Основные мероприятия, рекомендованные к проведению в рамках работы с цыганским населением

Основные мероприятия, рекомендованные к проведению в рамках

работы с цыганским населением

3. В целях обеспечения сохранения и развития самобытной культуры цыганского населения, его традиций и духовных ценностей при одновременной социальной интеграции в российское общество лиц, относящихся к цыганскому населению, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется осуществление следующих мероприятий:

3.1. В области разработки и реализации целевых программ, финансовой поддержки мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие цыганского населения:

разработка и принятие подпрограмм в рамках региональных целевых программ, направленных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов России;

разработка и принятие региональных планов по улучшению уровня жизни и этнокультурному развитию цыганского населения в субъектах Российской Федерации с учетом выделения при необходимости бюджетных ассигнований на их реализацию;

целевое финансирование мероприятий, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие цыганского населения;

обеспечение среднероссийского уровня жилищно-коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях, в которых проживает цыганское население;

оказание содействия развитию традиционных цыганских ремесел и фольклора, включая оказание поддержки развитию малого предпринимательства на основе традиционных видов хозяйствования (кузнечество, ковка, изготовление металлической посуды, коневодство и др.);

организационная и финансовая поддержка инициатив и проектов общественных организаций по интеграции цыганского населения;

изучение и использование положительного опыта работы в субъектах Российской Федерации с цыганским населением в области повышения уровня образования, правовой защиты и преодоления правового нигилизма, документированию паспортами граждан Российской Федерации, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также социально-культурной интеграции.

3.2. В области содействия этнокультурному развитию цыган:

оказание содействия сохранению, изучению и развитию цыганского языка и культуры;

привлечение некоммерческих организаций и духовно-просветительских центров к работе с цыганскими детьми в области обучения русскому языку и грамоте, а также социализации и адаптации детей при поступлении в школы;

оказание содействия общественным организациям цыган в доступе к существующей этнокультурной инфраструктуре (Дома дружбы, Дома национальностей, национально-культурные центры);

привлечение цыганских детей и молодежи к участию в спортивных секциях, факультативных занятиях, кружках, клубах;

содействие межкультурному взаимопониманию посредством организации мероприятий с участием местного населения и цыганского населения (уделяя особое внимание участию цыганской молодежи в общественных мероприятиях);

оказание содействия в подготовке специалистов в области преподавания русского языка из числа представителей цыганского этноса.

(абзац введен Приказом ФАДН России от 18.10.2019 N 101)

3.3. В области оказания организационной, информационной и консультационной поддержки цыганского населения:

включение представителей цыганских общественных организаций в состав консультативных и координационных органов по вопросам межнациональных отношений, действующих при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации (руководителях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

оказание организационной и консультационной поддержки инициативным группам цыган в создании некоммерческих организаций в местах компактного проживания цыган;

проведение информационной работы, направленной на преодоление негативных стереотипов по отношению к цыганскому населению, публикация материалов о жизни российских цыган (акцентируя внимание на положительных сторонах жизни цыганской общины);

организация взаимодействия с руководителями цыганских некоммерческих организаций и иных объединений цыган (при их наличии);

проведение работы с руководителями и активистами цыганской общины, стимулирование объединения цыган к взаимному диалогу;

оказание содействия в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае, если жилые и хозяйственные помещения не построены в местах, ограниченных для возведения строений (контроль осуществляется курирующими заместителями руководителей субъектов Российской Федерации).

3.4. Развитие переговорных (медиативных) процессов, осуществление анализа и мониторинга положения цыганского населения:

проведение анализа положения цыганского населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании (демографические показатели, данные о субэтнических группах, сферах деятельности, показатели социально-экономического положения, территориальное расселение, наличие гражданства и документов, удостоверяющих личность, знание государственного языка (государственных языков), знание диалектов цыганского языка, обеспеченность компактных поселений транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктурой);

осуществление мониторинга ситуации на местах для определения приоритетных задач по улучшению ситуации с цыганским населением;

осуществление социологических и этнологических исследований (принадлежность к субэтническим группам) современного положения цыганского населения:

стимулирование применения переговоров сторон в качестве основного способа урегулирования споров в целях повышения эффективности межкультурного взаимодействия в различных сферах жизни цыганского населения.

4. В целях гармонизация межнациональных отношений, предупреждения, выявления и ликвидации конфликтных ситуаций с участием представителей цыганского населения, рекомендуется руководствоваться Методическими рекомендациями по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, формированию в местном сообществе позитивных межнациональных и этноконфессиональных отношений, а также по выявлению и предупреждению межнациональных конфликтов, утвержденными приказом Федерального агентства по делам национальностей от 27 ноября 2017 г. N 133.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно, до 20 января и до 20 июля, представлять в ФАДН России информацию о реализации мероприятий, предусмотренных Комплексным планом по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко 27 марта 2019 г. N 2738п-П44, с учетом настоящих Методических рекомендаций.