5. Отбор, мониторинг и контроль деятельности аккредитующих организаций

Отбор аккредитующих организаций СПК осуществляют на основании оценки сведений, подтверждающих:

статус заявителя как работодателя по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности либо общероссийского или иного объединения работодателей, ассоциации (союза) или иной организации, представляющей и (или) объединяющей профессиональные сообщества, по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности;

наличие кадровых, материальных и информационных ресурсов для проведения профессионально-общественной аккредитации, в том числе штатных сотрудников, наличие помещения с необходимым оборудованием, официального сайта в сети "Интернет" и др.;

опыт деятельности заявителя в области внедрения элементов национальной системы квалификаций (участие в разработке профессиональных стандартов, проектировании образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, разработке оценочных средств для независимой оценки квалификации, проведении профессионально-общественной аккредитации).

Каждая организация, претендующая на статус аккредитующей организации, должна в письменном виде подтвердить обязательство руководствоваться законодательством Российской Федерации и документами Национального совета и СПК по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.

СПК не может отказать заявителю в наделении полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации, если заявитель соответствует требованиям Национального совета и СПК, утвержденным и опубликованным в установленном порядке (в т.ч. на официальных сайтах в сети "Интернет"). Если требования не опубликованы, они не могут использоваться в качестве основания для отказа заявителю.

Аккредитующая организация может быть наделена полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации по одному или нескольким видам профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК.

Одна организация может быть аккредитована более чем одним СПК, если она соответствует требованиям, определенным каждым из СПК к проведению профессионально-общественной аккредитации.

Независимо от числа отобранных аккредитующих организаций, все они действуют в строгом соответствии с документами, утвержденными Национальным советом и СПК. Если накопленный опыт проведения аккредитационных экспертиз позволяет аккредитующей организации сформулировать предложения по актуализации действующих документов СПК, эти предложения должны быть представлены на рассмотрение СПК.

СПК наделяет отобранную аккредитующую организацию полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации сроком на 5 лет, по истечении этого срока аккредитующая организация проходит плановую проверку.

Аккредитующая организация осуществляет все этапы процедуры профессионально-общественной аккредитации:

оформляет договорные отношения с образовательными организациями, заинтересованными в представлении образовательных программ для проведения профессионально-общественной аккредитации;

организует и проводит аккредитационную экспертизу,

принимает решение о профессионально-общественной аккредитации или отказе в профессионально-общественной аккредитации;

выдает свидетельство о профессионально-общественной аккредитации;

ведет реестр аккредитованных образовательных программ.

По решению СПК на выдаваемом свидетельстве о профессионально-общественной аккредитации может быть логотип только аккредитующей организации, выдавшей его, или логотип аккредитующей организации и СПК, уполномочившего данную организацию на проведение профессионально-общественной аккредитации. Для поддержания репутации процедуры и формирования ее положительного имиджа желательно, чтобы выдаваемый документ имел логотип СПК.

Для обеспечения качества процедур профессионально-общественной аккредитации СПК проводят мониторинг деятельности аккредитующих организаций. Он осуществляется в целях систематического наблюдения, анализа, изучения практики профессионально-общественной аккредитации, выявления и устранения недостатков, выработки предложений, направленных на повышение эффективности деятельности аккредитующих организаций, доверия к процедуре профессионально-общественной аккредитации, заинтересованности в ее прохождении со стороны образовательных организаций и использования ее результатов со стороны работодателей.

Мониторинг проводится на основании ежегодных отчетов аккредитующих организаций. При проведении мониторинга СПК рассматривает представленные аккредитующими организациями сведения:

о видах и уровнях образовательных программ, представлявшихся для проведения профессионально-общественной аккредитации;

количестве проведенных аккредитационных экспертиз;

количестве аккредитованных программ;

причинах отказа в профессионально-общественной аккредитации;

подготовке экспертов.

Поскольку профессионально-общественная аккредитация рассматривается в первую очередь как действенный инструмент совершенствования образовательных программ, особое внимание СПК должны уделять анализу представленных аккредитующими организациями предложений по совершенствованию подготовки кадров (на основании анализа результатов профессионально-общественной аккредитации).

Контроль деятельности аккредитующей организации осуществляется СПК в целях своевременного выявления и устранения несоответствия деятельности аккредитующей организации ее задачам и функциям, установленным Общими требованиями и организационно-методическими документами СПК. Контроль может осуществляться в следующих формах:

рассмотрение на заседаниях СПК информации о результатах деятельности аккредитующей организации;

внеплановые проверки деятельности аккредитующей организации в случае положительных решений по апелляциям образовательных организаций на процедуру профессионально-общественной аккредитации, проведенную аккредитующей организацией.

Внеплановые проверки проводятся лицом, уполномоченным СПК на проведение проверки, или комиссией, включающей в себя нескольких проверяющих. По результатам проверки СПК имеет право принять решение о лишении аккредитующей организации полномочий в случае несоблюдения ею установленного советом порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ.