5. Проверка обоснования НМЦК по закупкам, включенным в план-график закупок

5. Проверка обоснования НМЦК по закупкам, включенным в план-график закупок.

На данном этапе проверки следует:

5.1. Изучить подробное описание объекта закупки, включая единицы измерения, количество товара, объем работы или услуги.

5.2. В отношении объекта и (или) объектов закупки с указанием единицы измерения "условная единица" проанализировать обоснованность такого выбора.

Если количество товаров, работ, услуг можно количественно измерить, то единицей измерения не может быть "условная единица".

5.3. Проверить соответствие наименования, цены и количества закупаемых товаров, работ, услуг в плане-графике закупок и представленных документах по обоснованию НМЦК на данную закупку (пункт 5.1 Чек-листа).

5.4. Сопоставить НМЦК, включенную в план-график закупок, и НМЦК, указанную в документации по закупке (в случае ее размещения в ЕИС).

5.5. Проверить соответствие информации об объекте закупки (в том числе количество и иные характеристики), указанной в запросе, направляемом потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), и информации, включенной в конкурсную (аукционную) документацию по закупке (при возможности сопоставления) (пункт 5.3 Чек-листа).

5.6. Проверить калькуляционный расчет НМЦК.

5.7. Сравнить НМЦК, рассчитанную по документам, представленным субъектом контроля в качестве ее обоснования, и НМЦК, указанную в плане-графике закупок.

5.8. Проверить дату обоснования НМЦК - она не должна быть позднее даты включения закупки в план-график закупок. Кроме того, период формирования обоснования НМЦК должен соответствовать периоду формирования плана-графика закупок на соответствующий финансовый год.

5.9. Проверить соответствие НМЦК по закупкам, включенным в план-график закупок, НМЦК по идентичным закупкам, включенным в утвержденный план информатизации субъекта контроля на соответствующий финансовый год (пункт 5.2 Чек-листа).

В зависимости от выбранного метода определения НМЦК следует осуществить следующие контрольные действия.

5.10 При проверке обоснования НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) следует:

5.10.1. Проверить количество источников информации, использованных для обоснования НМЦК (их должно быть не менее 2-х) (пункт 5.4 Чек-листа).

5.10.2. Определить организации, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК (пункт 5.4 Чек-листа).

5.10.3. Определить, осуществлялась ли финансово-хозяйственная деятельность организаций, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, в период времени, соответствующий периоду времени, в который было осуществлено обоснование НМЦК, на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ/ЕГРИП), иных открытых источников информации (пункты 5.4, 5.6 Чек-листа).

5.10.4. Проверить наличие/отсутствие информации об организациях, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, в реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС (пункт 5.4 Чек-листа).

5.10.5. Проанализировать виды деятельности организаций, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, согласно сведениям из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на предмет сопоставимости с объектом закупки и данным с сайтов таких организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 5.4, 5.6 Чек-листа).

5.10.6. Если для обоснования НМЦК использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров (в том числе на основании принт-скринов с сайтов организаций), следует проверить данную информацию на предмет соответствия требованиям к публичной оферте согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (по возможности) (пункт 5.5 Чек-листа):

- проверить информацию, указанную на сайте организации, на предмет указания конкретной цены на товар, работу, услугу, в том числе расходов на доставку;

- проверить, изменится ли цена за единицу товара, работы, услуги при перемещении его в корзину покупателя с указанием требуемого количества;

- проверить возможность поставки товара, работы, услуги согласно требуемым условиям (учитывая цену доставки) на момент обоснования НМЦК;

- проверить наличие на сайте организации информации о том, является ли информация, размещенная на сайте публичной офертой или нет;

- проверить дату снятия скриншота страниц сайтов потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (она должна предшествовать дате внесения закупки в план-график закупок);

- проверить дату регистрации организации в ЕГРЮЛ (она должна предшествовать дате обоснования НМЦК);

- проверить наличие сертификатов, паспортов и иных документов на товары, работы, услуги (при необходимости);

- проверить наличие свидетельства, разрешения, лицензии и иных разрешительных документов на осуществление деятельности (при необходимости).

5.10.7. При использовании для обоснования НМЦК коммерческих предложений, полученных по результатам запросов о предоставлении ценовой информации (пункты 5.4, 5.6, 5.7, 5.8 Чек-листа), следует:

- проверить дату регистрации коммерческих предложений на предмет соответствия периоду формирования плана-графика закупок;

- сопоставить исходящие и входящие даты регистрации (дата направленного запроса должна предшествовать дате ответов потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- проверить соответствие характеристик и условий поставки (без указания товарных знаков) в запросе коммерческих предложений субъекта контроля, закупочной документации и в коммерческих предложениях, использованных для обоснования НМЦК (наименование, количество, цена за единицу, условия и сроки доставки, гарантийные условия, срок годности товара и т.п.);

- установить соответствие организаций, в адрес которых направлялись запросы коммерческих предложений и от которых получены коммерческие предложения;

- проанализировать данные о юридических лицах, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, на предмет выявления признаков аффилированности наличия одних и тех же физических лиц в составе учредителей/руководства, указания в качестве адреса регистрации организаций одного и того же адреса <1>;

--------------------------------

<1> Действия выполняются в аналитических целях. Сформированная по итогам анализа информация включается в акт, но не включается в предписания. Не квалифицируется как нарушение.

- проанализировать организации, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, на предмет выявления признаков наличия устойчивых связей с субъектом контроля - наличие заключенных/исполненных государственных контрактов ранее, сопоставимость объекта закупки с предметом ранее заключенных контрактов или договоров;

- проверить участие организаций, ценовая информация которых была использована для обоснования НМЦК, в государственных закупках - наличие заключенных/исполненных государственных контрактов; проанализировать сопоставимость объектов закупки по государственным контрактам и объекта закупки, включенного в план-график закупок.

При осуществлении данного контроля рекомендуется использовать шаблон N 3.21 подсистемы "Мониторинг закупок" ЕИС, приведенный в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям, а также сведений из ЕИС, включая мобильное приложение для поставщиков.

5.10.8. Если при обосновании НМЦК субъектом контроля использовались обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен (пункт 5.9 Чек-листа) следует:

- проверить корректность применения коэффициентов (индексов) при обосновании НМЦК закупки;

- проверить сопоставимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг и применяемых коэффициентов (индексов) на соответствующие товары, работы, услуги;

- проверить соответствие примененных индексов и индексов, опубликованных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.

5.10.9. Если при обосновании НМЦК субъектом контроля использовалась информация из реестра контрактов (пункт 5.10 Чек-листа) следует:

- проверить наличие государственного контракта, указанного в обосновании НМЦК, в Реестре контрактов, заключенных заказчиками, в ЕИС;

- сопоставить предмет контракта и его условия с характеристиками планируемой закупки (в том числе условия по доставке);

- проверить карточки контракта в ЕИС на предмет:

а) факта исполнения контракта на момент обоснования НМЦК;

б) отсутствия факта применения неустойки (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.

При осуществлении данного контроля рекомендуется использовать шаблон N 3.19 подсистемы "Мониторинг закупок" ЕИС, приведенный в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.10.10. В целях определения рыночной НМЦК на закупку товара, работы, услуги при ее обосновании следует (пункт 5.11 Чек-листа):

- сравнить ценовой показатель единицы товара, работы, услуги проверяемой закупки с розничными ценами в регионе (при возможности) (использовать информацию о ценах не менее 3 организаций из открытых источников данных);

- сравнить цены на аналогичные товары, работы, услуги согласно данным ЕИС (по заключенным государственным контрактам в регионе за полгода до включения закупки в план-график закупок).

При этом следует учитывать сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий поставки (учесть транспортные расходы, сопутствующие услуги, сроки и места и объемы поставок).

При осуществлении данного контроля рекомендуется использовать шаблоны NN 3.9, 3.10 (при проверке закупок лекарственных препаратов) подсистемы "Мониторинг закупок" ЕИС, приведенные в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.11. При проверке обоснования НМЦК, определенной посредством применения нормативного метода, следует:

Проверить факт непревышения НМЦК утвержденной предельной цены на поставляемый товар, выполняемую работу, оказываемую услугу (пункт 5.12 Чек-листа):

- телефоны мобильные;

- годовое владение телефонами мобильными (включая договоры технической поддержки, обслуживания, сервисные договоры) из расчета на одного абонента (одну единицу трафика) в течение всего срока службы;

- средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые;

- средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые;

- средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые;

- средства автотранспортные для перевозки людей прочие;

- системы управления базами данных (стоимость годового владения ППО, общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора), сумма отчислений в пользу иностранных юридических и физических лиц).

При осуществлении данного контроля рекомендуется использовать шаблоны NN 2.3, 2.4 подсистемы "Мониторинг закупок" ЕИС, приведенные в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.12. При проверке обоснования НМЦК, определенной посредством применения тарифного метода, следует:

5.12.1. Проверить наличие нормативного правового акта, устанавливающего тариф в соответствии с объектом закупки.

5.12.2. Проверить, соответствуют ли тарифы, указанные в обосновании НМЦК, тарифам, утвержденным нормативным правовым актом (пункт 5.13 Чек-листа).

5.13. При проверке обоснования НМЦК, включенной в план-график закупок, определенной посредством применения проектно-сметного метода, следует:

5.13.1. Проверить наличие оснований определения НМЦК данным методом в соответствии с частями 9, 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе (пункт 5.14 Чек-листа).

Чтобы установить, является ли объект закупки объектом культурного наследия, следует использовать информацию, размещенную в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

5.13.2. Проверить наличие проектной документации (включающей сметную стоимость работ), разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.14 Чек-листа).

5.13.3. Проверить наличие в проектной документации идентичных позиций в целях выявления риска задвоения информации в пользу увеличения сметной стоимости.

5.13.4. Проверить достоверность определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (пункт 5.15 Чек-листа).

5.14. При проверке обоснования НМЦК, включенной в план-график закупок, определенной посредством применения затратного метода, следует:

5.14.1. Провести анализ информации и сформировать заключение, действительно ли невозможно было применить иные методы, предусмотренные частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (пункт 5.16 Чек-листа).

5.14.2. Провести анализ структуры цены. Проверить наличие составляющих - произведенных затрат и обычной для сферы деятельности в соответствии с объектом закупки прибыли.

5.14.3. Проверить, учитывались ли обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

5.14.4. Проверить соответствие информации об обычной прибыли для сферы деятельности в соответствии с объектом закупки (такая информация может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

5.15. При проверке обоснования НМЦК, включенной в план-график закупок, определенной посредством метода, отличного от методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, следует:

5.15.1. Провести анализ информации и сформировать заключение, действительно ли невозможно было применить методы, предусмотренные частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

5.15.2. Проверить наличие обоснования невозможности применения методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

5.16. При проверке обоснования НМЦК, включенной в план-график закупок, определенной в соответствии с порядком определения НМЦК, утвержденным во исполнение части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, следует:

5.16.1. Проверить наличие нормативного правового акта, утверждающего порядок определения НМЦК во исполнение части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе для данного объекта закупки.

5.16.2. Проверить, осуществлено ли определение НМЦК в соответствии с утвержденным порядком определения НМЦК (в том числе при осуществлении закупок лекарственных средств) (пункт 5.17 Чек-листа).

5.17. При проверке обоснования НМЦК, включенной в план-график закупок, определенной посредством метода, отличного от методов, указанных в статье 22 Закона о контрактной системе, следует:

5.17.1. Проверить наличие обоснования о невозможности применения методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

5.17.2. Провести анализ информации и сформировать заключение, действительно ли невозможно было применить методы, предусмотренные частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

5.17.3. Проверить достоверность информации, указанной в обосновании НМЦК, корректность ссылок на первоисточники информации (при наличии и возможности) (пункт 5.18 Чек-листа).