Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации, разработанные в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" в области противодействия коррупции, направлены на установление в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях и негосударственных учреждениях ОАО "РЖД" (далее - подразделения) общих подходов к определению конкретных направлений, бизнес-процессов и проектов деятельности подразделений, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками ОАО "РЖД" коррупционных правонарушений.

2. Положения настоящих Методических рекомендаций используются при:

1) определении перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;

2) составлении реестра коррупционных рисков;

3) оценке коррупционных рисков;

4) ранжировании (упорядочении) коррупционных рисков на основе оценки вероятности их возникновения и степени влияния на деятельность ОАО "РЖД";

5) составлении перечня должностей, связанных с коррупционными рисками;

6) разработке комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

1) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;

2) коррупционный риск - вероятность проявления коррупционных явлений, правонарушений и (или) возникновение коррупционных ситуаций, обусловленное действием (бездействием) работников ОАО "РЖД", создающим угрозу реализации прав и законных интересов ОАО "РЖД", а также условия и обстоятельства, предоставляющие возможность незаконного извлечения выгоды лицам, замещающим должности в ОАО "РЖД", при выполнении своих должностных полномочий;

3) факторы коррупционных рисков (коррупциогенные факторы), коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные (например, доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса) и (или) субъективные (например, отрицательная, в том числе корыстная мотивация работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, контрагентов, в том числе по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.) предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, положения (проекты) нормативных документов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, создающие условия для проявления коррупции;

4) критическая точка бизнес-процесса - подпроцесс, процедура, операция, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений и которые, как правило, совпадают с точками бизнес-процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:

а) ключевые события бизнес-процесса;

б) ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные права и законные интересы и (или) интересы иных лиц, связанных с работником;

в) операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;

г) моменты перехода прав владения/распоряжения/пользования активами;

д) смена лица, ответственного за сохранность активов;

е) преобразование вида активов (например, деньги - материалы, материалы - незавершенное производство);

ж) возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);

з) передача полномочий одного ответственного лица другому;

и) действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);

к) изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного на бумажном носителе, заносятся в информационную систему);

л) операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия (процедуры);

м) прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп бизнес-процессов, риски процесса;

5) должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в ОАО "РЖД";

6) оценка коррупционных рисков - выявление условий и обстоятельств, определение конкретных направлений деятельности, бизнес-процессов и проектов ОАО "РЖД", при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений;

7) активы - ресурсы ОАО "РЖД", включая объекты гражданских прав (федеральные и собственные денежные средства ОАО "РЖД", инфраструктура и производственная среда, информация и т.д.);

8) реинжиниринг функций - создание принципиально новых бизнес-процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков, а также перераспределение функций между подразделениями;

9) коррупционно опасные функции - функции, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции, в частности организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные.

4. Ответственность за оценку коррупционных рисков в рамках направлений деятельности, бизнес-процессов и проектов несут руководители соответствующих подразделений.

5. Консолидацию и координацию работы по оценке коррупционных рисков осуществляет Центр по организации противодействия коррупции.

6. Работа по выявлению и оценке коррупционных рисков в ОАО "РЖД" проводится на непрерывной основе.