III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности

объектов (территорий)

17. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:

организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;

разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории);

своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

оснащения (при необходимости) объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объектов (территорий);

контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);

организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов, а также признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);

принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организации санкционированного допуска на объекты (территории) лиц и транспортных средств;

исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);

поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);

контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений;

организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму;

в) пресечения попыток совершения террористического акта на объектах (территориях), что достигается посредством:

своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);

организации санкционированного допуска на объекты (территории) лиц и транспортных средств;

исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;

организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий) (при их наличии);

осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) при пресечении попыток совершения террористического акта на объектах (территориях), в том числе с использованием беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработки порядка действий работников (сотрудников) при угрозе совершения (совершении) террористического акта, в том числе с использованием беспилотных аппаратов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

г) минимизации возможных последствий террористического акта на объектах (территориях) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и органа (организации), в ведении которого находится объект (территория);

разработки порядка эвакуации работников (сотрудников) объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

обучения работников (сотрудников) объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников (сотрудников) и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений);

своевременного оповещения работников (сотрудников) и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации;

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), что достигается посредством:

ограничения доступа работников (сотрудников) объекта (территории) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории);

обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории);

осуществления мер по выявлению и предупреждению возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объекта (территории);

подготовки и переподготовки работников (сотрудников) объекта (территории) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

е) выявления и предотвращения несанкционированного вноса (ввоза) и применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что достигается посредством:

своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, связанного с попытками вноса и ввоза токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объект (территорию);

своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе применения и о применении на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и органа (организации), в ведении которого находится объект (территория);

обучения работников (сотрудников) объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе применения или при обнаружении токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;

проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников (сотрудников) и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений) при угрозе применения или при обнаружении токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;

подготовки и переподготовки работников (сотрудников) объекта (территории) по вопросам обнаружения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в поступающей почтовой корреспонденции.

17(1). В целях реализации мероприятий, предусмотренных абзацем вторым подпункта "а", абзацем вторым подпункта "б" и абзацем пятым подпункта "в" пункта 17 настоящих требований, в органах (организациях) утверждается инструкция по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов.

(п. 17(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

18. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) третьей категории осуществляются следующие мероприятия:

а) организация пропускного режима на объектах (территориях);

б) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

в) разработка порядка (плана) эвакуации работников (сотрудников) и посетителей объектов (территорий) в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;

г) информирование работников (сотрудников) объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

д) проведение с работниками (сотрудниками) объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

е) проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников (сотрудников) и посетителей объектов (территорий) из зданий (сооружений);

ж) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

з) обеспечение информационной безопасности и осуществление мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

19. На объектах (территориях) второй категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 18 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);

б) организация внутриобъектового режима и охраны на объектах (территориях).

20. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 18 и 19 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оборудование контрольно-пропускных пунктов на входах (выходах) на объекты (территории) арочными и (или) ручными металлодетекторами;

б) оснащение въездов (выездов) на объекты (территории) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;

в) обустройство периметра объектов (территорий) ограждением, а также воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;

г) оснащение объектов (территорий) (в зависимости от особенностей объектов (территорий) и (или) их потенциально опасных участков и (или) критических элементов пассивной защитой (сетчатыми ограждениями, экранами, навесами, габионами) от несанкционированного применения в отношении объектов (территорий) беспилотных аппаратов.

(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Руководитель объекта при получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или о его совершении обеспечивает:

а) осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории);

б) оповещение находящихся на объекте (территории) лиц о возможной угрозе совершения террористического акта и их эвакуацию;

в) усиление охраны, пропускного и внутриобъектового режимов;

г) организацию беспрепятственного доступа на объект (территорию) оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и органа (организации), в ведении которого находится объект (территория);

д) доступ на объект (территорию) медицинских работников для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших в медицинские организации.

22. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).

Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории) и на труднопросматриваемых участках периметра объекта (территории).

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178.

(см. текст в предыдущей редакции)

22(1). Ограждение периметра объекта (территории) оборудуется в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. Ограждение должно исключать проход людей (животных), въезд транспорта и затруднять проникновение правонарушителей на охраняемую территорию минуя контрольно-пропускные пункты (посты охраны).

В ограждении не должно быть лазов, проломов и других повреждений, способствующих проникновению правонарушителей, а также незапираемых ворот, дверей и калиток.

(п. 22(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

23. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 30 дней.

24. Система оповещения на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на объекте (территории) террористического акта.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории объекта (территории).

Система оповещения на объекте (территории) должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

25. Система аварийного освещения должна обеспечивать:

а) ручное управление работой освещения из помещения контрольно-пропускного пункта или помещения охраны;

б) совместимость с техническими средствами охранной сигнализации и видеонаблюдения;

в) непрерывность работы освещения на контрольно-пропускном пункте, в помещениях и на постах охраны, а также в зонах критических элементов объектов (территорий);

г) автоматический переход сети аварийного освещения на питание от резервного источника.

26. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

По решению руководителя объекта (территории) объект (территория) независимо от присвоенной ему категории может дополнительно оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны, не предусмотренными пунктами 19 и 20 настоящих требований, в том числе рентгенотелевизионными установками, техническими средствами обнаружения токсичных химикатов, отравляющих веществ, патогенных биологических агентов, а также средствами обнаружения (визуальными и акустическими), пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), радиоэлектронной борьбы (средствами подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления) с беспилотными аппаратами. Указанные мероприятия реализуются за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке, а также за счет средств иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2024 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, определенных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".