Документ не применяется. Подробнее см. Справку

III. Проведение внутреннего финансового аудита и оформление его результатов

III. Проведение внутреннего финансового аудита

и оформление его результатов

18. Аудиторская проверка назначается в соответствии с приказом Минкавказа России. Приказ должен содержать информацию о наименовании объекта аудита, теме аудиторской проверки, проверяемом периоде, составе аудиторской группы и сроках ее проведения.

19. Для проведения аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита создает аудиторскую группу в составе не менее трех человек.

20. Аудиторская проверка проводится на основании программы, утвержденной уполномоченным руководителем субъекта внутреннего финансового аудита по рекомендуемому образцу приложения N 2 к настоящему Положению <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 44 Правил.

Программа аудиторской проверки должна содержать следующие сведения:

а) тема аудиторской проверки;

б) проверяемый период;

в) наименование объекта аудита;

г) основание для проведения аудиторской проверки;

д) вид и способы (сплошной или выборочный) аудиторской проверки;

е) срок проведения аудиторской проверки;

ж) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

з) описание аудиторских процедур;

и) ответственные исполнители;

к) сроки проведения аудиторских процедур.

Программа аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы.

21. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита, в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником субъекта внутреннего финансового аудита;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

22. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Минкавказом России, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.

23. Уполномоченные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

24. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

25. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

26. Устанавливаются предельные сроки проведения аудиторских проверок:

- на проведение выездных проверок не более 20 рабочих дней;

- на проведение камеральных проверок не более 15 рабочих дней;

- на проведение комбинированных проверок не более 20 рабочих дней.

Конкретные сроки проведения аудиторских проверок устанавливаются приказом Минкавказа России с учетом объемов и сложности проверяемых внутренних бюджетных процедур.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств предельные сроки проведения аудиторских проверок могут быть продлены Министром на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, но не более чем на 20 рабочих дней.

Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено в соответствии с приказом Минкавказа России на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы, проводящего аудиторскую проверку на объекте аудита. Срок ее приостановления устанавливается согласно приказу Минкавказа России.

Основаниями приостановления аудиторской проверки являются:

а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта аудита;

б) необходимость организации и проведения экспертизы;

в) направление запросов в компетентные государственные органы;

г) непредставление объектом аудита документов, материалов и информации или представление неполного комплекта истребуемых документов, материалов и информации для проведения аудиторской проверки;

д) при необходимости обследования имущества и (или) исследования документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.

На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения объект аудита письменно извещается о приостановлении аудиторской проверки. Одновременно объекту аудита вручается требование об устранении причин приостановления аудиторской проверки с указанием срока их устранения.

В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки издается приказ Минкавказа России о возобновлении проведения аудиторской проверки. Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения объект аудита письменно извещается о возобновлении проведения аудиторской проверки.

27. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по рекомендуемому образцу приложения N 3 к настоящему Положению <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 52 Правил.

28. Не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской группы вручает представителю объекта аудита акт аудиторской проверки.

К акту прилагаются документы, объяснения должностных лиц и материально ответственных лиц и иные материалы, подтверждающие выводы, изложенные в акте.

В акте не должно содержаться морально-этической оценки действий должностных лиц, не допускается квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный и обвинительный смысл.

В акте указываются:

а) место и дата составления акта;

б) наименование объекта аудита;

в) дата и номер приказа о назначении аудиторской проверки;

г) дата утверждения программы аудиторской проверки;

д) фамилии, имена, отчества, должности членов аудиторской группы, проводивших проверку;

е) тема аудиторской проверки и проверяемый период;

ж) вид аудиторской проверки;

з) сроки проведения проверки;

и) перечень вопросов, проверенных в ходе аудиторской проверки;

к) изложение результатов аудиторской проверки в разрезе проверяемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к акту аудиторской проверки;

л) объем проверенных расходов федерального бюджета;

м) сумма выявленных нарушений;

н) ссылки на нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, факты нарушения которых выявлены в ходе аудиторской проверки;

о) выявленные факты нарушений требований правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, последствия нарушений, должностные лица, допустившие нарушения;

п) предложения об улучшении показателей осуществления внутреннего финансового контроля объекта аудита, ведения учетной политики, выполнения бюджетных процедур, более рациональном и эффективном использовании выделяемых бюджетных средств;

р) материалы по другим вопросам, включенным в программу аудиторской проверки.

Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы и всеми членами аудиторской группы и один экземпляр акта вручается под роспись руководителю объекта аудита или представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта, не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки.

29. Объект аудита в течение пяти рабочих дней с даты вручения акта вправе представить уполномоченному руководителю субъекта внутреннего финансового аудита письменные возражения по акту аудиторской проверки.

Уполномоченный руководитель субъекта внутреннего финансового аудита совместно с аудиторской группой, проводившей аудиторскую проверку, выносит мотивированное заключение и один экземпляр в течение трех рабочих дней с момента получения возражений вручает руководителю объекта аудита или представителю объекта аудита, уполномоченному на его получение.