Рынок труда, доходы и потребление населения

Последние годы демографические ограничения, связанные с уменьшением численности населения трудоспособного возраста, все сильнее оказывали влияние на рынок труда. Принятый Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который определяет порядок передвижки возрастной границы выхода на пенсию, создает условия как для стабильного увеличения пенсий неработающих пенсионеров, так и для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного объективными демографическими тенденциями.

Кроме того, в целях улучшения ситуации на рынке труда будут реализовываться Государственная программа "Содействие занятости населения", мероприятия федеральных проектов национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, План по повышению занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы.

Также поддержку рынку труда в 2019 - 2022 годах окажет проведение активных мер миграционной политики и, как следствие, приток иностранных работников требуемой квалификации.

В результате комплексного действия указанных мер, численность рабочей силы будет постепенно увеличиваться с 76,2 млн. человек в 2018 году до 76,4 млн. человек в 2022 году и до 76,8 млн. человек в 2024 году.

В 2019 - 2024 годах сохранение экономического роста, дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах приведут к повышению уровня участия населения в рабочей силе, с одной стороны, с другой - снижению уровня безработицы. Кроме того, постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет-технологий, будет способствовать снижению безработицы за счет сокращения ее естественного уровня. В результате уровень безработицы может снизиться с 4,8% в 2018 году до 4,6% в 2022 году и до 4,5% к 2024 году.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшемся 20 февраля 2019 года, была подчеркнута необходимость сохранения результатов, достигнутых в сфере заработной платы работников социальной сферы. Для целевых категорий работников бюджетной сферы (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений (заработной платы к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах).

Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации с 1 октября в соответствии с прогнозным (отчетным на конец предыдущего года) уровнем инфляции: 2019 г. - на 4,3%, в 2020 году - на 3,8% и в 2021 - 2024 гг. - на 4,0 процента. Кроме того, все субъекты Российской Федерации сообщили о принятии нормативных правовых актов о проведении индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.

Еще одним фактором, способствующим положительной динамике заработной платы, можно считать повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации МРОТ будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года и в случае снижения фактического прожиточного минимума трудоспособного населения величина МРОТ не уменьшается.

Кроме того, устойчивый рост заработной платы в прогнозируемом периоде будет обусловливаться реализацией мер, проводимых в целях решения поставленных Указом N 204 задач, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, которые предусматривают повышение квалификации работников как высвобождаемых из неэффективных производств, так и вновь поступающих на рынок труда с учетом необходимости обеспечения потребности экономики соответствующими высококвалифицированными кадрами, которые будут трудоустраиваться на создаваемые высокооплачиваемые высокопроизводительные рабочие места. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста показателя.

В 2019 - 2024 гг. в условиях достаточно равномерного роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата будет расти двухпроцентными темпами, в целом за 2019 - 2022 гг. в условиях базового варианта показатель увеличится на 8,7%, за 2019 - 2024 гг. - на 14,6 процента.

Целевым ориентиром в области пенсионного обеспечения является задача, определенная Указом N 204, предусматривающая рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

В соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" начиная с 1 января 2019 г. изменен порядок индексации страховых пенсий. Так в 2019 - 2024 годах страховая пенсия и фиксированная выплата к ней для неработающих пенсионеров будут индексироваться ежегодно с 1 января.

Расчет величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации произведен на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2022 году составит 12 044 рублей, а к 2024 году увеличится до 13 023 рублей. Рост показателя к 2018 году составит 17,1% и 26,6% соответственно.

С учетом мер и задач, заложенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее - ОНДП) на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года, и сохранения роста реальных заработных плат реальные располагаемые доходы населения в 2019 году выйдут в положительную область с ростом на 1,0% г/г и продолжат расти на протяжении всего прогнозного периода. Росту реальных доходов граждан, а также снижению уровня бедности будет способствовать индексация социальных выплат, ежегодное установление МРОТ на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, а также целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми. В среднем за период 2019 - 2022 гг. рост показателя составит 1,8%, а за 2019 - 2024 гг. - 2,0 процента. В базовом варианте прогноза в целом за 2019 - 2022 гг. показатель увеличится на 7,2%, за 2019 - 2024 гг. - на 12,3 процента.

С учетом применяемых мер доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,0% в 2019 году до 9,3% к 2022 году и до 6,6% к 2024 году.

Динамика доходных показателей соответствующе отразится на потребительском спросе. После замедления роста розничного товарооборота до 1,6% в 2019 г., связанного с адаптацией населения к повышению налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года и замедлением роста заработных плат и потребительского кредитования, в 2022 - 2024 гг. вслед за ускорением роста доходов платежеспособный спрос будет также нарастать. В результате рост оборота розничной торговли будет постепенно ускоряться до 2,6% в 2022 г., и до 2,8% в 2024 году. В целом за 2019 - 2022 гг. оборот розничной торговли вырастет на 9,1%, за 2019 - 2024 гг. - на 15,2 процента.

После ожидаемого увеличения объема платных услуг, предоставленных населению, на 1,4% г/г в 2019 году к 2022 году прогнозируется ускорение темпов роста до 2,6% г/г. Рост платных услуг в целом за 2019 - 2022 гг. составит 8,6%, за 2019 - 2024 гг. - 14,9 процента.