В Методологии используются следующие понятия:
Товарная группа <*> представляет собой совокупность однородных товаров-представителей.
Под товаром-представителем <*> понимается вся совокупность определенных видов товаров, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, но однородны по своему потребительскому назначению.
Вид товара <*> - конкретизированная минимальная единица товара (такие как марка, сорт, модель, артикул, класс, толщина, диаметр, технические параметры), обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.
Например, товарная группа - "Масла растительные и их фракции нерафинированные"; товары-представители - "Масло соевое и его фракции нерафинированные", "Масло подсолнечное и его фракции нерафинированные"; виды товара - "Масло соевое пищевое нерафинированное", "Масло соевое нерафинированное техническое".
Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является их представительность для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъектов Российской Федерации и России в целом.
От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит качество и достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения товары и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как в этой организации, так и в других, не отобранных для обследования.
В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов товаров должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все виды экономической деятельности, производство продукции которых осуществляется в субъекте Российской Федерации.
Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по видам экономической деятельности сумма стоимостей отобранных для наблюдения товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции конкретного вида деятельности.
Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.
Росстатом централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП и являющихся наиболее значимыми для характеристики видов экономической деятельности. В перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов государственной статистики, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень, производство которых осуществляется в организациях субъекта Российской Федерации.
Периодически, но не чаще одного раза в год (как правило, в начале календарного года), перечень товаров-представителей может быть уточнен в связи с изменением потребности пользователей в получении информации о ценах и индексах цен на товары.
Если внутри товарных групп (например, игры и игрушки, инструменты музыкальные и др.) в указанном перечне не выделены товары-представители, сотрудники территориальных органов государственной статистики отбирают их самостоятельно.
На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3 - 5 наиболее представительных конкретных видов изделий с подробными спецификациями, на которые будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен на несколько видов товаров, относящихся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов товаров.
Формирование набора конкретных видов товаров для регистрации цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами организаций, участвующих в наблюдении. По каждому отобранному виду товара Комплексом электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров" предусмотрено внесение в специальный Справочник видов товаров необходимой информации о нем: код организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, сорт, модель, артикул, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара <1>, если это существенно с точки зрения уровня регистрируемой цены. В справочнике также указывается код товара-представителя, к которому относится данный вид товара.
--------------------------------
<1> Под типом потребителя товара для целей настоящей Методологии понимается краткая характеристика организации, которая приобрела товар. Например, промышленная или посредническая организация, организация розничной или оптовой торговли и т.д.
В состав отобранных для наблюдения товаров включаются не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация, но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений, однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве субъекта Российской Федерации. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен производителей промышленных товаров в целом.
Регистрация цен производителей осуществляется на те виды товаров, которые занимают значительный удельный вес в общем выпуске организации и представляют интерес для экономики субъекта независимо от их принадлежности к тому или другому виду деятельности, т.е. в одной организации могут наблюдаться виды товаров, относящиеся к различным видам деятельности.
При отборе конкретных видов товаров для регистрации цен учитывается следующее:
- изделие должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;
- объем выпуска изделия должен преобладать в общем выпуске данного товара-представителя, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен того товара-представителя, который оно представляет. Если организация выпускает несколько видов данного товара-представителя, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов изделий, входящих в него.
В производствах с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (например, текстильное, швейное, производство обуви) необходимо также регистрировать цены на несколько видов изделий, входящих в товар-представитель, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров.
Включение или исключение из наблюдения видов товаров производится в начале отчетного года, исходя из анализа производства их организациями в предыдущем году. Для включения в наблюдение нового вида товара собирается информация о ценах производства и количестве его отгрузки за предыдущий год, а также о цене производства за декабрь года, предшествующего предыдущему.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875