Обеспечение интересов судебной системы Российской Федерации в информационной сфере

Обеспечение интересов судебной системы Российской Федерации

в информационной сфере

В рамках настоящей Концепции необходимо выработать приемлемые с точки зрения действующего законодательства алгоритмы действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, имеющих цель сформировать негативный образ судьи и оказать давление на суд.

В настоящий момент особую актуальность приобрела проблема "скандализации правосудия", подразумевающая манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти, умаление ее авторитета, беспорядочную, необоснованную критику, подрывающую доверие общественности к процессу отправления правосудия, что обусловливает острую необходимость формулирования ответственности за ее проявление в СМИ.

В связи с этим, предлагается:

- предусмотреть возможность проведения региональных мероприятий (семинаров, конкурсов, круглых столов, встреч с руководством судов) для СМИ с участием представителей судебной системы с целью обсуждения актуальных вопросов правоприменения, выработки подходов эффективного взаимодействия судов и СМИ, а также нивелирования возможных конфликтных ситуаций;

- стимулировать деятельность по таким формам развития взаимодействия со СМИ, как создание и сопровождение (например, разъяснение норм закона и т.д.) гильдии судебных репортеров, работа с региональными союзами журналистов;

- сформировать при советах судей субъектов Российской Федерации постоянно действующие комиссии по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории субъектов Российской Федерации, включив в их состав представителей совета судей субъекта, профильных высших и средне-специальных учебных заведений, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, управлений Судебных департаментов в субъектах, представителей органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность мировых судей, для работы которых разработать программу и методику мониторинга.

- обозначить необходимость разработки стандартов информирования общественности через СМИ как о процессуальной, так и о внепроцессуальной деятельности судов;

- разъяснять позицию судебной системы по вопросам применения института аккредитации представителей средств массовой информации (в т.ч. в отношении электронных СМИ, доступ к которым заблокирован на территории Российской Федерации по решению суда), ограничений размещения информации.

Мониторинг региональных информационных ресурсов позволит судебным органам анализировать динамику общественного мнения по ключевым вопросам деятельности, выявлять наиболее интересные с общественной точки зрения аспекты такой деятельности и оперативно реагировать на размещение не соответствующей действительности информации. В случаях выявления действий по оказанию давления на судей и суды со стороны СМИ предполагается организация незамедлительного и эффективного реагирования через другие средства массовой информации и иными способами для защиты репутации судебных органов и их представителей.

При возникновении споров, связанных с освещением деятельности судов и конкретных судей в средствах массовой информации, они могут разрешаться во внесудебном порядке, в связи с чем не исключается возможность обращения за их разрешением в Общественную коллегию по жалобам на прессу, которая рассматривает информационные споры, прежде всего, нравственно-этического характера, возникающие в сфере массовой информации, в том числе дела о нарушении принципов и норм профессиональной журналистской этики.

На это ориентированы судьи и органы судейского сообщества п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

В целях недопущения направления в суды обращений, содержащих нецензурную брань, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу судей и сотрудников судов, необходимо при подаче электронных обращений введение обязательной аутентификации гражданина с подтверждением личности по аналогии с Порталом государственных услуг Российской Федерации.