КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7.1. Нормативно-правовая основа взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации относит возбуждение уголовных дел и расследование преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ к компетенции следователей органов внутренних дел <37>.

--------------------------------

<37> П. 3 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства еще в 2004 году утверждено действующее на сегодняшний день Положение о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы <38>.

--------------------------------

<38> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2004 года N 878/215 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы"/URL: https://fas.gov.ru/documents/576484 (дата обращения 23.10.2018).

В соответствии с указанным Положением, ФАС России в порядке взаимодействия с МВД России, в том числе: 1) своевременно информирует МВД России о всех фактах экономических, налоговых и иных правонарушений, выявленных в процессе своей деятельности; 2) своевременно направляет в МВД России все необходимые материалы о правонарушениях с признаками уголовно-наказуемых антиконкурентных действий для возбуждения уголовных дел; 3) по постановлениям и запросам МВД России, его региональных и территориальных органов направляет в качестве экспертов своих работников для участия в процессуальных действиях и мероприятиях по проверке коммерческих и некоммерческих организаций.

МВД России, согласно Положению, в том числе: 1) выделяет сотрудников органов внутренних дел для оказания практической помощи работникам ФАС России в проведении мероприятий по проверке коммерческих и некоммерческих организаций, для пресечения противоправных действий, препятствующих исполнению служебных обязанностей работниками ФАС России; 2) своевременно принимает решения о возбуждении уголовных дел по представляемым ФАС России материалам с признаками уголовно-наказуемых антиконкурентных действий, о чем информирует инициаторов; 3) оказывает практическую помощь ФАС России в сборе и закреплении доказательств нарушений антимонопольного законодательства.

Продолжением реализации взаимодействия между ФАС России и МВД России стало создание Межведомственной рабочей группы <39>. В состав рабочей группы входят представители ФАС России, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и Следственного департамента МВД России. Во исполнение решения межведомственной рабочей группы МВД России и ФАС России от 06.08.2015 СД МВД России в адрес его территориальных подразделений направлены Указания от 24.19.2015 исх. N 17/3-23772. Основные положения Указаний, заключаются в следующем:

--------------------------------

<39> Приказ ФАС России и МВД России от 11 июня 2013 N 397/13/426 "О межведомственной рабочей группе ФАС России и МВД России".

"- Организовать надлежащее взаимодействие с соответствующими территориальными подразделениями ФАС России;

- В случае получения в ходе расследования уголовных дел и проведения процессуальных проверок сведений о неправомерных действиях по ограничению конкуренции обеспечить привлечение сотрудников ФАС России в проверочных мероприятиях, а также в расследование уголовных дел в качестве специалистов;

- Обеспечить постоянный сбор, анализ и обобщение информации о преступлениях, предусмотренной ст. 178 УК РФ".

В свою очередь руководителям территориальных органов ФАС России направлено письмо "Об организации взаимодействия с правоохранительными органами", которым поручено, в том числе:

"1. Создать совместные рабочие группы с участием сотрудников территориальных подразделений СКР и МВД РФ.

2. При взаимодействии с правоохранительными органами применять разработанный и согласованный механизм взаимодействия.

3. Своевременно рассматривать обращения правоохранительных органов о наличии признаков нарушения ст. 16, ст. 11 Закона о защите конкуренции <40>.

--------------------------------

<40> Приказ ФАС России от 31.01.2012 N 56 "О порядке предоставления информации по запросам Министерства внутренних дел Российской Федерации".

4. Решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства, имеющие признаки должностных преступлений, незамедлительно направлять в следственные органы".

Учитывая, в числе прочих обстоятельств, что преступное ограничение конкуренции, как показывает практика, зачастую связано с должностными и коррупционными преступлениями, расследование которых осуществляется Следственным комитетом России 3 октября 2012 года председатель Следственного комитета А. Бастрыкин и руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев подписали соглашение о взаимодействии ведомств <41>.

--------------------------------

<41> Соглашение о сотрудничестве СК России и ФАС России от 03.10.2012 N 208-796-12/09-45.

Соглашение предусматривает, в том числе, регулярный обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес ведомств, проведение совместных конференций, семинаров, рабочих встреч и других мероприятий, взаимных консультаций, создание межведомственных рабочих (экспертных) групп. Во исполнение п. 7 части II указанного соглашения ведомствами создана Межведомственная рабочая группа Следственного комитета и ФАС России <42>. В состав рабочей группы входят представители Следственного комитета России и ФАС России. Во исполнение п. 2 Протокола заседания межведомственной рабочей группы СК России и ФАС России от 06.08.2015 СК России в адрес его территориальных подразделений направлено Поручение от 02.09.2015 N 224-4-15 "Об активизации работы по взаимодействию с органами ФАС России".

--------------------------------

<42> Приказ СК России и ФАС России от 22 января 2014 N 4/16/14 "О создании межведомственной рабочей группе".

Поручение содержит, в том числе, следующие положения, определяющие порядок взаимодействия СК России и ФАС России:

"- Организовать создание совместных рабочих групп с соответствующими территориальными подразделениями ФАС России;

- В случае получения в ходе расследования уголовных дел и проведения процессуальных проверок сведений о неправомерных действиях по ограничению конкуренции обеспечить незамедлительное предоставление с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства копий имеющихся документов в ТО ФАС России по субъекту для подготовки заключения о наличии признаков нарушения АМЗ;

- Активизировать работу по привлечению сотрудников ФАС России в проверочных мероприятиях в качестве специалистов;

- Организовать проведение тщательных и всесторонних проверок материалов, поступающих из ФАС России".