Таблица 1. Сравнительный анализ документов Национального совета, регламентирующих процедуру профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ

Таблица 1 - Сравнительный анализ документов Национального совета, регламентирующих процедуру профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ

Сравниваемый параметр

Ранее действовавшие документы (решения Национального совета 2015 года)

Общие требования (утверждены председателем Национального совета в июле 2017 года)

Комментарии

Понятийный аппарат

Профессионально-общественная аккредитация - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших профессиональную образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля

Профессионально-общественная аккредитация - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные программы) в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

Уточнен перечень программ, которые могут представляться для профессионально-общественной аккредитации: указаны все виды и уровни образовательных программ, ведущие к получению квалификации.

Уточнена формулировка "внешних" эталонов, на соответствие которым оценивается программа: вместо неформализованных требований рынка труда - квалификационные характеристики, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Аккредитующая организация, уполномоченная организация, экспертная организация - определения и четкие признаки для различения статуса уполномоченной и экспертной организаций не приведены

Аккредитующая организация

Сняты смысловые неточности, трудности в различении статусов разных организаций, задействованных в процедуре профессионально-общественной аккредитации.

Сохранено только понятие аккредитующей организации, наделяемой полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации в соответствии с установленными требованиями

Требования к аккредитующей организации

Статус: СПК, общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейшие работодатели, оказывающие решающее влияние на рынок труда в отдельных отраслях экономики

Статус: работодатели, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзов) и иных организаций, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества

Расширен перечень субъектов, которые могут претендовать на полномочия аккредитующей организации: работодатели (без ограничений), объединения работодателей (все типы объединений, установленные законодательством Российской Федерации); ассоциации (союзы), представляющие профессиональные сообщества (не только общероссийские).

СПК может проводить профессионально-общественную аккредитацию в исключительных случаях, по решению Национального совета, временно, при отсутствии аккредитующей организации и до наделения аккредитующей организации полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации

Дополнительные требования: документально подтвержденный статус, ресурсы, опыт деятельности по развитию национальной системы квалификаций, указание ПС или области профессиональной деятельности

Дополнительные требования: документально подтвержденный статус, ресурсы, опыт деятельности по развитию национальной системы квалификаций, указание ПС или видов профессиональной деятельности

Без изменений

Отбор аккредитующих организаций

Осуществлялся Национальным советом на основании заявления от организации, претендующей на статус аккредитующей организации. Предварительная проверка документов и формирование проекта решения осуществлялась НАРК и согласовывалась профильной рабочей группой Национального совета

Осуществляется СПК на основании заявления от организации. СПК принимает решение на основании рассмотрения заявления от организации и прилагающихся к заявлению документов.

Четко установлен срок рассмотрения заявлений и принятия решения о наделении полномочиями или отказе в наделении полномочиями.

Организация, претендующая на статус аккредитующей организации, должна взять на себя письменное обязательство руководствоваться законодательством Российской Федерации и документами Национального совета и СПК по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации

Оптимизация процедуры, использование правила "одного окна". Возрастание репутационной ответственности СПК.

СПК отбирает аккредитующие организации самостоятельно.

СПК может наделить полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации неограниченное число организаций, соответствующих требованиям.

Четко сформулированы основания для отказа в наделении полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации. Национальный совет, профильная рабочая группа Национального совета и НАРК не участвуют в отборе аккредитующих организаций

Ведение реестра аккредитующих организаций

НАРК (как базовая организация Национального совета)

Ведется Минобрнауки России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ" http://accredpoa.ru/.

СПК направляет сведения об аккредитующей организации для представления в http://accredpoa.ru/.

Аккредитующая организация представляет сведения об аккредитованных программах в http://accredpoa.ru/

Для обеспечения публичности и открытости информации об аккредитующих организациях используется информационный ресурс Минобрнауки России

Мониторинг деятельности аккредитующих организаций

Обеспечивался НАРК на основании ежегодных отчетов с учетом критериев:

- наличие постоянной деятельности по профессионально-общественной аккредитации (количество аккредитованных программ);

- динамика формирования базы экспертов и их подготовки (количество семинаров, курсов повышения квалификации, число обученных экспертов);

- открытость результатов профессионально-общественной аккредитации;

- отсутствие рекламаций на качество аккредитованных профессиональных образовательных программ со стороны потребителей

Обеспечивается СПК на основании ежегодных отчетов и с учетом:

- информации о видах и уровнях образовательных программ, представленных для проведения профессионально-общественной аккредитации;

- информации о количестве проведенных аккредитационных экспертиз и количестве аккредитованных образовательных программ;

- информации о подготовке экспертов;

- анализа причин отказа в профессионально-общественной аккредитации;

- обобщенных предложений по совершенствованию подготовки кадров по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК на основе результатов профессионально-общественной аккредитации

Мониторинг деятельности аккредитующих организаций - задача и ответственность СПК

Несколько изменен состав информации, предоставляемой в ежегодных отчетах аккредитующими организациями, усилены требования к аналитической составляющей отчетов, в том числе к предложениям по совершенствованию качества подготовки кадров

Критерии аккредитационной экспертизы

- Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации (для профессиональных образовательных программ, ориентированных на получение выпускниками профессиональной квалификации);

- соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатов обучения, иных формах) профессиональным стандартам;

- соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);

- соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;

- наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;

- подтвержденное участие работодателей:

- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- - в разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности

- Результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификации (при наличии независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации);

- соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);

- соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;

- наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;

- подтвержденное участие работодателей:

- в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- в разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности

Незначительно уточнены формулировки без изменения смысла критерия. Сохранена возможность для СПК расширять перечень критериев, уточнять их за счет показателей

Порядок и методика проведения профессионально-общественной аккредитации

Порядок и методика разрабатывались и утверждались аккредитующими организациями на основании типовых документов, утвержденных Национальным советом.

Результаты проведения профессионально-общественной аккредитации представлялись в Национальный совет

СПК устанавливает своим решением один или несколько порядков проведения профессионально-общественной аккредитации (в соответствии с уровнями программ, их сложностью, трудоемкостью проведения профессионально-общественной аккредитации) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК

Нормативные организационно-методические документы, регламентирующие проведение профессионально-общественной аккредитации, разрабатываются СПК на основе Общих требований.

Документы, утвержденные СПК, являются обязательными и едиными для всех аккредитующих организаций, наделенных СПК соответствующими полномочиями.

Аккредитующие организации самостоятельно не могут разрабатывать и утверждать документы по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.

Четко определены сроки профессионально-общественной аккредитации и основания для отказа в ее проведении.

Допускается возможность профессионально-общественной аккредитации для образовательных программ (не только дополнительных профессиональных программ), не имеющих госаккредитации.

СПК имеет право определить в порядке (порядках) проведения профессионально-общественной аккредитации, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации выдается от имени СПК или аккредитующей организации В последнем случае в свидетельстве указывается наименование СПК, наделившего аккредитующую организацию полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации

Требования к экспертам и программа их подготовки

Отбор, подготовка, ведение базы экспертов - ответственность аккредитующих организаций. Требования к экспертам в документах не приводились

Национальным советом определены общие требования к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации.

СПК может устанавливать дополнительные требования к экспертам.

Отбор и подготовка экспертов обеспечивается аккредитующими организациями, ведение общего реестра экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии со своим полномочием - СПК

Сформулированы требования к экспертам, указано на необходимость: разработки и реализации программы подготовки экспертов (на основании типовой программы) или самим СПК, или организациями, признаваемыми СПК. Типовая программа подготовки экспертов для проведения ПОА разрабатывается НАРК

Апелляция

Подается в Национальный совет, апелляционная комиссия формируется Национальным советом, решение по апелляции принимается Национальным советом

Апелляции подаются в СПК, рассматриваются СПК, решение принимает и контролирует его исполнение аккредитующей организацией СПК

Основания для апелляции те же, но организация апелляционной процедуры и принятие решения по апелляции входит в ответственность СПК

Использование результатов

Рекомендации по использованию результатов органами исполнительной власти (федеральными и региональными), аккредитующими и образовательными организациями

Рекомендации по применению для аккредитующих и образовательных организаций

Отсутствие рекомендаций для органов исполнительной власти обусловлено тем, что проектом закона о внесении изменений в статью 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен учет результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации. Кроме того, уже действует норма учета профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема (бюджетных мест) (приказ Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. N 340). Расширение возможностей использования результатов профессионально-общественной аккредитации может быть предложено Национальным советом после принятия изменений в статью 96 упомянутого Федерального закона