Таблица 1. Сравнительный анализ документов Национального совета, регламентирующих процедуру профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ
Таблица 1 - Сравнительный анализ документов Национального совета, регламентирующих процедуру профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ
|
Ранее действовавшие документы (решения Национального совета 2015 года) |
Общие требования (утверждены председателем Национального совета в июле 2017 года) |
||
|
Профессионально-общественная аккредитация - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших профессиональную образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля |
Профессионально-общественная аккредитация - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные программы) в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации |
Уточнен перечень программ, которые могут представляться для профессионально-общественной аккредитации: указаны все виды и уровни образовательных программ, ведущие к получению квалификации. Уточнена формулировка "внешних" эталонов, на соответствие которым оценивается программа: вместо неформализованных требований рынка труда - квалификационные характеристики, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
|
|
Аккредитующая организация, уполномоченная организация, экспертная организация - определения и четкие признаки для различения статуса уполномоченной и экспертной организаций не приведены |
Сняты смысловые неточности, трудности в различении статусов разных организаций, задействованных в процедуре профессионально-общественной аккредитации. Сохранено только понятие аккредитующей организации, наделяемой полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации в соответствии с установленными требованиями |
||
|
Статус: СПК, общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейшие работодатели, оказывающие решающее влияние на рынок труда в отдельных отраслях экономики |
Статус: работодатели, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзов) и иных организаций, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества |
Расширен перечень субъектов, которые могут претендовать на полномочия аккредитующей организации: работодатели (без ограничений), объединения работодателей (все типы объединений, установленные законодательством Российской Федерации); ассоциации (союзы), представляющие профессиональные сообщества (не только общероссийские). СПК может проводить профессионально-общественную аккредитацию в исключительных случаях, по решению Национального совета, временно, при отсутствии аккредитующей организации и до наделения аккредитующей организации полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации |
|
|
Дополнительные требования: документально подтвержденный статус, ресурсы, опыт деятельности по развитию национальной системы квалификаций, указание ПС или области профессиональной деятельности |
Дополнительные требования: документально подтвержденный статус, ресурсы, опыт деятельности по развитию национальной системы квалификаций, указание ПС или видов профессиональной деятельности |
||
|
Осуществлялся Национальным советом на основании заявления от организации, претендующей на статус аккредитующей организации. Предварительная проверка документов и формирование проекта решения осуществлялась НАРК и согласовывалась профильной рабочей группой Национального совета |
Осуществляется СПК на основании заявления от организации. СПК принимает решение на основании рассмотрения заявления от организации и прилагающихся к заявлению документов. Четко установлен срок рассмотрения заявлений и принятия решения о наделении полномочиями или отказе в наделении полномочиями. Организация, претендующая на статус аккредитующей организации, должна взять на себя письменное обязательство руководствоваться законодательством Российской Федерации и документами Национального совета и СПК по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации |
Оптимизация процедуры, использование правила "одного окна". Возрастание репутационной ответственности СПК. СПК отбирает аккредитующие организации самостоятельно. СПК может наделить полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации неограниченное число организаций, соответствующих требованиям. Четко сформулированы основания для отказа в наделении полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации. Национальный совет, профильная рабочая группа Национального совета и НАРК не участвуют в отборе аккредитующих организаций |
|
|
Ведется Минобрнауки России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ" http://accredpoa.ru/. СПК направляет сведения об аккредитующей организации для представления в http://accredpoa.ru/. Аккредитующая организация представляет сведения об аккредитованных программах в http://accredpoa.ru/ |
Для обеспечения публичности и открытости информации об аккредитующих организациях используется информационный ресурс Минобрнауки России |
||
|
Обеспечивался НАРК на основании ежегодных отчетов с учетом критериев: - наличие постоянной деятельности по профессионально-общественной аккредитации (количество аккредитованных программ); - динамика формирования базы экспертов и их подготовки (количество семинаров, курсов повышения квалификации, число обученных экспертов); - открытость результатов профессионально-общественной аккредитации; - отсутствие рекламаций на качество аккредитованных профессиональных образовательных программ со стороны потребителей |
Обеспечивается СПК на основании ежегодных отчетов и с учетом: - информации о видах и уровнях образовательных программ, представленных для проведения профессионально-общественной аккредитации; - информации о количестве проведенных аккредитационных экспертиз и количестве аккредитованных образовательных программ; - информации о подготовке экспертов; - анализа причин отказа в профессионально-общественной аккредитации; - обобщенных предложений по совершенствованию подготовки кадров по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК на основе результатов профессионально-общественной аккредитации |
Мониторинг деятельности аккредитующих организаций - задача и ответственность СПК Несколько изменен состав информации, предоставляемой в ежегодных отчетах аккредитующими организациями, усилены требования к аналитической составляющей отчетов, в том числе к предложениям по совершенствованию качества подготовки кадров |
|
|
- Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации (для профессиональных образовательных программ, ориентированных на получение выпускниками профессиональной квалификации); - соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатов обучения, иных формах) профессиональным стандартам; - соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения); - соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник; - наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями; - подтвержденное участие работодателей: - в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы учебные планы, рабочие программы; - в организации проектной работы обучающихся; - - в разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения; - в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности |
- Результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификации (при наличии независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации); - соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации; - соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения); - соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник; - наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями; - подтвержденное участие работодателей: - в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы; - в организации проектной работы обучающихся; - в разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения; - в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности |
Незначительно уточнены формулировки без изменения смысла критерия. Сохранена возможность для СПК расширять перечень критериев, уточнять их за счет показателей |
|
|
Порядок и методика проведения профессионально-общественной аккредитации |
Порядок и методика разрабатывались и утверждались аккредитующими организациями на основании типовых документов, утвержденных Национальным советом. Результаты проведения профессионально-общественной аккредитации представлялись в Национальный совет |
СПК устанавливает своим решением один или несколько порядков проведения профессионально-общественной аккредитации (в соответствии с уровнями программ, их сложностью, трудоемкостью проведения профессионально-общественной аккредитации) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК |
Нормативные организационно-методические документы, регламентирующие проведение профессионально-общественной аккредитации, разрабатываются СПК на основе Общих требований. Документы, утвержденные СПК, являются обязательными и едиными для всех аккредитующих организаций, наделенных СПК соответствующими полномочиями. Аккредитующие организации самостоятельно не могут разрабатывать и утверждать документы по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации. Четко определены сроки профессионально-общественной аккредитации и основания для отказа в ее проведении. Допускается возможность профессионально-общественной аккредитации для образовательных программ (не только дополнительных профессиональных программ), не имеющих госаккредитации. СПК имеет право определить в порядке (порядках) проведения профессионально-общественной аккредитации, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации выдается от имени СПК или аккредитующей организации В последнем случае в свидетельстве указывается наименование СПК, наделившего аккредитующую организацию полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации |
|
Отбор, подготовка, ведение базы экспертов - ответственность аккредитующих организаций. Требования к экспертам в документах не приводились |
Национальным советом определены общие требования к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации. СПК может устанавливать дополнительные требования к экспертам. Отбор и подготовка экспертов обеспечивается аккредитующими организациями, ведение общего реестра экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии со своим полномочием - СПК |
Сформулированы требования к экспертам, указано на необходимость: разработки и реализации программы подготовки экспертов (на основании типовой программы) или самим СПК, или организациями, признаваемыми СПК. Типовая программа подготовки экспертов для проведения ПОА разрабатывается НАРК |
|
|
Подается в Национальный совет, апелляционная комиссия формируется Национальным советом, решение по апелляции принимается Национальным советом |
Апелляции подаются в СПК, рассматриваются СПК, решение принимает и контролирует его исполнение аккредитующей организацией СПК |
Основания для апелляции те же, но организация апелляционной процедуры и принятие решения по апелляции входит в ответственность СПК |
|
|
Рекомендации по использованию результатов органами исполнительной власти (федеральными и региональными), аккредитующими и образовательными организациями |
Рекомендации по применению для аккредитующих и образовательных организаций |
Отсутствие рекомендаций для органов исполнительной власти обусловлено тем, что проектом закона о внесении изменений в статью 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен учет результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации. Кроме того, уже действует норма учета профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема (бюджетных мест) (приказ Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. N 340). Расширение возможностей использования результатов профессионально-общественной аккредитации может быть предложено Национальным советом после принятия изменений в статью 96 упомянутого Федерального закона |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875