Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2019 N АКПИ19-207 <О прекращении производства по делу о признании недействующими Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных Письмом ФТС РФ от 10.01.2008 N 01-11/217>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 мая 2019 г. N АКПИ19-207

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскадия Лайнс" о признании недействующими Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение к письму Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Каскадия Лайнс" (далее - ООО "Каскадия Лайнс") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение к письму Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217) (далее - Методические рекомендации), ссылаясь на то, что они содержат положения, обладающие нормативными свойствами, затрагивают его права и законные интересы, поскольку были применены инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока при вынесении постановлений о назначении административного наказания от 30 мая 2018 г. N 276, от 5 февраля 2019 г. N 404 и Арбитражным судом Приморского края при вынесении решения от 29 августа 2018 г. N А51-12348/2018. По мнению административного истца Методические рекомендации противоречат статьям 421, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 19, пункту 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральная таможенная служба в форме письма фактически осуществила нормативно-правовое регулирование, при этом данным органом не соблюден порядок принятия нормативного правового акта, его форма.

В судебном заседании представитель Федеральной таможенной службы И. заявила ходатайство о прекращении производства по административному делу, ссылаясь на то, что Методические рекомендации утратили силу 1 марта 2017 г. и не применяются таможенными органами в практической деятельности, кроме того, их положения, носившие рекомендательный характер для таможенных органов в отношении квалификации нарушений актов валютного законодательства, не являлись основанием для возбуждения дел об административном правонарушении и применения к административному истцу административного взыскания.

Представитель административного истца П. возражал против прекращения производства по делу.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Б.В. и А. разрешение ходатайства оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего прекратить производство по административному делу, Верховный Суд Российской Федерации находит, что производство по административному делу подлежит прекращению.

Исходя из положений статей 208, 213, 215, 217.1 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт или акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами (далее - акт, обладающий нормативными свойствами), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом.

Нормативный правовой акт, а равно акт, обладающий нормативными свойствами, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Согласно письму Федеральной таможенной службы от 1 марта 2017 г. N 01-11/09438, направленному в адрес начальников региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных данному органу, письмо Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217 признано недействующим.

Таким образом, действие положений, являющихся предметом оспаривания по настоящему административному делу, прекращено 1 марта 2017 г., в связи с этим они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца или иных лиц.

Частью 1 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административные дела об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 Кодекса, с особенностями, определенными этой статьей.

Согласно части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 названного кодекса суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Действие Методических рекомендаций, являющихся предметом судебного рассмотрения, прекращено до дня обращения административного истца ООО "Каскадия Лайнс" в Верховный Суд Российской Федерации.

Приведенные административным истцом доводы о нарушении его прав Методическими рекомендациями со ссылкой на постановления должностного лица органа Федеральной налоговой службы о назначении административного наказания и решение арбитражного суда по делу с его участием, в содержании которых упоминаются отдельные положения оспариваемого акта, являются несостоятельными.

Методические рекомендации не направлялись для использования в практической деятельности в органы Федеральной налоговой службы, были адресованы исключительно должностным лицам, подчиненным Федеральной таможенной службе. Кроме того, указанные ООО "Каскадия Лайнс" правоприменительные решения, связанные с привлечением его к административной ответственности в 2018 и 2019 гг., приняты после признания Федеральной таможенной службой Методических рекомендаций недействующими, основанием для назначения административного наказания названный акт также не являлся.

В частности, как следует из представленных материалов, ООО "Каскадия Лайнс" дважды постановлениями заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 30 мая 2018 г. и 5 февраля 2019 г. признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с установленными нарушениями требований Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно данным постановлениям и решению Арбитражного суда Приморского края от 29 августа 2018 г. N А51-12348/2018, правовым основанием для привлечения административного истца к административной ответственности являлись нормы обозначенного кодекса и федерального закона.

Проверка по существу таких решений, включая используемые обоснования их принятия, может быть осуществлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах признание органом, издавшим оспариваемый акт, его недействующим до принятия в отношении административного истца правоприменительных решений, с которыми он не согласен по существу, не требует в данном случае последующего признания в судебном порядке оспариваемого акта недействующим.

Государственная пошлина, уплаченная административным истцом в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 5 марта 2019 г. N 280, подлежит возврату согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскадия Лайнс" о признании недействующими Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение к письму Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217) прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Каскадия Лайнс" уплаченную государственную пошлину в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 5 марта 2019 г. N 280.

Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО