III. Совершенствование правовых и организационных механизмов защиты конкуренции

III. Совершенствование правовых и организационных

механизмов защиты конкуренции

К 2019 году в Российской Федерации в целом сложилась система антимонопольного законодательства, обеспечивающего эффективное применение институтов защиты конкуренции, основу которого составляет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

С учетом принятия "четвертого антимонопольного пакета", вступившего в силу в 2016 году, антимонопольное законодательство России признано соответствующим международным стандартам и позволяет обеспечить защиту конкуренции на высоком уровне.

Вместе с тем развитие экономических отношений с учетом изменений глобальной экономики требует постоянного принятия оперативных мер, представляющих собой создание адекватных инструментов и механизмов предотвращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Среди таких мер в настоящее время и на период действия настоящей Стратегии необходимо рассмотреть следующие.

3.1. Совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения:

3.1.1. Развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля: внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие принятие антимонопольного комплаенса (системы мер, направленных на обеспечение соблюдения требований антимонопольного законодательства) хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления.

3.1.2. Обеспечение права доступа к природным ресурсам во всех сферах (недра, охота, лес, рыболовство, аквакультура, водопользование) на конкурентной и недискриминационной основе.

3.1.3. Повышение качества экономического анализа и контроля за экономической концентрацией: на основе использования лучших практик антимонопольных органов стран - членов ОЭСР стандартизировать применение экономического анализа при осуществлении контроля за экономической концентрацией и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

3.1.4. Реализация и формирование административной практики в части недобросовестной конкуренции.

3.1.5. Повышение эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и обоснованности принимаемых решений: внедрить персональные показатели результативности сотрудников антимонопольных органов и структурных подразделений центрального аппарата, характеризующие качество подготавливаемых решений и предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также результативность контроля исполнения предписаний и постановлений о наложении административных штрафов.

3.1.6. Повышение эффективности выявления, расследования и пресечения антиконкурентных соглашений:

- развивать правовой механизм освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, способствующих раскрытию антиконкурентных соглашений, в том числе порядок представления соответствующих заявлений о совершении правонарушения и заключения соглашений о сотрудничестве в целях раскрытия таких соглашений (система маркеров);

- унифицировать в административном и уголовном законодательстве Российской Федерации системы освобождения от ответственности участников антиконкурентных соглашений, добровольно признавшихся в противоправной деятельности и прекративших ее;

- закрепить возможность передачи в антимонопольный орган результатов оперативно-розыскной деятельности;

- ввести альтернативную подследственность по уголовным делам об антиконкурентных соглашениях;

- ужесточить уголовную ответственность за заключение антиконкурентных соглашений: для участников сговоров на торгах, для членов совета директоров и генеральных директоров компаний, вступивших в сговор;

- создать реестр участников, ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, а также размещать информацию, содержащуюся в реестре участников, ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- закрепить возможность получения антимонопольным органом следующих видов охраняемой законом тайны: банковская тайна, налоговая тайна, служебная тайна (в том числе служебная информация ограниченного распространения, касающаяся хозяйствующих субъектов, которой располагают органы статистики), данные об абонентах связи, персональные данные, а также установить порядок раскрытия такой информации.

3.1.7. Развитие и совершенствование контроля в сфере рекламы:

- разработать и внедрить на законодательном уровне единые правила проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- внести изменения в законодательство Российской Федерации, обеспечив предложение для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 20% от всех мест установки рекламных конструкций, выставляемых на торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению нарушений законодательства о рекламе в сфере наружной рекламы;

- разработать и внедрить специальные требования к распространению рекламы в сети "Интернет";

- оптимизировать процедуру рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и дел об административных правонарушениях в данной сфере;

- обеспечить технические и организационные механизмы для повышения эффективности контроля уровня громкости звука рекламы в теле-, радиопередачах, в том числе территориальными органами ФАС России;

- содействовать развитию саморегулирования в сфере рекламы в Российской Федерации, в том числе передать органам саморегулирования часть полномочий антимонопольных органов в сфере рекламы.

3.1.8. Устранение административных и нормативных барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности строительных предприятий и распространение в отрасли передовых технологий, в том числе путем систематизации и установления открытых, исчерпывающих нормативно-технических требований в строительстве, перехода к цифровому регулированию строительной отрасли посредством интеграции и расширения функционала существующих информационных систем с целью осуществления всех процедур в строительстве в электронном виде в единой системе "одного окна".

3.1.9. Развитие конкуренции в сфере оказания платных юридических и технических услуг при осуществлении нотариальной деятельности.

3.2. Создание правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами Российской Федерации:

3.2.1. Развитие институтов международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования:

- содействовать вступлению Российской Федерации в ОЭСР с учетом планов, определяемых Правительством Российской Федерации, обеспечить активное участие в качестве ее полноценного члена в деятельности рабочих органов данной организации, в том числе Комитета по конкуренции;

- обеспечить закрепление ключевых позиций ФАС России в руководящем и рабочих органах Международной конкурентной сети;

- активно взаимодействовать с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и участвовать в деятельности ее органов в целях обеспечения принятия Руководящих принципов и процедур международного сотрудничества в соответствии с Секцией F Комплекса по конкуренции ООН;

- обеспечить продвижение инициативы по принятию Конвенции о борьбе с картелями;

- обеспечить формирование повестки дня международных организаций (ОЭСР, ЮНКТАД, МКС, АТЭС) на основе согласованно выработанной позиции антимонопольных органов государств - участников СНГ, ЕАЭС и БРИКС;

- усилить работу по проведению совместных расследований с конкурентными ведомствами зарубежных стран, в том числе государств - участников СНГ, ЕАЭС и БРИКС, а также взаимодействие при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации;

- обеспечить применение Закона о защите конкуренции в соответствии с принципом экстерриториальности посредством заключения с антимонопольными органами иных стран соглашений о взаимодействии при осуществлении правоприменительной деятельности;

- обеспечить эффективное взаимодействие ФАС России с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), в том числе в целях обеспечения учета позиции ФАС России при принятии ЕЭК решений по вопросам конкурентной политики и при осуществлении ею антимонопольного правоприменения, а также по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

- содействовать развитию деятельности Антимонопольного центра БРИКС;

- обеспечить правовое регулирование выдачи заключения антимонопольного органа о последствиях для состояния конкуренции при введении (изменении) таможенно-тарифных и нетарифных мер в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, включая введение мер торговой защиты, в том числе в условиях членства Российской Федерации в ВТО;

- обеспечить активное участие в деятельности Региональной ассоциации органов регулирования энергетики (ЭРРА), а также подразделений международных организаций (АТЭС, ОЭСР и др.), занимающихся вопросами тарифного регулирования.

3.2.2. Реализовать комплекс мер, направленных на защиту прав "параллельных импортеров" при ввозе на территорию Российской Федерации оригинальной продукции правообладателя товарного знака:

- содействовать введению в Российской Федерации и ЕАЭС международного принципа исчерпания прав на товарные знаки;

- сформировать правовые подходы по оценке недобросовестности правообладателей при реализации и защите интеллектуальных прав в отношении "параллельных импортеров".

3.3. Развитие институтов разъяснений и рекомендаций ("guidelines") по применению антимонопольного законодательства в целях повышения обоснованности принимаемых решений и обеспечения единообразия в правоприменении:

- обеспечить подготовку на регулярной основе обзоров и обобщений правоприменительной практики и разъяснений ФАС России;

- разработать и утвердить разъяснения по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках;

- разработать и внедрить методику доказывания ограничения конкуренции органами власти;

- разработать рекомендации к содержанию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов (в том числе с целью недопущения их использования для координации экономической деятельности и согласованных действий);

- разработать рекомендации для органов власти, включающие в себя совокупность мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства;

- разработать методику оценки латентности картелей и иных антиконкурентных соглашений в экономике (в разрезе сфер народного хозяйства), оценки доходов картелей и иных антиконкурентных соглашений от противоправной деятельности, причиненного ущерба государству, экономике и гражданам;

- разработать методику выявления, пресечения и профилактики картелей и иных антиконкурентных соглашений на товарных рынках и на торгах в условиях цифровой экономики;

- разработать разъяснения по применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении сделок экономической концентрации и обеспечить их принятие на уровне Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

3.4. Реализация мер, направленных на совершенствование механизма предоставления государственных преференций:

3.4.1. Обеспечить совершенствование правового регулирования предоставления государственных и муниципальных преференций путем внесения изменений в Закон о защите конкуренции в целях пресечения злоупотреблений органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих, в том числе:

- обеспечить прозрачность механизма предоставления государственных или муниципальных преференций путем размещения на едином ресурсе в сети "Интернет" информации о предоставлении органами государственной власти и местного самоуправления государственных или муниципальных преференций;

- обеспечить введение обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по контролю за использованием государственных или муниципальных преференций и мер ответственности за ненадлежащий контроль;

- обеспечить введение мер обязательной отчетности хозяйствующих субъектов об использовании государственной или муниципальной преференции и административной ответственности за нарушение порядка и условий ее использования.

3.4.2. Обеспечить методическую поддержку в сфере предоставления и контроля использования государственных и муниципальных преференций.

3.4.3. Обеспечить ведение на внутреннем портале ФАС России единой базы данных о согласовании антимонопольными органами заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций (до момента создания единого информационно-коммуникационного ресурса о государственных и муниципальных преференциях в сети Интернет).

3.5. Реализация комплекса мер, направленных на недопущение ограничения, устранения или недопущения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении субсидий.

3.6. Реализация мер, направленных на совершенствование инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в Российской Федерации.

3.6.1. Разработать методики оценки состояния деловой среды в субъектах Российской Федерации с целью установления причин низкого уровня инвестиционной активности в отдельных регионах, и предложений по увеличению количества иностранных инвестиций в российскую экономику, а также оценки критериев осуществления иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации с целью создания рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

3.6.2. Обеспечить эффективное функционирование и взаимодействие в ходе инвестиционного процесса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов инвестиционной деятельности.

3.6.3. Провести анализ действующего законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в Российской Федерации на предмет снижения административных барьеров для иностранных инвесторов, а также разработка новой редакции нормативно-правовой базы законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в Российской Федерации, в том числе в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3.7. Обеспечение эффективного взаимодействия между ФАС России, органами судебной и исполнительной власти в целях выработки единых подходов в правоприменении и методологической помощи:

- подготовить предложения по созданию в системе арбитражных судов Российской Федерации специализированного арбитражного суда по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства, выступающего в качестве суда кассационной инстанции в отношении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) территориальных органов ФАС России и их должностных лиц, а также в качестве суда первой инстанции при оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) ФАС России и его должностных лиц;

- подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" и направить их в Верховный Суд Российской Федерации;

- обеспечить взаимодействие с Верховным Судом Российской Федерации для подготовки разъяснений, обобщающих ключевые правовые позиции арбитражных судов по практике применения и толкования норм антимонопольного законодательства;

- обеспечить взаимодействие с научно-консультативными советами федеральных арбитражных судов округов для обобщения ключевых правовых позиций арбитражных судов по практике применения и толкования норм антимонопольного законодательства;

- подготовить предложения с целью обеспечения формирования единообразной судебной практики к рассмотрению судами общей юрисдикции уголовных дел, возбужденных по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, и применения правовых механизмов освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению данных преступлений, и направить их в Верховный Суд Российской Федерации;

- подготовить предложения с целью разработки единообразных подходов к применению дисквалификации к должностным лицам, совершившим нарушения антимонопольного законодательства, в том числе должностным лицам органов власти, и направить их в Верховный Суд Российской Федерации;

- подготовить предложения по формированию совместно с МВД России единообразных подходов к проведению расследований органами внутренних дел Российской Федерации уголовных дел, возбужденных по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, и применению правовых механизмов освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению данных преступлений;

- обеспечить расширение взаимодействия с правоохранительными органами, налоговыми и иными государственными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в целях повышения эффективности проведения совместных мероприятий и расширения информационного обмена, в том числе в рамках реализации действующих соглашений о взаимодействии, а также заключение новых соглашений;

- законодательно определить порядок взаимодействия антимонопольных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при расследовании картелей.

3.8. Повышение эффективности и результативности деятельности антимонопольных органов.

3.8.1. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности:

- обеспечить применение риск-ориентированного подхода для плановых проверок ФАС России;

- обеспечить применение "динамической модели" риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок ФАС России.

3.8.2. Осуществление на постоянной и регулярной основе систематизации и актуализация обязательных требований.

3.8.3. Реализация комплексной программы профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства.

3.8.4. Развитие системы менеджмента качества ФАС России:

- обеспечить своевременное подтверждение соответствия международному стандарту качества ИСО-9001:2015 и эволюционирование системы менеджмента качества ФАС России во взаимосвязи с общемировыми тенденциями;

- обеспечить единообразие понимания и применения стандартов качества, действующих в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России, в рамках создания единой системы менеджмента качества в федеральном органе исполнительной власти;

- реализовать мероприятия по пропаганде внедрения и эффективного функционирования международного стандарта качества ИСО-9001:2015 в иных федеральных органах исполнительной власти, основанная на позитивном опыте ФАС России.

3.8.5. Повышение результативности исполнения контрольных (надзорных) и иных функций структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами:

- реализовать мероприятия по повышению качества анализа исполнения контрольных (надзорных) функций, в том числе с использованием Единого реестра дел ФАС России;

- обеспечить создание единой системы сбора данных ведомственной статистической отчетности на базе Федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система" (ФГИС ЕИАС);

- обеспечить дальнейшее совершенствование системы оценки результативности деятельности территориальных органов и подразделений центрального аппарата ФАС России на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ);

- создать единую систему результативности ФАС России, аккумулирующей все показатели, характеризующие результативность деятельности ФАС России.

3.8.6. Развитие автоматизации контрольно-надзорной деятельности ФАС России, в том числе разработка и внедрение механизмов электронного взаимодействия с подконтрольными субъектами, осуществление в электронной форме процедур рассмотрения дел.

3.9. Развитие кадрового потенциала ФАС России:

3.9.1. Разработка и внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе во взаимодействии с экспертным сообществом.

3.9.2. Реализация комплекса правовых, организационных и профилактических мероприятий по минимизации коррупционных рисков в целях повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных правонарушений.

3.9.3. Использование актуальных тенденций в программах развития профессионального уровня и личностных качеств служащих: адаптивности и индивидуализации обучения; открытости и доступности учебного материала; гибких форматов; актуальности и релевантности формируемых знаний и навыков.

3.9.4. Соблюдение принципа, закрепленного в Кадровой политике ФАС России - уважения к личности и создания условий для всестороннего развития каждого члена коллектива.

3.10. Развитие внешних и внутренних коммуникаций.

3.10.1. Развитие внешнего информирования.

Поддержание имиджа ФАС России как открытого и эффективного ведомства, действующего в интересах граждан и бизнеса за счет:

- продолжения работы ФАС России и ее территориальных органов со СМИ, в том числе путем создания видеоконтента по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений;

- увеличения присутствия ФАС России и ее территориальных органов в социальных медиасетях с целью повышения информированности граждан о состоянии конкуренции и мерах, предпринимаемых ФАС России и ее территориальными органами для развития и защиты конкуренции;

- внедрения новых каналов коммуникации по продвижению ценностей конкуренции среди граждан, представителей предпринимательского сообщества и органов власти;

- размещения социальной рекламы на наружных носителях, радио и телевидении с целью пропаганды ценностей конкуренции;

- развития деятельности общественной приемной ФАС России с целью повышения удобства получения информации и консультаций по разъяснению антимонопольного законодательства для граждан и предпринимателей;

- модернизации и развития сайта ФАС России, в том числе за счет добавления видеоконтента, проведения открытых опросов и внедрения других интерактивных сервисов, размещения на сайте ФАС России раздела с исчерпывающим перечнем и копиями решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России; модернизации английской версии сайта с целью информирования и обмена опытом с другими конкурентными ведомствами; создания мобильной версии сайта ФАС России;

- модернизации сайтов территориальных органов ФАС России с целью повышения доступности информации для граждан и повышения прозрачности деятельности ведомства;

- создания системы Общественных советов при территориальных органах ФАС России с целью общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции;

- интеграции саморегулируемых организаций, общественных организаций, профессиональных союзов и советов потребителей в работу Экспертных и Общественных советов ФАС России и ее территориальных органов;

- активизации работы с ведущими высшими учебными заведениями с целью формирования у выпускников ВУЗов оптимального набора знаний о законах конкуренции, научного и информационного обеспечения развития конкуренции, консолидации научной, практической и образовательной деятельности в целях выработки новых подходов антимонопольной политики путем:

а) деятельности Научного совета по проблемам защиты конкуренции РАН;

б) деятельности Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России;

в) проведения ежегодных научно-практических конференций;

г) подготовки и реализации программ обучения и развития граждан в области конкурентного права и антимонопольного регулирования в России.

3.10.2. Развитие внутренних коммуникаций:

- повышать эффективность внутриорганизационного обмена информацией с помощью внедрения современных технологий в систему внутренних коммуникаций;

- использовать инструменты нематериальной мотивации персонала в целях адвокатирования конкуренции и формирования репутации ФАС России как ответственного и привлекательного работодателя;

- проводить конкурсы профессионального мастерства, направленные на формирование сотрудниками инновационных идей и повышение эффективности деятельности службы;

- активно поддерживать и развивать спортивные и творческие активности, вести пропаганду здорового образа жизни и традиционных семейных ценностей как базовых элементов жизнедеятельности.