Данный вид ошибок предполагает любые нарушения нормотворческих полномочий органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Выход нормотворческого органа за пределы своих полномочий встречается в случае "присвоения" органом местного самоуправления нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. Юридико-компетенционные ошибки могут проявляться также в наличии дублирующих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в принятии ими нормативного правового акта.
Нормативные правовые акты, содержащие данный вид ошибок, как правило, противоречат актам высшей юридической силы (федеральным, региональным, уставу муниципального образования).
|
Конкретное выявленное нарушение (извлечение из экспертного заключения) |
Предлагаемая редакция положения муниципального нормативного правового акта и рекомендации |
||
|
Распоряжение администрации Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай от 26 марта 2018 года N 27 "О должностях муниципальной службы, реестре муниципальных служащих в муниципальном образовании Соузгинское сельское поселение" (далее - Распоряжение). |
Из экспертного заключения Правительства Республики Алтай от 25.05.2018 N 470. |
Рекомендовано принять к сведению, что принятие Распоряжения "О должностях муниципальной службы, реестре муниципальных служащих в муниципальном образовании Соузгинское сельское поселение" не относится к полномочиям администрации МО "Соузгинское сельское поселение" и противоречит Уставу МО "Соузгинское сельское поселение". |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Распоряжение органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. Согласно статье 31 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих. Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года N 26-РЗ "О муниципальной службе в Республике Алтай" должности муниципальной службы в Республике Алтай - должности в органе местного самоуправления Республики Алтай, аппарате Избирательной комиссии муниципального образования в Республике Алтай, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования <...> Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы. Перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, образует Реестр должностей муниципальной службы в Республике Алтай согласно приложению 1 к настоящему Закону. В соответствии с частью 2 статьи 40 Устава МО "Соузгинское сельское поселения" (далее - Устав) должности муниципальной службы поселения устанавливаются решением Совета депутатов в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Алтай, утверждаемым законом Республики Алтай. Следовательно, администрация МО "Соузгинское сельское поселение" не уполномочена Уставом на принятие данного Распоряжения. Таким образом, Распоряжение администрации МО "Соузгинское сельское поселение" принято в отсутствие полномочий и противоречит Уставу. |
|||
|
Постановление аппарата Совета депутатов муниципального округа Теплый Стан от 25.04.2016 N 23-П "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками, регистрация факта прекращения трудового договора" (далее - Постановление). |
Из экспертного заключения Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы от 12.05.2016 N 1444/2016 по результатам проведения правовой экспертизы. |
Рекомендовано принять к сведению, что принятие Постановления аппарата Совета депутатов муниципального округа Теплый Стан от 25.04.2016 N 23-П "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками, регистрация факта прекращения трудового договора" не относится к полномочиям исполняющего обязанности руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа Теплый Стан и противоречит Уставу муниципального округа Теплый Стан. |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Постановление органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. Согласно пункту 2 статьи 15 Устава муниципального округа Теплый Стан (далее - Устав), аппаратом Совета депутатов руководит глава муниципального округа на принципах единоначалия. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Устава в случае временного отсутствия главы муниципального округа, полномочия главы муниципального округа осуществляет заместитель Председателя Совета депутатов. Данное Постановление утверждено исполняющим обязанности руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа Теплый Стан, должность которого не предусмотрена Уставом. В соответствии с пунктом 4 Постановления контроль за исполнением указанного Постановления оставлен за исполняющим обязанности руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа Теплый Стан, что также не соответствует Уставу по выше указанным основаниям. Следовательно, и.о. руководителя аппарата СД МО Теплый Стан не уполномочен Уставом на утверждение данного Постановления и осуществление контроля над его исполнением. Таким образом, Постановление принято в отсутствие полномочий и противоречит Уставу. |
|||
|
Постановление Администрации Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области от 28.06.2016 N 56 "Об утверждении Регламента работы общественной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Березово-Лукского МО" (далее - Постановление). |
Из экспертного заключения правового управления Правительства Саратовской области от 13.07.2017 N 1009051/ОА по результатам проведения правовой экспертизы. |
Рекомендовано принять к сведению, что утверждение Регламента работы общественной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не относится к полномочиям Администрации Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области и противоречит Закону Саратовской области "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Постановление органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Саратовской области от 05.08.2014 г. N 89-ЗСО "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Закон области) в городских и сельских поселениях области в порядке, установленном Законом области, могут создаваться общественные комиссии. В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона области регламент общественной комиссии, устанавливающий порядок участия ее членов в деятельности общественной комиссии, сроки и порядок проведения заседаний, порядок организации ее деятельности, полномочия председателя и членов общественной комиссии, формы и порядок принятия решений, иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности общественной комиссии утверждается общественной комиссией. Следовательно, органы местного самоуправления Березово-Лукского муниципального образования не уполномочены на утверждение регламента работы общественной комиссии по делам несовершеннолетних. Таким образом, Постановление принято за пределами полномочий принявшего органа и противоречит региональному законодательству. |
|||
|
Распоряжение Муниципального образования "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (далее - МО "Немюгюнский наслег") от 27.09.2017 N 305-р "Об утверждении положения о порядке платы за наем муниципальных жилых помещений на территории МО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)" (далее - Распоряжение). |
Из экспертного заключения Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха б/н. |
Рекомендовано отменить Распоряжение и принять к сведению, что урегулирование предусмотренных Распоряжением "Об утверждении положения о порядке платы за наем муниципальных жилых помещений на территории МО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)" правоотношений не относится к полномочиям Наслежной Администрации Муниципального образования "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) и противоречит части 5 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Распоряжение органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. В соответствии со статьей 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12 декабря 2014 г. N 1356 "О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования". Следовательно, Наслежная Администрация МО "Немюгюнский наслег" не уполномочена утверждать урегулирование предусмотренных Распоряжением правоотношения. Таким образом, Распоряжение принято за пределами полномочий принявшего органа и противоречит федеральному законодательству. |
|||
|
Постановление администрации Запрудского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области от 05.08.2017 г. N 41 "Об утверждении административного регламента "Осуществление муниципального земельного контроля на территории Запрудского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области" (далее - Постановление, Административный регламент). |
Из экспертного заключения Правительства Воронежской области б/н. |
Рекомендовано отменить Постановление администрации Запрудского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области "Об утверждении административного регламента "Осуществление муниципального земельного контроля на территории Запрудского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области". |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Постановление органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов нормотворчества. Перечисленные в Административном регламенте полномочия муниципальных органов были упразднены региональным законодательством: 1) из пункта 10 статьи 2 Закона Воронежской области от 10 ноября 2014 года N 148-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселения Воронежской области" исключено полномочие сельских поселений по осуществлению муниципального земельного контроля; |
|||
|
2) согласно абзацу 3 части 2 статьи 4 Закона Воронежской области от 18 июля 2016 года N 106-ОЗ "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области", органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений. Таким образом, в Постановлении завышается уровень правового регулирования. |
|||
|
Морозовского городского поселения от 05.08.2016 N 186 "Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (в редакции постановлений Администрации Морозовского городского поселения от 14.08.2017 N 255, от 15.05.2018 N 137) (далее - Постановление, Перечень). |
Из экспертного заключения Правительства Ростовской области б/н. |
Рекомендовано привести Постановление Администрации Морозовского городского поселения от 05.08.2016 N 186 "Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" в соответствие с Областным законом от 25.10.2002 года N 273-ЗС. |
|
|
Выявлено завышение уровня правового регулирования путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов нормотворчества. Постановлением утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Областным законом от 25.10.2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". В соответствии с Постановлением, перечисленные должностные лица, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.3 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Областного закона N 273-ЗС, были исключены пунктом 5 статьи 2 Областного закона от 03.11.2017 N 1215-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "Об административных правонарушениях". Таким образом, в Постановлении завышается уровень правового регулирования и содержится противоречие норм региональному законодательству. |
|||
|
Постановление Администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года N 21 "Об утверждении Положения о добровольной пожарной команде сельского поселения" (далее - Постановление). |
Из экспертного заключения Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции от 02.04.2018 б/н. |
Рекомендовано отменить Постановление и принять к сведению, что принятие Постановления от 15 апреля 2015 года N 21 "Об утверждении Положения о добровольной пожарной команде сельского поселения" не относится к полномочиям Администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Постановление органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. В части 11 статьи 8 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон N 100-ФЗ) указано, что деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются Федеральным законом N 100-ФЗ, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 100-ФЗ добровольная пожарная охрана относится к общественным объединениям. Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы (абзац 1 статьи 6 Федерального закона N 82-ФЗ). Статьей 19 Федерального закона N 82-ФЗ определено, что органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных объединений. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления принятие анализируемого Положения в части создания, организации, порядка функционирования добровольной пожарной охраны, определения ее структуры не входит. Таким образом, Постановление принято за пределами полномочий принявшего органа и противоречит федеральному законодательству. |
|||
|
Постановление администрации Чемальского района Республики Алтай от 12 января 2017 года N 3 "Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Чемальский район" (далее - Постановление). |
Заключение Правительства республики Алтай от 31.01.2018 г. N 86. |
Рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав МО "Чемальский район" в части предоставления гарантий по пенсионному обеспечению за выслугу лет (установление ее минимального размера), определения полномочий органов местного самоуправления МО "Чемальский район" по ее назначению, выплате и перерасчету (индексации). |
|
|
Выявлено превышение полномочий принявшего Постановление органа. Согласно пункту 5 части 1, части 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации": к числу гарантий муниципального служащего относится, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. В силу части 4 статьи 3, статьи 9 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года N 26-РЗ "О муниципальной службе в Республике Алтай": муниципальными правовыми актами может устанавливаться минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих в размере не выше предусмотренного законодательством Республики Алтай минимального размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Алтай; муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования за счет средств местного бюджета могут быть предоставлены дополнительные гарантии в размерах, не превышающих аналогичные гарантии, установленные для государственных гражданских служащих. Согласно части 8 статьи 45 Устава МО "Чемальский район" муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе", законами Республики Алтай, этим Уставом. Между тем, полномочия на принятие данного решения Уставом ни за одним органом местного самоуправления не закреплены. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия администрации должны быть установлены Уставом. Таким образом, Постановление принято администрацией МО "Чемальский район" в отсутствие полномочий и противоречит Уставу. |
|||
|
Решение Совета сельского поселения Гафурийский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 9 апреля 2015 года N 122 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Решение). |
Из экспертного заключения Государственного комитета республики Башкортостан по делам юстиции от 19.02.2018 б/н. |
Рекомендовано принять к сведению, что принятие Решения от 9 апреля 2015 года N 122 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" не относится к полномочиям Совета сельского поселения Гафурийский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан и противоречит федеральному законодательству. |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего Решения органа путем "присвоения" нормотворческой компетенции других субъектов правотворческой деятельности. Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 21 части 1 указанной статьи, а именно: присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. В то же время, пункт 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 443-ФЗ определяет, что непосредственно сами правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Тогда как в полномочия органов местного самоуправления, согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" входит: присвоение, изменение, аннулирования адресов, а также размещение, изменение, аннулирование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Следовательно, принятие правил присвоения, изменения, аннулирования адресов в компетенцию органов местного самоуправления не входит. Таким образом, у Совета сельского поселения полномочия по принятию данного муниципального нормативного правового акта отсутствуют. Решение принято за пределами полномочий принявшего органа и противоречит федеральному законодательству. |
|||
|
Постановление администрации сельского поселения "Село Ворсино" от 02.07.2018 N 188 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования сельского поселения село Ворсино "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры поселения" на 2017 - 2026 годы" (далее - Постановление). |
Из экспертного заключения администрации Губернатора Калужской области от 30.07.2018 N 1056-Г-5/2018. |
Рекомендовано принять к сведению, что у администрации сельского поселения "Село Ворсино" отсутствуют полномочия по нормативному регулированию в заявленных в муниципальной программе сферах. |
|
|
Выявлено нарушение компетенции принявшего нормативный правовой акт органа, выраженное в "завышении" уровня правового регулирования. В силу полномочий, обусловленных пунктами 5, 7, 20 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), решение вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. В силу положений пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ утверждение генерального плана сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района и является их полномочием. В соответствии с пунктом 4 Требований, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440 в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района. В случае применения механизма передачи полномочий, предусмотренного частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, преамбула муниципального правового акта сельского поселения должна содержать ссылку на соглашение в качестве правового обоснования принятия акта. Таким образом, у органов местного самоуправления сельских поселений отсутствуют полномочия по нормативному регулированию в заявленных в программе сферах. |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875