Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Содержание медицинской реабилитационной программы

Медицинская реабилитационная программа (МРП) представляет организационно-методическую основу медицинского реабилитационного процесса для достижения максимально возможного эффекта в максимально короткие сроки.

МРП включает несколько основных блоков: медицинский, психологический (психокоррекционный), психотерапевтический и социальный.

Медицинский блок включает диагностику клинического и социального состояния пациента и проведение по показаниям фармако- и психофармакотерапии.

Психологический блок включает нейро- и патопсихологическую диагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию, психообразовательную работу с пациентами и их родственниками, а также супервизию персонала, оказывающего реабилитационные услуги. Разрабатывает и воплощает на практике развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Оценивает эффективность проводимых психологических и профилактических мероприятий (Приказ N 391 от 26.11.96 Минздрава РФ).

Психотерапевтический блок включает групповые и индивидуальные формы психотерапевтической работы в соответствии с адекватными методами психотерапевтического вмешательства.

Психологическое и психотерапевтическое воздействия в рамках МРП направлены на единые мишени: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационную сферы пациентов (подробно об индивидуальных мишенях психотерапии пациентов с СЗ см. раздел "Психотерапия"). Психологическое и психотерапевтическое воздействия ориентированы на работу с пациентами и их родственниками, в том числе для:

- преодоления отрицания болезни (анозогнозии),

- понимания и принятия факта наличия болезни,

- формирования личностной установки на воздержание от ПАВ,

- формирования навыков преодоления патологического влечения к ПАВ и осознания психологических защит, распознавания предвестников обострения болезни,

- проработки иррациональных установок, дезадаптивных личностных паттернов поведения, автоматических мыслей, поддерживающих аддикцию;

- осознания наиболее типичных когнитивных механизмов обострения болезни.

Социальный блок подразумевает работу с социальной (семейной) системой пациента, в том числе психологическими и психотерапевтическими методами и оказание реабилитационных социальных услуг. Специалист по социальной работе и социальный работник исследуют социальный маршрут лиц, зависимых от ПАВ, включая уровень образования, степень трудовой подготовки, конкретные профессиональные знания, адреса трудовой деятельности, отношение к труду и учебе, продолжительность рабочего стажа, особенности отношений с производственным коллективом и руководством, собирают информацию о семейном статусе, качестве межличностных отношений с членами семьи. Полученная информация позволяет сделать объективный вывод о социальном маршруте, социальной дезадаптации, семейных проблемах и степени деструктивности конкретной семьи. Блок данных может быть использован для коррекции социального маршрута, создания семейной реабилитационной среды психокоррекции межличностных отношений, без которой не представляется возможным решать задачи медико-социального восстановления больных.

Индивидуальная программа реабилитации пациента с зависимостью от ПАВ - комплекс оптимальных для пациента реабилитационных мероприятий, включающий различные виды, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей пациента к выполнению определенных видов деятельности (обучение, труд). ИРП согласовывается с пациентом, что позволяет усилить ее психотерапевтическое значение и повысить ответственность пациента за ее реализацию. Каждый этап предоставления и вид реабилитационных услуг ориентированы на конкретную реально достижимую цель, отраженную в договоре между потребителем услуг (пациентом) и реабилитационным учреждением, о которой он должен знать и к достижению которой должен стремиться.

Таблица П1. Структура МРП с учетом основных направлений реабилитации

I. МЕДИЦИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Медицинские лекции для пациентов стационарного отделения

Цель: формирование общемедицинских знаний у пациентов, создание ответственного отношения к здоровью, вырабатывание критического отношения к употреблению психоактивных веществ, развитие устойчивой антинаркотической направленности личности

Лекции читают врачи психиатры-наркологи. Курс рассчитан на 10 - 15 занятий по 30 - 45 минут, с периодичностью 1 раз в неделю

После лекций идет обсуждение, врач отвечает на вопросы пациентов

2. Лекарственная терапия

II. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (адаптационно-реабилитационные мероприятия)

1. Группа знакомства вновь поступивших пациентов с другими пациентами

Цель: преодоление отрицания, а также барьеров и стереотипов в общении путем коллективного знакомства в группе с реабилитационной средой отделения

Задачи:

- Принятие вновь прибывшим пациентом группы, места, специалистов, пациентов в качестве единого компонента процесса реабилитации

- Поддержка новичка в его желании выздоравливать

- Способ общения, когда пациенты оказываются одинаково важными, ответственными личностями, участвующими в решении своей проблемы, а не направленно получающими воздействие со стороны специалистов

2. Ежедневное утреннее мероприятие по планированию

Цель: Формирование навыков анализа и планирования своего времени, конструктивного решения возникших проблем, развитие коммуникативных способностей, умения формулировать и грамотно выражать свои мысли

Задачи:

- Отслеживание динамики по баллам за предыдущий день

- Формирование и оглашение планов на день

- Индивидуальное расписание консультаций специалистов для каждого пациента

3. Ежевечернее мероприятие по подведению итогов дня

Цель: формирование навыков анализа выполненной работы и проведенного времени, навыков конструктивного решения вопросов и проблем, развитие коммуникативных способностей, умения формулировать и грамотно выражать свои мысли,

Задачи:

- Анализ прошедшего дня и круг чувств

- Подведение итогов дня в отделении

- Оценка дежурств

- Обсуждение информации на следующий день

4. Еженедельное мероприятие по анализу произошедшего за неделю

Цель: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; развитие коммуникативных способностей; принятие критики и похвалы.

Задачи:

- Подведение итогов работы за неделю

- Определение лидеров по баллам и по работе над собой

- Распределение ответственностей по ведению различных мероприятий

5. Групповое мероприятие с участием всех пациентов отделения и сотрудников (воспитателей, соцработников, психологов)

Совместное обсуждение проблемных вопросов, возникающих в отделении: разбор конфликтов, нарушение режимных моментов, снижение баллов и т.д.

Цель: формирование навыков позитивного и конструктивного решения проблем, возникших внутри коллектива пациентов, развитие коммуникативных способностей, умения формулировать и грамотно выражать свои мысли

6. Формирование терапевтической среды, компенсирующей дефициты когнитивных функций

Цель: компенсация утраченных и нарушенных когнитивных (мнестических) функций; моделирование способов совладания с дефицитами когнитивных функций

- Создание системы навигации в отделении/организации, оказывающей услуги МР

- Максимальное использование и внедрение внешних опор, позволяющих пациенту безопасно и эффективно ориентироваться во времени, пространстве, режиме и социальных коммуникациях организации

III. ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Индивидуальная работа:

1. Психодиагностическое обследование

Цель: выявление степени повреждения психологических и социальных функций, характерологических особенностей пациента, актуального эмоционального состояния, особенностей мотивационной сферы, семейного функционирования

2. Индивидуальная психокоррекция и психотерапия

Цели и задачи зависят от этапа реабилитационного процесса, стадии готовности изменения пациента, этапа психотерапевтического процесса, индивидуальных мишеней психотерапии и психокоррекции и пр. (см. раздел "Психотерапия" настоящих Клинических рекомендаций)

2. Групповая работа:

1. Групповая терапия

Цели и задачи зависят от этапа реабилитационного процесса, стадии готовности изменения пациента, этапа психотерапевтического процесса, индивидуальных мишеней психотерапии и психокоррекции и пр. (см. раздел "Психотерапия" настоящих Клинических рекомендаций)

2. Групповая телесно-ориентированная терапия

Цели и задачи:

- Эмоциональная абреакция

- Релаксация и снятие эмоционального и телесного перенапряжения

- Оздоровление организма при психосоматике

3. Групповая (индивидуальная) арт-терапия

Цели и задачи:

- Проективная диагностика личностных особенностей и жизненной ситуации пациента

- Эмоциональное отреагирование

- Освоение новых навыков и способностей к самовыражению

- Повышение самооценки и укрепление личной идентичности

- Развитие социальных навыков

- Укрепление терапевтического альянса

- Подкрепление мотивации на продолжение лечения

4. Работа с семьей

1. Индивидуальное семейное консультирование

Цели и задачи

1. Психообразование

2. Улучшение семейного функционирования, за счет:

- Коррекции негативных когнитивных и эмоциональных состояний и обучение способам совладания с ними

- Обучения методам поддержки и когнитивной реабилитации

- Профилактики внутрисемейной передачи злоупотребления ПАВ между поколениями

3. Повышение мотивации к лечению и комплаенса пациента за счет обеспечения социального контроля со стороны родственника

2. Семейное консультирование и терапия

Цели и задачи:

- Привлечение родственников к решению проблемы зависимости как общесемейной проблемы

- Прояснение семейных взаимоотношений

- Выявление ведущих конфликтов и паттернов семейного взаимодействия

- Поиск новых стратегий внутрисемейного взаимодействия

- Обучение и отработка навыков адекватного проявления своих эмоций (по типу "обратной связи"), а также навыков конструктивного взаимодействия

Прочие цели и задачи зависят от этапа реабилитационного процесса, стадии готовности изменения пациента, этапа психотерапевтического процесса, индивидуальных мишеней психотерапии и психокоррекции и пр. (см. раздел "Психотерапия" настоящих Клинических рекомендаций).

3. Психотерапевтическая группа для родственников

Цель: включение родственников в лечебно-реабилитационный процесс для повышения эффективности оказываемой помощи пациентам.

Задачи:

- Выявить в семье факторы, поддерживающие у пациентов злоупотребление ПАВ

- Обучить родственников эффективному взаимодействию между членами семьи

- Ориентировать родственников на разрешение своих личностных проблем, поддерживающих зависимость от ПАВ

- Ориентировать родственников на посещение групп НАР-Анон, АЛ-Анон

5. Лекции консультантов по химической зависимости для родителей

Цели:

- Формирование верного представления о заболевании (хим. зависимости и созависимости, АС) в процессе посещения лекций

- Преодоление отрицания, признание необходимости решения проблем посредством инструментов программы в предлагаемом объеме, взятие на себя ответственности за свое выздоровление

IV. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ "12 ШАГОВ"

1. Индивидуальная работа с консультантом по химической зависимости

- Первичное консультирование:

- Индивидуальное консультирование в течение всего срока реабилитации

2. Наставничество

(оказание помощи новичку со стороны пациента, успешно работающего по программе)

Цели:

- Установление доверительных взаимоотношений и вовлечение в терапевтическую среду группы.

- Практика в действии основополагающих принципов "12 шаговой" программы: служение, непредубежденность, доверие, готовность и т.д.

3. Групповая работа в рамках программы "12 шагов"

1. Группа по шагам (групповое обсуждение индивидуальных заданий пациентов)

2. Группа по химической зависимости (ознакомление с проблемами зависимости и способами их решения)

3. Группа по мотивациям в выздоровлении (осознание заболевания, признание необходимости выздоровления, определение целей и мотиваций в своем "движении вперед").

4. Группа по дневникам чувств (еженедельный самоанализ):

5. Спикерские группы (личные истории выздоровления):

6. Групповое чтение программной литературы:

7. Просмотр программных фильмов:

8. Выезд с пациентами на городские собрания АА, АН, ВДА.

9. Группы АА, АН, ВДА (презентации сообществ)

V. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Трудовое воспитание

Цель: Вторичное формирование навыков социально-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, ориентация на здоровый образ жизни.

Формы проведения:

- Ежедневная утренняя и еженедельная генеральная уборка;

- Оккупационные клубы по интересам:

a. Производственное (столярные, слесарные, швейные мастерские; мастерская по ремонту помещений и пр.)

b. Сельскохозяйственное (теплицы, зеленое хозяйство, грибной цех, садовое хозяйство)

c. Животноводческое с целью осуществления зоотерапии или анимотерапии (конное хозяйство, кролиководство, птицеводство, собакопитомник и др.)

2. Физкультурно-оздоровительная работа

Цель: ориентация на здоровый образ жизни, развитие ловкости, силы, выносливости, снижение психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона, формирование навыка расслабления и снятия стресса.

Формы проведения:

- Ежедневная утренняя зарядка

- Занятия в спортзале

- Релаксационные занятия

3. Досуговые и просветительские мероприятия

1. Кинопоказы

2. Изостудия (рисование, лепка, фотография и др.)

3. Спортивный и досуговый комплекс (открытая спортплощадка, зал для спортивных игр, занятий, помещение для просмотра тематических кинофильмов, телепередач и пр.)

4. Лекторий

VI. СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Работа с пациентами с СЗ

1. Социальная диагностика (мотивационное интервью, сбор информации о пациенте и его семье, в том числе о профессиональной деятельности; наличии административной либо уголовной ответственности

2. Работа социальной службы на этапе лечения (социально-правовое консультирование (правовые формы помощи пациентам, соблюдение врачебной тайны, оформление согласия на лечение); участие в групповых психотерапевтических мероприятиях специалистов совместно с пациентами; работа по профориентации)

3. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности: оформление, выплата пособий, обеспечение сохранения рабочего места после выхода на работу

4. Работа социальной службы на стадии подготовки к выписке пациента (индивидуальный план дальнейшей реабилитации пациента и его семьи)

5. Проведение экспертизы стойкой утраты трудоспособности: оформление III или II группы инвалидности и сохранение или изменение в желательную сторону условий труда, оформление I группы инвалидности и организация ухода за больными

6. Проведение экспертизы по установлению противопоказаний для осуществления пациентом отдельных видов деятельности: подготовка экспертизы, защита интересов больных при проведении экспертизы и последующем изменении их условий труда, контроль за своевременной отменой противопоказаний для занятий той или иной деятельностью

7. Мероприятия по восстановлению у пациентов прежних и формированию новых интересов и увлечений

2. Работа с семьей

1. Консультирование родственников по вопросам госпитализации пациентов; первичное консультирование родственников пациентов и мотивирование на включение в лечебную программу

2. Информирование: о работе групп; о времени консультаций с врачами и психологами; о предполагаемом дне выписки пациента

3. Сбор катамнеза на постстационарном этапе

4. Защита интересов пациентов в семье: урегулирование семейных конфликтов, улучшение материального положения пациентов, помощь при расторжении брака

3. Взаимодействие с учреждениями профилактики и другими внешними структурами и институтами

1. Взаимодействие с представителями внешних структур

2. Присутствие при осуществлении следственных действий в отношении пациентов в целях защиты их прав и интересов

3. Помощь в жизнеустройстве после выписки

4. Защита интересов пациентов, не имеющих инвалидности, на производстве: экспертная оценка ситуации, меры по сохранению прежних условий труда, меры по изменению их в необходимую сторону, урегулирование конфликтов с администрацией

5. Работа с терапевтическими сообществами: их организация, установление неформальных связей между пациентами, совместное проведение досуга, культивирование "защитной" идеологии

6. Взаимодействие с государственными учреждениями и предприятиями, общественными организациями и частными лицами, оказывающими помощь пациентам с зависимостью от ПАВ.