Проблемы и барьеры для развития российского экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
Проблемы и барьеры для развития российского экспорта услуг
в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
Основные общесистемные проблемы развития экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в Российской Федерации состоят в следующем:
наличие регуляторных и административных барьеров, связанных с требованиями валютного и налогового законодательства;
наличие сложностей, связанных с доступом экспортеров услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к финансированию;
отсутствие эффективных мер по продвижению российских услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на ключевых зарубежных рынках.
Ключевыми барьерами для развития экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются ограничения по доступу компаний к финансированию, а также обременительные регуляторные нормы и административные правила в области валютного, налогового регулирования, осуществления экспортного контроля.
Российские информационно-телекоммуникационные компании сталкиваются с проблемами валютного контроля, возникающими на всех этапах ведения бизнеса и препятствующими динамичному развитию. Экспортеры услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий из стран Организации экономического сотрудничества и развития с аналогичными ограничениями не сталкиваются. Эти ограничения по использованию зарубежных счетов и требование репатриации, которые имеют особое значение для высокотехнологичных компаний, работающих на международных рынках, существенно усложняют проведение платежей. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Кроме того, резиденты должны представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций.
Российские экспортеры услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте "бизнес для бизнеса", что является чувствительным барьером для этой сферы ввиду оказания онлайн-услуг. Возможность трансграничных расчетов с помощью электронных платежей существенно облегчит проведение экспортно-импортных транзакций для российских компаний.
В настоящее время компании, работающие в сфере информационных технологий, имеют льготы по страховым взносам. В соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, баз данных, на период 2017 - 2023 годов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, а именно 14 процентов.
В целях достижения установленного размера дохода от осуществления деятельности в области информационных технологий доходы от оказания услуг по распространению интернет-рекламы не учитываются, в связи с чем организация не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Отсутствует четкое определение категорий компаний, которые могут претендовать на получение льгот. У компаний, осуществляющих сопровождение свободного программного обеспечения, специализирующихся на продаже облачного программного обеспечения, могут возникать трудности при получении льгот. Вместе с тем важно создавать условия для снижения налогового бремени не только в отношении разработчиков программного обеспечения, но и для поставщиков софтверных услуг.
Зарубежные страны широко применяют налоговые льготы для информационно-телекоммуникационных компаний. Например, Япония и Республика Корея предоставляют налоговые льготы для компаний, которые инвестируют средства в цифровые продукты безопасности. В Российской Федерации же возможности расширения налоговых льгот для информационно-телекоммуникационных компаний используются пока не в полной мере (реализуются только пилотные проекты по снижению ставки налога на прибыль для таких компаний, например, в Новосибирске с 1 января 2015 г. ставка налога на прибыль для информационно-телекоммуникационных компаний снижена с 20 процентов до 15,5 процента).
В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на использование программного обеспечения и баз данных не облагается налогом на добавленную стоимость. Также согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации реализация информационных продуктов освобождается от налога на добавленную стоимость, но только при наличии лицензионного договора в письменном виде. Таким образом, возникают сложности в отношении применения льготы в случае заключения договора купли-продажи.
Основной проблемой администрирования налога на добавленную стоимость при экспорте информационных и компьютерных услуг является сложность однозначного определения места реализации услуги.
Реализация продукции в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и услуг согласно Налоговому кодексу Российской Федерации не подлежит налогообложению. Однако "входящий" налог на добавленную стоимость компания - экспортер услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий принять к вычету не может. У экспортеров товаров ставка налога на добавленную стоимость равна 0 процентов, и указанные экспортеры товаров имеют право на вычет "входящего" налога на добавленную стоимость. Соответственно, одним из наиболее значимых барьеров в экспорте услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий выступает невозможность вычета "входящего" налога на добавленную стоимость при экспорте услуг.
Особые налоговые послабления могут быть предусмотрены в отношении компаний, осуществляющих поставки услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сфере развивающих прорывных цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект, анализ больших данных, блокчейн).
Получение льготного экспортного кредитования компаниями, предоставляющими услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, осложняется отсутствием у банков механизмов определения залогового обеспечения по экспортным контрактам, предметом которых являются результаты интеллектуальной деятельности.
Примерами лучших практик по развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются создание специальных налоговых стимулов для информационно-телекоммуникационных компаний (Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия и другие), внедрение эффективных инструментов финансирования отрасли, включая устранение барьеров для доступа к кредитованию, реализация иных мер, направленных на поддержку небольших компаний, создающих инновационные продукты.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875