной информацией, в том числе с информацией, отнесенной к коммерческой тайне финансовой организации, и ответственность за нарушение порядка работы с ней;

-

издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками финансовой организации.

--------------------------------

<15> Здесь и далее в настоящей главе рекомендации, связанные с взаимодействием исполнительных органов с советом директоров (наблюдательным советом), относятся к финансовым организациям, в которых образован совет директоров (наблюдательный совет).

<16> Здесь и далее в настоящей главе рекомендации, касающиеся коллегиального исполнительного органа, относятся к финансовым организациям, в которых образован коллегиальный исполнительный орган.

<17> Если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность финансовой организации, например, пунктом 1 статьи 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности.

<18> Например, Указание Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы".

<19> Заключение трудовых договоров с членами коллегиального исполнительного органа осуществляется, если единоличный исполнительный орган уполномочен, например, в соответствии с пунктом 3 статьи 69 Закона об АО. При определении условий договора рекомендуется учитывать принятые советом директоров (наблюдательным советом) решения в отношении обязательных условий договоров с членами исполнительных органов, в том числе прозрачных механизмов определения размера вознаграждения, компенсационных и стимулирующих выплат, зафиксированных в принятой финансовой организацией политике вознаграждения, достаточных для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для финансовой организации компетенцией и квалификацией, обеспечивающих зависимость вознаграждения руководителей финансовой организации от результатов ее деятельности в течение долгосрочного периода и их личного вклада в достижение этого результата и исключающих принятие повышенных рисков и недобросовестное поведение при реализации финансовых услуг (Раздел IV принципов корпоративного управления письма Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления"). При этом рекомендуется устанавливать уровень и порядок выплаты вознаграждения ключевым сотрудникам организации таким образом, чтобы исключить условия для принятия ими повышенных рисков и недобросовестного поведения.

Единоличный исполнительный орган финансовой организации без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе совершает сделки и иные юридические действия от имени финансовой организации, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. При этом в соответствии со статьей 174 Гражданского кодекса, если полномочия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, ограничены уставом общества или иными регулирующими его деятельность документами по сравнению с тем, как они определены в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении указанное лицо вышло за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об этих ограничениях. Таким образом, полномочия единоличного исполнительного органа могут быть ограничены не только учредительными документами финансовой организации, но и ее внутренними документами.

Единоличный исполнительный орган имеет право от имени юридического лица выдавать в порядке, установленном Гражданским кодексом, доверенности иным лицам, вправе делегировать с соблюдением требований специального законодательства отдельные должностные полномочия, а также возложить временное исполнение своих обязанностей на подчиненных ему лиц, если принятие такого решения относится к компетенции единоличного исполнительного органа в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами финансовой организации.

Единоличный исполнительный орган, выполняя возложенные на него функции, обладает широкими полномочиями по распоряжению имуществом финансовой организации, за исключением приобретения или отчуждения имущества по крупным сделкам и сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность, подлежащим согласованию с советом директоров (наблюдательным советом) или высшим органом управления финансовой организации <20>. В связи с этим его работа и работа коллегиального исполнительного органа должна быть организована надлежащим образом, чтобы исключить недоверие к ним со стороны акционеров (участников, пайщиков, членов) и совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации. Доверие должно обеспечиваться как высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам должностных лиц исполнительных органов, так и существующими в обществе процедурами эффективного контроля со стороны органов управления финансовой организации.

--------------------------------

<20> Статьи 45 и 46 Закона об ООО, статьи 79 и 83 Закона об АО. Кроме того, уставом и внутренними документами финансовой организации могут быть предусмотрены иные ограничения компетенции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с федеральными законами <21> единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом осуществляется руководство текущей деятельностью финансовой организации. Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

--------------------------------

<21> Например, статьей 69 Закона об АО, статьей 32 Закона об ООО, статьей 11.1 Закона о банках и банковской деятельности, статьей 22 Федерального закона "О кредитной кооперации".

Вопрос о необходимости создания коллегиального исполнительного органа в федеральных законах, регулирующих деятельность финансовых организаций, решен по-разному. Например, для кредитных организаций его создание является обязательным <22>. Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных видов финансовых организаций, этот вопрос оставлен на усмотрение акционеров (участников, пайщиков, членов) финансовой организации. Рекомендуется создавать в финансовых организациях коллегиальный исполнительный орган, если его образование не является обязательным в силу федерального закона, регулирующего деятельность соответствующего вида финансовой организации. В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса, Законами об АО и ООО особенности правового положения финансовых организаций определяются законами, регулирующими их деятельность. Представляется, что наличие квалификационных требований и требований к деловой репутации членов коллегиального исполнительного органа финансовых организаций, процедура их согласования с Банком России указывают на уровень ответственности избранных в его состав лиц и важность образования такого органа. Иные финансовые организации могут решать вопрос об образовании такого органа самостоятельно с учетом характера и масштаба деятельности, а также принимаемых финансовой организацией рисков. Если вопрос об образовании такого органа не был решен положительно, функции и задачи, которые настоящими Рекомендациями предлагается отнести к компетенции коллегиального исполнительного органа, могут выполняться единоличным исполнительным органом или советом директоров (в случае, если целесообразность в данном функционале сохраняется).

--------------------------------

<22> Часть первая статьи 11.1 Закона о банках и банковской деятельности.

Единоличный исполнительный орган организует работу коллегиального исполнительного органа, распределяет обязанности между его членами, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа, подписывает протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа, решает иные вопросы, предусмотренные уставом и локальными нормативными актами финансовой организации.

Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления финансовой организации <23>.

--------------------------------

<23> Пункты 2 и 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса, пункт 1 статьи 48 и пункт 1 статьи 65 Закона об АО, пункт 2 статьи 33 Закона об ООО.