<Письмо> ФНС России от 28.02.2017 N 2-6-07/0070@ "О направлении информации"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 февраля 2017 г. N 2-6-07/0070@

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Контрольное управление Федеральной налоговой службы в связи с поступлением обращений территориальных налоговых органов по вопросу проведения внеплановых проверок лицензиатов, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, операторов лотерей, сообщает следующее.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Особенности организации и проведения лицензионного контроля за осуществлением деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), федерального государственного надзора за проведением лотерей - статьей 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).

Пунктом 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка лицензиата проводится, в том числе при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Согласно пункту 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130 (далее - Положение N 1130), грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4 Положения N 1130, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, либо одного из требований, предусмотренных подпунктом "а" (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") и подпунктами "б", "г", "е", "и" - "л" и "н" пункта 4 Положения N 1130.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 138-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки оператора лотереи является, в том числе поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований.

Указанные обязательные требования, установлены Федеральным законом N 138-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области организации и проведения лотерей.

При этом, обращается внимание, что в случае наличия у должностного лица органа государственного контроля (надзора) обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления, в котором содержится информация, являющаяся основанием для проведения внеплановой проверки, указанное должностное лицо в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Требования к обращениям граждан установлены статьей 7 Федерального закона N 59-ФЗ.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Таким образом, в случае поступления обращения гражданина внеплановая проверка лицензиата, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оператора лотереи назначается в случае:

- направления обращения в письменной форме или в форме электронного документа с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации;

- если обращение содержит информацию о фактах, указанных в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального N 99-ФЗ, в пункте 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 138-ФЗ;

- если обращение соответствует требованиям, установленным Федеральным законом N 59-ФЗ;

- если авторство обращения не вызывает сомнений либо авторство обращения подтверждено заявителем, в том числе в устной форме.

Также обращается внимание, что при направлении в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых проверок по обращениям граждан кроме обращений к указанным заявлениям прикладываются, в том числе документы, подтверждающие возможные факты нарушений законодательства Российской Федерации, указанные в обращениях (ответы на запросы, копии страниц реестров лицензий, сервисов "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online", "Публичная кадастровая карта", "2 ГИС" и т.д.).

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным (часть 3.2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

В этой связи, в случае выявления по результатам предварительной проверки поступившей информации лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получения достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки, указанных в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, в пункте 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 138-ФЗ, по мотивированному представлению уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 3.3 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ назначается внеплановая проверка лицензиата, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оператора лотереи.

Пунктами 1, 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных, в том числе статьей 14.52 КоАП).

В этой связи, в случае указания гражданином в обращении достоверной информации, указывающей на наличие события административного правонарушения, совершенного лицензиатом, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оператором или распространителем лотереи, по которому не истек установленный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности, принимаются меры по привлечению указанных субъектов и их должностных лиц к административной ответственности.

При этом, меры по привлечению к административной ответственности могут быть приняты в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП без проведения внеплановой проверки, предусмотренной Федеральным законом N 294-ФЗ. Например, по результатам проведенного административного расследования, в ходе проведения проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки.

Указанные меры по привлечению к административной ответственности без проведения внеплановой проверки принимаются в случае отсутствия, указанных в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, в пункте 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 138-ФЗ, оснований для проведения внеплановой проверки лицензиата, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оператора лотереи.

При наличии, указанных в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, в пункте 2 части 6 статьи 21 Федерального закона N 138-ФЗ, оснований для проведения внеплановой проверки лицензиата, осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, оператора лотереи, меры по привлечению к административной ответственности принимаются по результатам проведенной внеплановой проверки. Также по результатам указанной проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных или обязательных требований.

Кроме того, по фактам выявленных нарушений лицензионных или обязательных требований осуществляется контроль за устранением указанных нарушений. В случае не устранения данных нарушений принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности вплоть до их устранения.

УФНС России по субъектам Российской Федерации довести данную информацию до нижестоящих территориальных налоговых органов.

Начальник Контрольного управления

государственный советник

Российской Федерации

1 класса

М.В.ЧАЛИКОВ