3.1. Цели и условия использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ

3.1. Цели и условия использования бюджетных ассигнований

Резервного фонда ВИОГВ

В порядке использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ должен быть определен полный перечень целей использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ.

Формулировки целей рекомендуется излагать таким образом, чтобы они были четкими и ясными, указывали на непредвиденный и неотложный характер осуществляемых расходов, не допускали неоднозначного толкования. Для учета отдельных непредвиденных расходов может быть использована расширительная формулировка, например "иные непредвиденные расходы, необходимость осуществления которых не могла быть предусмотрена при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, определяемые решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации".

Для исполнения требований Федерального закона N 68-ФЗ в состав целей необходимо включать выполнение следующих мероприятий при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера:

а) проведение эвакуационных мероприятий;

б) проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

в) проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципального характера;

д) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

ж) осуществление единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

Для исполнения требований Федерального закона N 320-ФЗ в состав целей необходимо также включать финансовое обеспечение мероприятий, связанных с возмещением ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, застрахованным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, в связи с утратой (гибелью) указанных жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций.

Порядком использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ могут быть установлены иные цели использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках финансового обеспечения эвакуационных мероприятий необходимо предусматривать расходы на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан, а также на закупку материальных ресурсов, необходимых для их жизнеобеспечения. При этом могут применяться нормативы расходов на временное размещение и питание эвакуируемых граждан, установленные Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, или иные нормативы затрат, установленные субъектом Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации - получателям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не рекомендуется устанавливать нормативы расходов, превышающие указанные нормативы.

Перечень возможных аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Резервного фонда ВИОГВ, может быть установлен в порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Объемы финансового обеспечения неотложных аварийно-восстановительных работ рекомендуется устанавливать на основе обследования поврежденных объектов (с указанием объемов основных характеристик поврежденного объекта до и после чрезвычайной ситуации и сметных расчетов на проведение работ), подготовленных в установленном порядке.

Субъект Российской Федерации может устанавливать собственные критерии и условия предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены отдельные виды и случаи предоставления материальной помощи организациям в чрезвычайных ситуациях, в том числе на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, субъектам малого и среднего предпринимательства для возобновления их деятельности, сельскохозяйственным товаропроизводителям и личным подсобным хозяйствам в целях возмещения ущерба, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные виды единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Рекомендуется обеспечить установление следующих денежных выплат:

единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации;

единовременная финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества, в том числе имущества первой необходимости;

выплата единовременных пособий семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;

выплата единовременных пособий гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью;

возмещение гражданам ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства;

иных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации за счет резервного фонда ВИОГВ.

Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает объемы единовременных денежных выплат с учетом возможностей бюджета и уровня долговой нагрузки.

В частности, могут применяться нормативы выплат, установленные Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Субъектам Российской Федерации - получателям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не рекомендуется устанавливать объемы выплат, превышающие указанные нормативы.

В целях повышения эффективности расходов осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление единовременных денежных выплат гражданам рекомендуется:

использовать заявительный принцип осуществления выплат (на основании обращений граждан по установленной форме с указанием необходимой информации);

осуществлять контроль отнесения адреса проживания граждан к территории чрезвычайной ситуации;

применять критерии адресности и нуждаемости при формировании контингента получателей выплат;

принимать решения об осуществлении выплаты в связи с утратой имущества по результатам обследования поврежденного имущества с учетом его отнесения к имуществу первой необходимости и объема нанесенного ущерба;

ограничивать максимальный объем выплат на одну семью.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.

Если отсутствует возможность подачи заявления пострадавшим гражданином, единовременные денежные выплаты целесообразно осуществлять на основании заявлений представителя, либо членов семьи погибшего (умершего) гражданина.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные условия выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда ВИОГВ главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для предоставления средств местным бюджетам.

Рекомендуется установить в качестве одного из условий выделения средств Резервного фонда ВИОГВ условие недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, недостаточности средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций для осуществления непредвиденных расходов при возникновении в них потребности.