Демографическая ситуация

Негативные тенденции демографического развития обусловили формирование устойчивой тенденции старения населения страны.

В целях стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации и упреждающего реагирования на возможное дальнейшее ухудшение демографических показателей в среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Кроме того, одним из инструментов реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в части демографических процессов является национальный проект "Демография" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16), который направлен на достижение целей по повышению рождаемости, снижению смертности от предотвратимых причин, а также за счет улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом.

Также с 2018 года были изменены отдельные меры поддержки рождаемости и введены новые, что в результате усилит эффективность демографической политики. В настоящий момент наиболее значимыми мерами государственной поддержки граждан, имеющих детей, являются:

- предоставление нуждающимся семьям (со среднедушевым доходом, не превышающим в 2019 году 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, с 2020 года - 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения) ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка, а также права на получение средств материнского (семейного) капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка до достижения им возраста 1,5 лет;

- предоставление семьям материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка;

- осуществление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка до достижения им возраста 3 лет, установленной в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

- субсидирование процентной ставки 6% по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), выданным семьям с двумя или тремя детьми российскими кредитными организациями на приобретение жилых помещений;

- медицинская помощь семьям, страдающим бесплодием, с использованием экстракорпорального оплодотворения.

В целях исполнения Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в части снижения смертности разработан национальный проект "Здравоохранение", в рамках которого предусмотрено:

- завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов;

- завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров;

- внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;

- обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи;

- разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;

- формирование системы защиты прав пациентов.

В качестве основы для базового варианта прогноза был использован высокий сценарий демографического прогноза, разработанный Росстатом.

При этом стоит отметить, что сокращение числа женщин ране- и средне-репродуктивного возраста (20 лет - 34 года), а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост рождаемости, в результате возможности роста суммарного коэффициента рождаемости будут ограничены.

Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что тем не менее не сможет компенсировать тенденции в рождаемости и приведет к сохранению естественной убыли населения до 2022 года. В 2023 и 2024 годах будет отмечаться естественный прирост населения.

Государственная миграционная политика в среднесрочной перспективе будет направлена на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, при этом в первую очередь привлекаться на постоянное место жительства в Россию будут соотечественники, проживающие за рубежом, квалифицированные иностранные специалисты и перспективная молодежь (за счет расширения экспорта образования).

В течение всего прогнозного периода будет наблюдаться прирост численности населения: в 2020 - 2022 гг. только за счет перекрывающего численные потери населения от естественных причин миграционного прироста, с 2023 г. - за счет как естественного, так и миграционного приростов. В результате численность населения Российской Федерации вырастет до 147,6 млн. человек в 2022 году, а к 2024 году может достигнуть 148,3 млн. человек.