Приложение N 15

к государственной программе

Российской Федерации "Комплексное

развитие сельских территорий"

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

Список изменяющих документов

(введены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при реализации мероприятий долгосрочных планов развития (далее - субсидии).

2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

"долгосрочный план развития" - документ, формируемый исполнительным органом субъекта Российской Федерации и утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, содержащий перечень мероприятий по развитию инфраструктуры сельской агломерации для достижения целей и показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей федерального проекта "Современный облик сельских территорий" направления (подпрограммы) "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и способствующих достижению ее целей и целей иных государственных программ Российской Федерации, а также достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности;

"заявитель" - орган исполнительной власти, представляющий в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявочную документацию на отбор долгосрочных планов развития;

"орган исполнительной власти" - высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

"отбор долгосрочных планов развития" - устанавливаемая в соответствии с порядком отбора долгосрочных планов развития, указанным в пункте 8 настоящих Правил, процедура балльной оценки, ранжирования и распределения долгосрочных планов развития по федеральным округам Российской Федерации с учетом приоритизации долгосрочных планов развития, в состав которых входят опорные населенные пункты, являющиеся малыми городами с численностью населения до 30 тыс. человек или сельскими населенными пунктами, по результатам которой комиссией, указанной в пункте 9 настоящих Правил, принимается решение об определении перечня долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования;

"сельская агломерация" - совокупность опорного населенного пункта и прилегающей территории, определенных органом исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р;

"сельские территории" - сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, определяется органом исполнительной власти;

"стоимость долгосрочного плана развития" - сумма денежных средств, определенная на основании сметной стоимости, а также иных документально подтвержденных и обоснованных затрат, необходимых для реализации долгосрочного плана развития.

Понятия "опорный населенный пункт" и "прилегающая территория", используемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, предусмотренным Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 4146-р.

3. В долгосрочный план развития включаются следующие мероприятия, реализуемые и планируемые к реализации на территории сельской агломерации, на софинансирование которых предоставляются субсидии (далее - мероприятия федерального проекта), за исключением мероприятий, включенных в проекты комплексного развития сельских территорий и сельских агломераций, отобранных для субсидирования до 2024 года (включительно) в соответствии с приложением N 11 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - проекты комплексного развития):

а) строительство, реконструкция (модернизация) объектов (в том числе модульных), капитальный ремонт объектов (включая многофункциональные), предназначенных для предоставления соответствующих услуг населению (в том числе маломобильному):

государственных или муниципальных дошкольных образовательных организаций;

государственных или муниципальных общеобразовательных организаций;

государственных или муниципальных организаций дополнительного образования;

медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и их структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также здания (отдельные здания, комплексы зданий) центральных районных больниц, в том числе предусматривающих оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;

государственных или муниципальных организаций культурно-досугового типа;

государственных или муниципальных физкультурно-спортивных организаций;

государственных организаций социального обслуживания;

государственных учреждений, подведомственных уполномоченным в области ветеринарии исполнительным органам субъектов Российской Федерации, и их структурных подразделений, осуществляющих проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий;

б) строительство, реконструкция (модернизация) объектов, предназначенных для размещения в них организаций народных художественных промыслов, входящих в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которым оказывается федеральными органами исполнительной власти, утвержденный в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона "О народных художественных промыслах";

в) реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов ремесленной деятельности, объектов туризма, объектов, имеющих туристический потенциал, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

г) приобретение транспортных средств (не бывших в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках долгосрочного плана развития объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта:

пассажирских автобусов (микроавтобусов), в том числе использующих природный газ в качестве моторного топлива;

санитарных автомобилей (автомобилей скорой помощи класса "А", оснащенных необходимым оборудованием);

комплексов передвижных медицинских на колесных транспортных средствах со стандартным оснащением для оказания первичной медико-санитарной помощи и проведения профилактического медицинского осмотра;

мобильных ветеринарных пунктов на колесных транспортных средствах с оснащением для оказания ветеринарной помощи и проведения профилактических мероприятий;

мобильных утилизационных установок для обеспечения деятельности государственных учреждений, указанных в абзаце девятом подпункта "а" настоящего пункта;

д) приобретение и установка модульных конструкций (за исключением объектов с массовым пребыванием граждан, указанных в части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), приобретение оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках долгосрочного плана развития объектов, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта;

е) строительство, реконструкция и капитальный ремонт централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, водоотведения, канализации, очистных сооружений, станций водоподготовки и водозаборных сооружений для функционирования объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения). При этом в случае если потребителем услуг водоотведения также является организация, занимающаяся производством товаров (оказанием услуг), указанная организация обеспечивает софинансирование строительства такого канализационного очистного сооружения в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 настоящих Правил;

ж) строительство, приобретение и установка блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление (включая техническое присоединение к газовым сетям), строительство, реконструкция и капитальный ремонт тепловых сетей (за исключением котельных);

з) строительство газораспределительных сетей с распределительными газопроводами низкого давления (для газоснабжения жилых домов, общественных зданий и коммунально-бытовых предприятий) и среднего давления (для подачи газа в газопровод низкого давления);

и) строительство, приобретение и монтаж газопоршневых установок, газгольдеров;

к) строительство, реконструкция и капитальный ремонт электрических сетей уличного освещения, установка электрооборудования для уличного освещения (при условии обязательного использования энергосберегающих технологий);

л) строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии для энергообеспечения объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);

м) развитие телекоммуникаций (строительство (прокладка) линий передачи данных, приобретение и монтаж оборудования, обеспечивающего в том числе возможность беспроводного подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);

н) строительство объектов (зданий) для размещения в них многофункциональных государственных и муниципальных организаций, включая организации, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, а также иные государственные и муниципальные организации и учреждения.

4. В целях синхронизации мер государственной поддержки и обеспечения комплексного развития инфраструктуры сельской агломерации в долгосрочный план развития включаются следующие мероприятия, реализуемые и планируемые к реализации на территории сельской агломерации:

а) мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, указанные в подпункте "б" пункта 2 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";

б) мероприятия по благоустройству общественных пространств на сельских территориях и в сельских агломерациях, указанные в пункте 3 приложения N 7 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";

в) мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, указанные в пункте 4 приложения N 9 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";

г) мероприятия, включенные в проекты комплексного развития;

д) мероприятия по развитию инфраструктуры сельской агломерации, соответствующие мероприятиям государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а также мероприятия по обустройству общественных территорий, финансирование которых планируется с привлечением средств федерального бюджета в рамках иных государственных программ Российской Федерации (далее - мероприятия иных государственных программ);

е) мероприятия иных государственных программ, финансирование которых планируется за счет средств регионального или местного бюджета или внебюджетных источников;

ж) мероприятия по развитию инфраструктуры сельской агломерации, соответствующие мероприятиям федерального проекта, финансирование которых предусматривается за счет предоставляемых Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2025 г. N 48 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата".

5. Финансовое обеспечение реализации мероприятий долгосрочного плана развития в течение первых 3 лет реализации долгосрочного плана развития должно осуществляться с учетом следующего условия - общий объем субсидии, предоставляемой i-му субъекту Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий федерального проекта, а также мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил (Ci), должен удовлетворять следующему требованию:

Рисунок 20

где A - общий объем субсидий, предоставляемых i-му субъекту Российской Федерации в рамках иных государственных программ Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящих Правил, реализация которых предусмотрена в опорном населенном пункте, а также аналогичных мероприятий, реализуемых или реализованных в году проведения отбора долгосрочных планов развития, в опорном населенном пункте, по которым заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в соответствующих сферах (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), представлены документы, указанные в абзаце втором пункта 10 настоящих Правил.

В случае невозможности обеспечения финансирования мероприятия, указанного в подпункте "д" пункта 4 настоящих Правил, в рамках соответствующей государственной программы Российской Федерации допускается обеспечение финансирования такого мероприятия в полном объеме за счет средств из внебюджетных источников.

6. Не допускается софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по мероприятиям федерального проекта, реализуемым на территориях муниципальных образований, при наличии просроченной задолженности муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий или государственных унитарных предприятий, осуществляющих на указанных территориях деятельность по забору, очистке, распределению воды, перед подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации учреждениями по мелиорации земель за услуги по подаче (отводу) воды и (или) в случае наличия принятого к производству судом искового заявления подведомственного Министерству сельского хозяйства Российской Федерации учреждения по мелиорации земель о взыскании с муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий или государственных унитарных предприятий, осуществляющих на территории муниципального образования деятельность по забору, очистке, распределению воды, по договору оказания услуг по подаче (отводу) воды в размере, превышающем 50 тыс. рублей.

7. Распределение субсидий на реализацию мероприятий федерального проекта в составе долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

8. Требования к составу заявочной документации, а также порядок ее направления на отбор долгосрочных планов развития, в том числе в электронном виде, предусматриваются порядком отбора долгосрочных планов развития, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В отношении промышленной продукции, приобретение которой необходимо для реализации мероприятий федерального проекта, в составе заявочной документации представляется действительное на день направления заявочной документации на отбор долгосрочных планов развития заключение об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" либо номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции".

В составе заявочной документации представляется документ с результатами проведения общественного обсуждения долгосрочного плана развития, подтверждающий, что не менее 50 процентов населения опорного населенного пункта, достигших 16-летнего возраста, поддержали целесообразность реализации долгосрочного плана развития.

9. Организация и проведение отбора долгосрочных планов развития осуществляются комиссией, образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 приложения N 11 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - комиссия).

Решение комиссии о результатах отбора долгосрочных планов развития направляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в субъекты Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

10. Дублирование предоставления субсидий с иными мероприятиями государственной поддержки в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" не допускается.

В целях исключения дублирования предоставления субсидий с иными мероприятиями государственной поддержки, а также в целях подтверждения условия, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти или главные распорядители средств федерального бюджета (в случае если заинтересованные федеральные органы исполнительной власти не являются главными распорядителями средств федерального бюджета) на основании письменного обращения заявителя или Министерства сельского хозяйства Российской Федерации подготавливают и представляют документы, содержащие перечень мероприятий иных государственных программ (с указанием их стоимости и мощностей), отобранных для софинансирования на очередной финансовый год и плановый период. В случае если адресное (пообъектное) распределение субсидии осуществляется субъектом Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти по запросу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации направляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информацию об общих объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в рамках государственных программ Российской Федерации, ответственными исполнителями или главными распорядителями средств федерального бюджета (в случае если заинтересованные федеральные органы исполнительной власти не являются главными распорядителями средств федерального бюджета) которых являются соответствующие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании письменного обращения заявителя запрашивает указанные подтверждающие документы у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или главных распорядителей средств федерального бюджета (в случае если заинтересованные федеральные органы исполнительной власти не являются главными распорядителями средств федерального бюджета) в случае непредставления заявителю указанных подтверждающих документов в срок, требуемый для участия в отборе долгосрочных планов развития.

11. Субсидия предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).

12. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на мероприятия, указанные в пункте 3 настоящих Правил, с учетом условий недопуска к отбору долгосрочных планов развития, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил.

13. Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие долгосрочного плана развития (долгосрочных планов развития), прошедшего (прошедших) отбор;

б) наличие заявочной документации, соответствующей требованиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

14. Субсидия предоставляется на основании соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации может увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение своих расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе с учетом достижения значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии.

Адресное (пообъектное) распределение субсидии между мероприятиями федерального проекта устанавливается соглашением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с настоящими Правилами и на основании сведений об объектах капитального строительства, объектах недвижимого имущества, сформированных в системе "Электронный бюджет" в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета".

В соглашении, указанном в абзаце первом настоящего пункта, могут устанавливаться различные уровни софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по каждому отдельному мероприятию федерального проекта.

15. В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований или высвобождения средств федерального бюджета в связи с отказом субъекта Российской Федерации от реализации мероприятия федерального проекта, на финансирование которого предоставляется субсидия, а также в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, перераспределение субсидии осуществляется субъекту Российской Федерации в целях реализации мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочный план развития, отобранный для субсидирования, для обеспечения их финансирования в опережающем порядке, или в целях реализации мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочный план развития, не включенный в распределение субсидий на соответствующий финансовый год, имеющий наибольший общий балл в соответствии с результатами ранжирования, осуществляемого в соответствии с порядком отбора долгосрочных планов развития, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, при условии представления следующих документов:

а) гарантийные письма, подтверждающие актуальность реализации мероприятий долгосрочного плана развития, их стоимостных и объемных характеристик, подписанные уполномоченным лицом в должности не ниже руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;

б) подтверждающие документы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 настоящих Правил.

16. В целях повышения эффективности реализации мероприятий, включенных в долгосрочные планы развития, предусматривается исполнение субъектом Российской Федерации следующих обязательных условий реализации долгосрочных планов развития:

а) финансовое обеспечение мероприятий долгосрочного плана развития в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

б) финансовое обеспечение мероприятий федерального проекта, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, за счет средств из внебюджетных источников (в форме денежных средств или вклада индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме предоставления материалов и (или) приобретения оборудования) в объеме не менее 50 процентов общей стоимости мероприятия;

в) финансовое обеспечение каждого мероприятия федерального проекта, включающего строительство канализационного очистного сооружения, указанного в подпункте "е" пункта 3 настоящих Правил, которое также обеспечивает функционирование объектов организаций, занимающихся производством товаров (оказанием услуг), за счет средств из внебюджетных источников (в форме денежных средств или вклада индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме предоставления материалов и (или) приобретения оборудования) в объеме, пропорциональном объему производимых сточных вод, но не менее 50 процентов общей стоимости канализационного очистного сооружения. В случае если софинансирование за счет средств из внебюджетных источников обеспечивается организацией агропромышленного комплекса и (или) производителем удобрений для сельскохозяйственных культур при условии создания в такой организации новых рабочих мест (и заполнения штатных единиц) в период реализации долгосрочного плана развития, доля средств из внебюджетных источников должна составлять не более 25 процентов общей стоимости канализационного очистного сооружения;

г) обеспечение выполнения субъектом Российской Федерации следующих требований при реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 настоящих Правил:

подключение объектов социальной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которых осуществляется в рамках мероприятий федерального проекта, к широкополосному доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с наличием необходимого для функционирования оборудования);

наличие необходимого количества работников, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией, для обеспечения заполнения штатного расписания начиная с первого года функционирования объекта социальной инфраструктуры, строительство и укомплектование оборудованием которого осуществляются в рамках долгосрочного плана развития;

организация уличного освещения территории объекта социальной инфраструктуры с применением энергосберегающих технологий;

наличие автомобильной дороги общего пользования, ведущей от сети автомобильных дорог общего пользования к объекту социальной инфраструктуры;

д) обеспечение внесения и актуализации сведений о состоянии сельских территорий и сельских агломераций и показателей социально-экономического состояния сельских территорий и сельских агломераций в информационные сервисы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также обеспечение контроля за полнотой и достоверностью представляемых сведений;

е) обеспечение привлечения средств из внебюджетных источников в целях реализации мероприятий долгосрочного плана развития в объеме, предусмотренном долгосрочным планом развития при направлении его на отбор долгосрочных планов развития в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, и их первоочередное кассовое исполнение;

ж) по каждому мероприятию федерального проекта, связанному с осуществлением капитальных вложений, - обеспечение заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в срок, не превышающий 3 месяцев со дня заключения соглашения, указанного в пункте 14 настоящих Правил. В случае невозможности заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг по мероприятию проекта в указанный срок субъект Российской Федерации может обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и инициировать внесение изменений в соглашение, указанное в пункте 14 настоящих Правил, в части увеличения срока, до которого должен быть заключен государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг по мероприятию федерального проекта, до 5 месяцев со дня заключения соглашения, указанного в пункте 14 настоящих Правил;

з) по мероприятиям федерального проекта, не связанным с осуществлением капитальных вложений, - обеспечение заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых от имени субъекта Российской Федерации:

в случае заключения соглашения, указанного в пункте 14 настоящих Правил, до 1 января года предоставления субсидии - не позднее 1 июля года предоставления субсидии;

в случае заключения соглашения, указанного в пункте 14 настоящих Правил, до 1 августа года предоставления субсидии - не позднее 1 октября года предоставления субсидии;

и) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящих Правил, заключенных между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, являющимися ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, и дополнительных соглашений к ним - в течение 10 рабочих дней со дня их заключения. В случае если указанные соглашения и (или) дополнительные соглашения к ним не содержат пообъектный перечень мероприятий - представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации соглашений о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящих Правил, и дополнительных соглашений к ним - в течение 10 рабочих дней со дня их заключения;

к) обеспечение ежегодного достижения целевых показателей, предусмотренных долгосрочным планом развития.

17. В случае невыполнения субъектом Российской Федерации обязательных условий реализации долгосрочных планов развития, установленных подпунктами "а" - "в", "ж" и "з" пункта 16 настоящих Правил, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации инициирует внесение изменений в соглашение, указанное в пункте 14 настоящих Правил, или его расторжение.

В случае невыполнения субъектом Российской Федерации обязательного условия реализации долгосрочных планов развития, установленного подпунктом "а" пункта 16 настоящих Правил, субсидия не распределяется на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования, начало реализации которых запланировано в очередном году и (или) плановом периоде, до выполнения субъектом Российской Федерации указанного обязательного условия (в пределах срока реализации долгосрочного плана развития).

18. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (W0i) определяется по формуле:

Рисунок 21

где:

V0 - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год;

D0i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, ранее отобранные для субсидирования в очередном финансовом году;

T0i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, вновь отобранные для субсидирования в очередном финансовом году;

n - количество субъектов Российской Федерации.

19. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий год планового периода (Рисунок 22) определяется по формуле:

Рисунок 23

где:

V1-4 - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий год планового периода;

D1-4i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, ранее отобранные для субсидирования в соответствующем году планового периода;

T1-4i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, вновь отобранные для субсидирования в соответствующем году планового периода;

O1-4i - не распределенный между субъектами Российской Федерации объем субсидий на соответствующий год планового периода.

20. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, вновь отобранные для субсидирования в очередном финансовом году (T0i), определяется по формуле:

Рисунок 24

где:

X0i1, X0i2, X0in - стоимость каждого из долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования в очередном финансовом году в i-м субъекте Российской Федерации (указанная в заявочной документации при ее направлении на отбор долгосрочных планов развития в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, без учета затрат на проектно-изыскательские работы);

I0i - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в очередном финансовом году, за счет средств из местных бюджетов и внебюджетных источников;

N0i - стоимость реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 4 настоящих Правил, включенных в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в очередном финансовом году;

Y0i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (процентов), определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий.

21. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, вновь отобранные для субсидирования в соответствующем году планового периода (T1-4i), определяется по формуле:

Рисунок 25

где:

X1-4i1, X1-4i2, X1-4in - стоимость каждого из долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования в соответствующем году планового периода в i-м субъекте Российской Федерации (указанная в заявочной документации при ее направлении на отбор долгосрочных планов развития в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, без учета затрат на проектно-изыскательские работы);

I1-4i - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем году планового периода, за счет средств из местных бюджетов и внебюджетных источников;

N1-4i - стоимость реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 4 настоящих Правил, включенных в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем году планового периода;

Y1-4i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на соответствующий год планового периода (процентов), определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий.

22. При распределении субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в очередном финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

Распределение субсидий на соответствующий финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, мероприятия федерального проекта, включенные в долгосрочные планы развития, отобранные для субсидирования, которые содержат мероприятия федерального проекта, требующие софинансирования из федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

23. Для получения субсидии в плановом периоде на софинансирование вновь начинаемых мероприятий федерального проекта, включенных в долгосрочные планы развития, реализация которых начата в предшествующие годы, заявитель представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:

а) подтверждающие документы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, указанные в абзаце втором пункта 10 настоящих Правил, полученные не ранее года, предшествующего году начала реализации соответствующего мероприятия федерального проекта;

б) документы, подтверждающие выполнение субъектом Российской Федерации в году, предшествующем году распределения субсидии, условий, указанных в пункте 5 и подпункте "а" пункта 16 настоящих Правил.

24. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

25. В случае возникновения экономии в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) субъектом Российской Федерации не могут быть направлены предложения в части внесения изменений в соглашение, указанное в пункте 14 настоящих Правил, в части сокращения расходов, источником финансового обеспечения которых являются внебюджетные средства.

26. Результатами использования субсидий на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, являются:

"реализованы мероприятия долгосрочных планов развития (в части строительства и реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства), единиц";

"реализованы мероприятия долгосрочных планов развития (за исключением строительства и реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства), единиц";

"созданы рабочие места (заполнены штатные единицы) в период реализации долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования, единиц".

Оценка эффективности использования субсидий осуществляется комиссией в соответствии с методикой оценки эффективности реализации долгосрочных планов развития, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Эффективность использования субсидий оценивается ежеквартально и ежегодно на основании отчетов, представляемых органами исполнительной власти в соответствии с абзацем двенадцатым настоящего пункта.

На основании результатов оценки эффективности использования субсидии субъекту Российской Федерации присваивается высокий уровень эффективности реализации долгосрочных планов развития, или средний уровень эффективности реализации долгосрочных планов развития, или низкий уровень эффективности реализации долгосрочных планов развития.

В течение 20 рабочих дней после проведения отбора долгосрочных планов развития и определения перечня долгосрочных планов развития, отобранных для субсидирования, субъекты Российской Федерации разрабатывают и направляют на согласование в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации планы реализации долгосрочных планов развития (далее - планы реализации), включающие в том числе контрольные точки, необходимые для мониторинга хода реализации мероприятий, включенных в долгосрочные планы развития, по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации рассматривает планы реализации в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня их представления.

После согласования Министерством сельского хозяйства Российской Федерации планы реализации утверждаются субъектами Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня заключения соглашения, указанного в пункте 14 настоящих Правил, и представляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для осуществления контроля их исполнения.

Внесение изменений в планы реализации осуществляется по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Субъектом Российской Федерации на основе плана реализации формируется отчет о реализации мероприятий, включенных в долгосрочные планы развития (далее - отчет).

Форма, сроки и порядок представления отчета утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Вместе с отчетом представляются документы и (или) материалы, подтверждающие указанные в отчете сведения.

27. Субъект Российской Федерации не допускается к отбору долгосрочных планов развития на очередной финансовый год, а также не осуществляется распределение субсидии соответствующему субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в долгосрочный план развития, отобранный для субсидирования, на очередной финансовый год, если на дату проведения отбора долгосрочных планов развития (за исключением случаев, обусловленных наступлением обстоятельств непреодолимой силы, указанных в пункте 20 Правил предоставления субсидий):

в субъекте Российской Федерации имеются незавершенные проекты комплексного развития и (или) незавершенные мероприятия федерального проекта в составе долгосрочного плана развития, а начиная с отбора на 2027 год и плановый период 2028 и 2029 годов также имеются незавершенные мероприятия, предусмотренные приложениями N 3, 7 и 9 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", сроки реализации которых уже наступили, на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии;

субъектом Российской Федерации не выполнены условия, предусмотренные пунктом 5 и абзацем первым подпункта "а" пункта 16 настоящих Правил;

по итогам года, предшествующего году распределения субсидий, субъекту Российской Федерации присвоен низкий уровень эффективности реализации долгосрочных планов развития по итогам оценки эффективности их реализации, указанной в пункте 26 настоящих Правил, и (или) низкий уровень эффективности реализации проектов комплексного развития по итогам оценки эффективности использования субсидий, указанной в абзаце седьмом пункта 20 приложения N 11 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а начиная с отбора долгосрочных планов развития на 2027 год и плановый период 2028 и 2029 годов - также низкий уровень эффективности использования субсидии в соответствии с пунктом 24(3) приложения N 3 и пунктом 21 приложения N 9 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и причина присвоения субъекту Российской Федерации низкого уровня эффективности использования субсидии не устранена;

фактический объем кассового освоения средств из внебюджетных источников, предусмотренных на реализацию проектов комплексного развития и (или) мероприятий федерального проекта, составил менее 90 процентов объема средств из внебюджетных источников, предусмотренных на финансовое обеспечение проектов комплексного развития и (или) мероприятий федерального проекта.

28. В случае высвобождения бюджетных ассигнований федерального бюджета в связи с экономией, образовавшейся в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), указанные бюджетные ассигнования используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

29. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 14 настоящих Правил, в соответствии с подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил предоставления субсидий, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.

30. Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, указанным в пункте 14 настоящих Правил, в системе "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии.

31. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

32. Ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на органы исполнительной власти.

33. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.