Количество аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", из года в год уменьшается:
в 2014 году общее количество таких организаций в России составляло 924 единицы;
При этом процентное соотношение количества указанных аудиторских организаций, в отношении которых запланировано проведение ВККР АО в проверяемом периоде к общему числу аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", не превышает 41 процента.
Предметом ВККР АО является соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВККР АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции приказа Федерального казначейства от 30 мая 2019 г. N 131), и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проводится по мере необходимости.
На основе анализа норм законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих ВККР АО, проведена оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, на защиту которых направлен ВККР АО. К таким ценностям относятся:
1) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации);
2) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);
3) гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации);
4) соблюдение требований по осуществлению аудиторской деятельности (статья 2 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
В соответствии с указанными ценностями определены следующие риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям:
- нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- осуществление деятельности аудиторскими организациями, не отвечающими соответствующим требованиям, в том числе:
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию и лицензии которых впоследствии были отозваны;
- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций лицами, не имеющими право на осуществление аудиторской деятельности;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение аудиторской организацией обязательных требований.
Деятельности аудиторских организаций присущи такие риски, как:
- аудиторский риск (риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения);
- риск необнаружения ошибок и искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- риск отсутствия или ненадлежащего качества системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации.
К значимым рискам при осуществлении государственной функции по ВККР АО относятся:
1) уклонение аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", от прохождения ВККР АО;
2) предоставление недостоверной информации о деятельности аудиторской организации;
3) воспрепятствование аудиторской организацией проведению ВККР АО.
В 2019 году значительно сократилось (на 70% по сравнению с 2015 годом) число аудиторских организаций, уклонившихся от прохождения планового внешнего контроля качества работы со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору. Так, если в 2015 году таких организаций было 31 (12% от общего числа запланированных проверок), в 2016 году - 37 (14%), в 2017 году - 19 (7,3%), в 2018 году - 15 (5,7%) (14 аудиторских организаций и 1 филиал аудиторской организации), то в 2019 году - 9 (3,3%). При этом следует отметить, что в 2019 году 24 филиала аудиторских организаций, включенных в план проверок на 2019 год, прекратили свою деятельность.
Данный факт свидетельствует о возрастающем влиянии репутационных факторов на деятельность аудиторских организаций.
Поэтому превентивные меры, в том числе публикация на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации об аудиторских организациях, включенных в план уполномоченного федерального органа по контролю и надзору за аудиторской деятельностью, но не прошедших внешний контроль качества работы, не позволяют осуществлять аудиторскую деятельность аудиторским организациям, не подтвердившим надлежащее качество оказываемых ими услуг.
В ходе проведения поверок ВККР АО применяется риск-ориентированный подход как на стадии планирования, так и при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций. Результаты ВККР АО за 2013 - 2019 годы представлены в таблице ниже.
|
2019 <1> г. |
|||||||
|
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок |
|||||||
--------------------------------
<1> По состоянию на 15 декабря 2019 года.
Анализ выявленных в ходе ВККР АО нарушений показывает, что к типовым нарушениям следует отнести нарушения в части обеспечения хранения документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, документирования аудиторской деятельности, формы, содержания, а также модификации аудиторского заключения, функционирования системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации.
К причинам, приведшим к совершению указанных правонарушений, можно отнести ненадлежаще организованную систему внутреннего контроля качества, а также контроля со стороны руководящих сотрудников аудиторских организаций, человеческий фактор (неисполнение сотрудниками аудиторских организаций установленных обязательных требований и политик аудиторских организаций).
В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) издан приказ Федерального казначейства от 26 февраля 2019 г. N 53 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год".
Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2019 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2019 год, исполнены в полном объеме.
Результативность внешних проверок качества работы аудиторских организаций (отношение количества мер воздействия, вынесенных в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности, к общему числу проведенных проверок), с учетом риск-ориентированного подхода к планированию и проведению контрольных мероприятий составила 70 процентов.
Качество результатов внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в 2019 году, как и за предыдущий период, составило 100 процентов (данный показатель свидетельствует об отсутствии случаев отмены в судебном порядке решений, примененных Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения правил аудиторской деятельности).
В соответствии с приложением к Программе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2019 году на постоянной основе проводилось самообследование уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2019 год. Показатель качества составил 100 процентов (План-график профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, на 2019 год исполнен полностью, без каких-либо отклонений).
В рамках реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ Федеральным казначейством осуществляются:
- поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
- поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования;
- обобщение результатов ВККР АО, осуществленного Федеральным казначейством и его территориальными органами по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы);
- проведение мониторинга исполнения аудиторскими организациями обязательных требований;
- информирование на регулярной основе аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и его территориальных органов, проведение совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров.
Кроме того, в рамках проведения в 2019 году профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, Федеральным казначейством:
1. В целях осуществления информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований с 2016 года ведет работу Совет по организации ВККР АО (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций" (в редакции приказа Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. N 286)). Работа Совета по организации ВККР АО осуществляется в соответствии с Планом работы Совета по организации ВККР АО на очередной год.
При Совете по организации ВККР АО действуют три Рабочие группы:
- по подготовке Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Классификатор нарушений);
- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы;
- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В рамках деятельности Рабочей группы по подготовке Классификатора нарушений подготовлены и направлены в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в Классификатор нарушений в части соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) и положений новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Рабочей группой по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона N 115-ФЗ подготовлены Методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15 февраля 2019 года, протокол N 45).
2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и саморегулируемых организаций аудиторов. В рамках деятельности указанных комиссий в 2019 году рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 57 <2> аудиторских организаций.
--------------------------------
<2> По состоянию на 15 декабря 2019 года.
Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, Совета по организации ВККР АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.
3. В 2019 году Федеральным казначейством с участием представителей аудиторского сообщества проведены:
Международная конференция на тему: "Изменяющийся мир аудита: вызовы и возможности" (г. Владивосток, 26 - 27 июля 2019 года). В указанной конференции приняли участие, в том числе представители зарубежных надзорных органов в сфере аудиторской деятельности;
Межрегиональная конференция по вопросам ПОД/ФТ (г. Москва, 29 июля 2019 года).
Кроме того, представители Федерального казначейства приняли участие в следующих мероприятиях:
встрече с представителями Совета по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний (PCAOB);
встрече с иностранными представителями международной аудиторской сети Ernst & Young (14 ноября 2019 года);
встречах с представителями Международной федерации бухгалтеров (IFAC), Международного совета по этическим стандартам бухгалтеров (IESBA), Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), Международного совета по стандартам бухгалтерского образования (IAESB), Международного совета по стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе (IPSASB), Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (21 - 22 мая 2019 года);
13-ом инспекторском семинаре Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR) (6 - 8 марта 2019 года);
годовом общем собрании IFIAR (30 апреля - 2 мая 2019 года);
рабочей группе IFIAR по вопросам проведения расследований и применения санкций (16 - 19 июня 2019 года).
4. В целях профилактики нарушений в сфере ПОД/ФТ, связанных с аудиторской деятельностью, на официальном сайте Федерального казначейства и его территориальных органов ведется отдельный раздел, посвященный указанной тематике, в котором публикуются постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, приказы и информационные письма Федеральной службы по финансовому мониторингу, отчеты о национальной оценке рисков, методические рекомендации для аудиторов и другая информация.
5. Федеральным казначейством готовятся ежегодные доклады о проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, которые являются частью итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за отчетный год, и об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год, которые размещаются на официальном сайте Федерального казначейства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875