к государственной программе
Российской Федерации "Комплексное
развитие сельских территорий"
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по развитию жилищного строительства на сельских территориях и повышению уровня благоустройства домовладений (далее - субсидии).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
1(1). Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
"компактная жилищная застройка" - часть территории населенного пункта, относящаяся к жилой зоне, в отношении которой предусматриваются мероприятия по обустройству объектами инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройству жилищной застройки;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876;
(см. текст в предыдущей редакции)
"орган исполнительной власти" - высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
"потенциальный застройщик" - правообладатель земельного участка, находящегося на территории, в отношении которой планируется реализация проекта компактной жилищной застройки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, за исключением правообладателей - органов государственной власти и органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений;
"сельская агломерация" - совокупность опорного населенного пункта и прилегающей территории, определенных органом исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
"сельские территории" - сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, определяется органом исполнительной власти.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
Понятия "опорный населенный пункт" и "прилегающая территория", используемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, предусмотренным Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 4146-р.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(п. 1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на комплексное развитие сельских территорий, в том числе с предоставлением соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Субсидии предоставляются в целях реализации:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусматривающих предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (далее соответственно - социальные выплаты, мероприятия по улучшению жилищных условий граждан), в порядке и на условиях, которые установлены согласно приложению N 1;
б) мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения (далее - мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения), с предоставлением соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены согласно приложению N 2, возникающих при:
строительстве индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, многоквартирного дома высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
участии в долевом строительстве жилых домов (квартир) в домах высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
участии в строительстве жилого дома или жилого помещения в домах высотой не более 5 этажей на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях на основании договора инвестирования;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
строительстве или приобретении на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях малоэтажных жилых комплексов, состоящих из не менее чем 10 индивидуальных жилых домов и (или) домов блокированной застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, уличного освещения, улично-дорожной сети, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории в случае, если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - малоэтажные жилые комплексы);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении у юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя объекта индивидуального жилищного строительства на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, введенного в эксплуатацию не ранее чем за 3 года до заключения государственного (муниципального) контракта на его приобретение;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении у юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя дома блокированной застройки на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, введенного в эксплуатацию не ранее чем за 3 года до заключения государственного (муниципального) контракта на его приобретение;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
приобретении жилого помещения в многоквартирном доме высотой не более 5 этажей, расположенного на территории опорного населенного пункта, у юридического лица (за исключением инвестиционного фонда, в том числе его управляющей компании) или индивидуального предпринимателя, являющегося первым и единственным собственником такого жилого помещения и зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. Приобретение за счет средств субсидии объекта индивидуального жилищного строительства, дома блокированной застройки, жилого помещения, построенных за счет средств федерального бюджета, не допускается;
(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) мероприятий по реализации проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, под компактную жилищную застройку, разработанных в соответствии с документами территориального планирования (далее соответственно - проекты компактной жилищной застройки, мероприятие по реализации проектов компактной жилищной застройки), завершение которых планируется не позднее 31 января 2026 г., в том числе с предоставлением соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в рамках которых осуществляются:
(см. текст в предыдущей редакции)
строительство объектов инженерной инфраструктуры;
организация уличного освещения, строительство улично-дорожной сети, а также мероприятия по благоустройству территории (в том числе озеленение). Дублирование предоставления субсидий, предусмотренных настоящим подпунктом, не допускается с иными мероприятиями государственной поддержки в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
3. Субсидия предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
5. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:
а) в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил:
наличие сводных списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан - получателей социальных выплат на соответствующий финансовый период, рекомендуемый образец которых размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - участники мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, официальный сайт);
наличие заявки в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рекомендуемый образец которой размещается на официальном сайте (далее - заявка в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан);
б) в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил:
наличие сводных списков граждан - получателей жилья по договору найма жилых помещений на соответствующий финансовый период, рекомендуемый образец которых размещается на официальном сайте, и (или) подтвержденного работодателем и согласованного органом местного самоуправления или высшим исполнительным органом г. Севастополя или исполнительным органом г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом г. Севастополя, перечня планируемых к созданию новых штатных единиц, на замещение которых в соответствующем финансовом периоде работодателем будут привлечены граждане - получатели жилья по договору найма жилых помещений (далее соответственно - участники мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, перечень штатных единиц, штатные единицы);
наличие заявки в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рекомендуемый образец которой размещается на официальном сайте (далее - заявка в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения);
наличие мероприятий по строительству жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедших ранжирование, на реализацию которых по результатам ранжирования, предусмотренного пунктом 5(2) настоящих Правил, распределены субсидии на очередной финансовый год и плановый период;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие паспорта проекта малоэтажного жилого комплекса в случае, если в рамках реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусматривается его строительство или приобретение, рекомендуемый образец которого размещается на официальном сайте;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие письма руководителя уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, подтверждающего планируемое софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации необходимого объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на весь срок его реализации с разбивкой по годам;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие письма руководителя уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающего планируемое софинансирование из местного бюджета в объемах, необходимых для реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на весь срок его реализации с разбивкой по годам;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие письма уполномоченного органа местного самоуправления, подтверждающего планируемое софинансирование мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, за счет средств из внебюджетных источников, с приложением копий писем хозяйствующих субъектов и (или) физических лиц, подтверждающих планируемое участие в софинансировании мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, выданных не ранее чем за 3 месяца до направления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в случае, если в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к настоящим Правилам привлечение внебюджетных средств является обязательным, с указанием конкретных сумм, мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, годов;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие копий документов территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подтверждающих оформление права государственной или муниципальной собственности или аренды на срок не менее 1 года на земельные участки категории земель населенных пунктов соответствующего вида разрешенного использования, на которых запланирована реализация мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (в случае если предоставление субсидии предусматривает строительство, за исключением участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях и участия в строительстве жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях на основании договора инвестирования);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие реестра планируемых к строительству (приобретению) жилых помещений на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, по договору найма жилого помещения, в целях строительства (приобретения) которых планируется предоставление субсидии, с указанием наименования мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, его местонахождения, мощности (площади в квадратных метрах), сроков строительства и ввода в эксплуатацию, сметной стоимости, объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие копии утвержденного муниципальным заказчиком сводного сметного расчета (за исключением затрат на проектно-изыскательские работы), локальных и объектных смет, подготовленных в соответствии с методикой, утверждаемой в соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отношении каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предлагаемого к строительству, в ценах, сложившихся по состоянию на год направления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации или на период реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяемых в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
наличие документов, подтверждающих фактическое расходование средств из внебюджетных источников на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы, указанной в абзаце третьем пункта 5(1) настоящих Правил (в случае если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации), строительство объектов инженерной инфраструктуры, организацию уличного освещения, строительство улично-дорожной сети малоэтажных жилых комплексов (договоры, контракты, соглашения, первичные бухгалтерские документы) (при наличии таких расходов);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
отсутствие на 1 апреля года, предшествующего году предоставления субсидии, незавершенных мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, сроки реализации которых уже наступили, на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
в) в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил:
наличие реестра проектов компактной жилищной застройки, разработанных в соответствии с документами территориального планирования, рекомендуемый образец которого размещается на официальном сайте (далее - реестр проектов компактной жилищной застройки). В реестр проектов компактной жилищной застройки включаются проекты компактной жилищной застройки на сельских территориях, начатые в предыдущие годы. При этом сметная стоимость проекта компактной жилищной застройки не может превышать сметную стоимость в предшествующем периоде, а мощность объектов, включенных в проект компактной жилищной застройки, не может быть меньше мощности объектов в предшествующем периоде, указанной в реестре проектов компактной жилищной застройки, предусмотренном подпунктом "а" пункта 4 приложения N 4 к настоящим Правилам;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие заявки в рамках мероприятия по реализации проектов компактной жилищной застройки на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рекомендуемый образец которой размещается на официальном сайте (далее - заявка на реализацию проектов компактной жилищной застройки), в которую включаются фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий (далее - соглашения) мероприятия по реализации проектов компактной жилищной застройки, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году;
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие плана развития жилищной застройки, рекомендуемый образец которого размещен на официальном сайте (далее - план развития жилищной застройки).
наличие реестра потенциальных застройщиков, рекомендуемый образец которого размещен на официальном сайте (далее - реестр потенциальных застройщиков). Реестр потенциальных застройщиков должен содержать информацию о потенциальных застройщиках, планирующих осуществлять застройку на не менее чем 50 процентах общего числа участков на территории, в отношении которой реализуется проект компактной жилищной застройки. В случае отсутствия потенциальных застройщиков на день подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки субъекту Российской Федерации необходимо до 1 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки в дополнение к ранее поданной заявке на реализацию проектов компактной жилищной застройки представить реестр потенциальных застройщиков. В случае непредставления реестра потенциальных застройщиков до 1 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки Министерство сельского хозяйства Российской Федерации исключает проект компактной жилищной застройки из заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки и не позднее 20 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки направляет соответствующую информацию в субъект Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
5(1). В целях эффективного использования субсидии, а также подтверждения запрашиваемых объемов субсидии вместе с заявкой в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, и (или) заявкой на реализацию проектов компактной жилищной застройки субъектом Российской Федерации направляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы, подтверждающие стоимостные и объемные характеристики мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, и (или) мероприятий по реализации проектов компактной жилищной застройки, включенных в заявку в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, или в заявку на реализацию проектов компактной жилищной застройки:
копия утвержденной проектной документации и копии иных утвержденных документов, подготавливаемых в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае если подготовка такой документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
копия заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проводимой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее - государственная экспертиза) (в случае если такое заключение предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В случае отсутствия документов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, на день подачи заявки в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, или заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки субъект Российской Федерации представляет документы, указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 сентября (начиная с 2026 года) года подачи заявки в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, или до 1 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае непредставления документов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в случае если подготовка таких документов предусмотрена законодательством Российской Федерации), до 1 октября года подачи заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки и (или) до 1 сентября года подачи заявки в рамках реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (в случае если мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включено в долгосрочный план социально-экономического развития сельской агломерации, отобранный для субсидирования в соответствии с приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - долгосрочный план развития), - до 1 сентября (начиная с 2026 года) года, предшествующего году начала реализации такого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения), стоимость такого проекта компактной жилищной застройки исключается из расчета размера субсидии и (или) мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, исключается из заявки в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.
(см. текст в предыдущей редакции)
Если представляемые в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта документы влекут изменение стоимости мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, и (или) мероприятий по реализации проектов компактной жилищной застройки, субъектом Российской Федерации одновременно с копиями указанных документов представляется заявка в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, или заявка на реализацию проектов компактной жилищной застройки, скорректированная с учетом изменения стоимости мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, и (или) мероприятий по реализации проектов компактной жилищной застройки.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
5(2). Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на цели, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с результатами ранжирования мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, последовательность проведения которого предусмотрена пунктом 13(2) настоящих Правил, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Распределение субсидий на очередной финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, требующие софинансирования из федерального бюджета в очередном финансовом году.
На мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедшие ранжирование, но не включенные в распределение субсидий на очередной финансовый год, осуществляется распределение субсидий на первый или второй год планового периода. При этом включение в соглашения таких мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, и первоочередное распределение субсидий на их реализацию на очередной финансовый год не предусматриваются.
(п. 5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
5(3). В случае выделения в текущем финансовом году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на цели, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий в соответствии с настоящими Правилами.
(п. 5(3) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
5(4). В случае отказа субъекта Российской Федерации от реализации мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, на реализацию которого субъекту Российской Федерации распределены субсидии, такие бюджетные ассигнования перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, прошедших отбор, но не включенных в распределение субсидий, очередность которых определяется в соответствии с результатами их ранжирования.
(п. 5(4) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
5(5). Не допускается распределение дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, указанных в пункте 5(3) настоящих Правил, или бюджетных ассигнований федерального бюджета, высвободившихся в случае, указанном в пункте 5(4) настоящих Правил, бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых выполняется одно или несколько следующих условий:
по результатам оценки эффективности реализации мероприятий по строительству жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, осуществляемой в соответствии с абзацем первым пункта 24(1) настоящих Правил, субъекту Российской Федерации присвоен низкий уровень эффективности использования субсидии, предусмотренный пунктом 24(2) настоящих Правил;
в субъекте Российской Федерации имеются незавершенные мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, завершение которых было запланировано в отчетном году и (или) прошлые отчетные периоды и на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии, за исключением случаев, если наличие в субъекте Российской Федерации незавершенных мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, указанных в пункте 20 Правил предоставления субсидий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2025 N 1289)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5(5) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
5(6). В случае высвобождения бюджетных ассигнований федерального бюджета в связи с экономией, образовавшейся в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), указанные бюджетные ассигнования используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(п. 5(6) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
5(7). В случае невозможности реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на реализацию которого субъекту Российской Федерации распределена субсидия, оно может быть заменено на другое мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, при условии, что общее количество мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, объем их финансового обеспечения за счет средств внебюджетных источников, а также общая площадь жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется в рамках указанных мероприятий в субъекте Российской Федерации, не изменятся в меньшую сторону.
Замена реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенного в долгосрочный план развития, может быть осуществлена на другое мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в той же сельской агломерации.
(п. 5(7) введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
5(8). В случае если заявкой в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусмотрены мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенные в долгосрочный план развития, то в указанную заявку не могут быть включены мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, запланированные к реализации на территории той же сельской агломерации, для которой разработан долгосрочный план развития, и не включенные в такой план.
(п. 5(8) введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
6. Документы, подтверждающие соответствие субъекта Российской Федерации критериям отбора, указанным в пункте 5 настоящих Правил, представляются органом исполнительной власти в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке, в том числе в электронном виде.
В случае направления неполного комплекта документов, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 5(1) и абзацем первым настоящего пункта, либо содержания в представленных документах недостоверных сведений Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не рассматривает такие документы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
7. Общий размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci), определяется по формуле:
C1i - расчетный размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (далее - субсидия на улучшение жилищных условий граждан);
C2i - расчетный размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (далее - субсидия на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения);
C3i - расчетный размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по реализации проектов компактной жилищной застройки (далее - субсидия на реализацию проектов компактной жилищной застройки).
8. Расчетный размер субсидии на улучшение жилищных условий граждан (C1i) определяется по формуле:
Vминj - минимальный размер субсидии на улучшение жилищных условий граждан, составляющий 1 млн. рублей. В случае если размер потребности в субсидии, предусмотренный заявкой в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, меньше минимального размера субсидии на улучшение жилищных условий граждан, субсидия на улучшение жилищных условий граждан предоставляется в размере, указанном в заявке в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан;
Vфбj - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил;
j - количество субъектов Российской Федерации, представивших заявки в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан;
ДНУj - доля участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, включенных в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в i-м субъекте Российской Федерации в общем числе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в Российской Федерации, определяемая по данным органов исполнительной власти на очередной финансовый год и плановый период;
Y - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (в процентах), определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий.
9. Размер субсидии на улучшение жилищных условий граждан, определяемый в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, уточняется согласно заявкам в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан.
В случае если размер субсидии на улучшение жилищных условий граждан, определяемый в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, больше запрашиваемого в заявке в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан размера средств, размер субсидии на улучшение жилищных условий граждан подлежит сокращению до размера средств, указанного в заявке в рамках мероприятия по улучшению жилищных условий граждан.
Невостребованный объем субсидии перераспределяется между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий на улучшение жилищных условий граждан в соответствии с настоящими Правилами, пропорционально размеру субсидий на улучшение жилищных условий граждан, определяемому в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.
В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представлена информация об отсутствии потребности в субсидии на улучшение жилищных условий граждан в полном объеме или в ее части, невостребованные бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий граждан распределяются между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии на улучшение жилищных условий граждан в соответствии с настоящими Правилами.
10. Расчетный размер субсидии на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год (C2i) определяется по формуле:
Vфбн - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил;
C2pm - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, финансирование которых за счет средств федерального бюджета начато в году, предшествующем году предоставления субсидии, в соответствии с абзацем вторым пункта 5(2) настоящих Правил;
C2om - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год, определенный по результатам ранжирования;
n - количество субъектов Российской Федерации, которым предоставляется субсидия на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода (C2i1,2), определяется по формуле:
Vфбн1,2 - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на первый или второй финансовый год планового периода Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил;
C2pm1 - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в соответствии с ранее заключенным соглашением, на первый или второй финансовый год планового периода, на основании абзаца второго пункта 5(2) настоящих Правил;
C2om1,2 - размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидий на очередной финансовый год;
O1,2 - не распределенный между субъектами Российской Федерации объем субсидии на соответствующий финансовый год планового периода, складывающийся в процессе распределения общего объема субсидии, осуществляемого в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящих Правил.
(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на очередной финансовый год, определенный по результатам ранжирования (С2om), определяется по формуле:
H0m - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование и включенного в распределение субсидии на очередной финансовый год, указанная в заявке в рамках мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);
F0m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование и включенных в распределение субсидии на очередной финансовый год, за счет средств местных бюджетов в очередном финансовом году;
G0m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование и включенных в распределение субсидии на очередной финансовый год, за счет средств внебюджетных источников в очередном финансовом году;
Kэб - коэффициент эффективности использования субсидии, предоставленной в отчетном году бюджету m-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, который определяется в соответствии с уровнем использования субсидии, указанным в пункте 24(2) настоящих Правил, присвоенным субъекту Российской Федерации на основании порядка оценки эффективности использования субсидий, предусмотренного пунктом 24(1) настоящих Правил (далее - коэффициент эффективности использования субсидии), соответствующий следующим значениям:
0 - в случае присвоения субъекту Российской Федерации низкого уровня эффективности использования субсидии;
утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.08.2025 N 1289;
(см. текст в предыдущей редакции)
1 - в случае присвоения субъекту Российской Федерации высокого уровня эффективности использования субсидии.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
12(1). Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Размер субсидии бюджету m-го субъекта Российской Федерации на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на первый или второй финансовый год планового периода на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидии, предусмотренное пунктом 10 настоящих Правил (C2om1,2), определяется по формуле:
H1,2m - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование, в первом или втором финансовом году, финансирование которого за счет средств федерального бюджета предусмотрено в очередном финансовом году и первом финансовом году планового периода (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);
H1,2my - стоимость строительства (приобретения) объектов в рамках каждого мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедшего ранжирование, в первом или втором финансовом году, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в расчет субсидии, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил (без учета затрат на проектно-изыскательские работы);
F1,2m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, прошедших ранжирование, за счет средств местных бюджетов в первом или втором финансовом году;
G1,2m - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в m-м субъекте Российской Федерации, которые в соответствии с результатами ранжирования не включены в распределение субсидии, за счет средств внебюджетных источников в первом или втором финансовом году.
(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
13(1). Определение перечня мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенных в распределение субсидий, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с учетом следующего:
а) не более 80 процентов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, распределяется на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, включенных в долгосрочные планы развития в соответствии с общим количеством баллов, присужденных долгосрочному плану развития. При этом очередность финансового обеспечения мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяется в соответствии с последовательностью проведения ранжирования, предусмотренной пунктом 13(2) настоящих Правил;
б) не менее 20 процентов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, распределяется на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, реализация которых планируется на сельских территориях и в сельских агломерациях, не включенных в долгосрочные планы развития, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, в соответствии с присужденными им местами по итогам ранжирования, указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
(п. 13(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
13(2). При распределении субсидий на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, между бюджетами субъектов Российской Федерации применяется следующая последовательность ранжирования:
а) для мероприятия по строительству или приобретению малоэтажного жилого комплекса, или строительству многоквартирного дома, предусмотренного абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, при условии привлечения средств из внебюджетных источников в объеме не менее 30 процентов очередность ранжирования определяется по критерию "доля привлеченных внебюджетных источников от общей сметной стоимости реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (от наибольшего к наименьшему)". При равном значении указанного критерия более высокое место в ранжировании присваивается мероприятию по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в рамках которого предусмотрено строительство (приобретение) большего количества квадратных метров жилья;
б) для мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, не относящегося к мероприятиям по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, при условии привлечения средств из внебюджетных источников в объеме не менее 20 процентов очередность ранжирования определяется по критерию "доля привлеченных внебюджетных источников от общей сметной стоимости реализации мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (от наибольшего к наименьшему)". При равном значении указанного критерия более высокое место в ранжировании присваивается мероприятию по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируемому к реализации в населенном пункте, в котором предусмотрено строительство (приобретение) большего количества квадратных метров жилья;
в) для мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, предусматривающего строительство (приобретение) жилья для работников социальной сферы, за исключением строительства или приобретения малоэтажного жилого комплекса или строительства многоквартирного дома, предусмотренного абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, очередность ранжирования определяется по критерию "мероприятие по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируется к реализации в населенном пункте, в котором отобрано для субсидирования большее количество мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения" в рамках последовательности ранжирования, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта.
(п. 13(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
13(3). При равной очередности мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определенной согласно пункту 13(2) настоящих Правил, последовательность распределения субсидии на строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, определяется в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти порядком включения мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в реестр планируемых к строительству (приобретению) жилых помещений на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов, прилегающих территориях, по договору найма жилого помещения, в целях строительства (приобретения) которых планируется предоставление субсидии.
(п. 13(3) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
13(4). После проведения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ранжирования мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, указанные мероприятия распределяются в группы по федеральным округам в последовательности, соответствующей их месту в ранжировании.
Распределение субсидии между мероприятиями по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в группах по федеральным округам осуществляется в следующей последовательности:
субсидия, предусмотренная на очередной финансовый год и соответствующий финансовый год планового периода, предоставляется на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с первого места;
в случае если оставшейся нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления ее бюджетам субъектов Российской Федерации на все мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, занимающие одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, предоставление оставшейся субсидии осуществляется на мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планируемые к реализации в субъектах Российской Федерации, которым распределен наименьший размер субсидии в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.
(п. 13(4) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
13(5). В распределении общего объема субсидий на очередной год и плановый период между субъектами Российской Федерации, предусмотренном пунктом 13(1) настоящих Правил, субсидия, направляемая на реализацию мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, прошедших ранжирование в соответствии с подпунктом "а" пункта 13(2) настоящих Правил, не может превышать 60 процентов объема субсидий на соответствующий год.
(п. 13(5) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
14. Расчетный размер субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки (C3i) определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
Vминk - минимальный размер субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки, составляющий 5,5 млн. рублей;
Vфбk - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил. В случае если размер потребности в субсидии, указанный в заявке на реализацию проектов компактной жилищной застройки, меньше минимального размера субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки, субсидия на реализацию проектов компактной жилищной застройки предоставляется в размере, указанном в заявке на реализацию проектов компактной жилищной застройки;
k - количество субъектов Российской Федерации, представивших заявки на реализацию проектов компактной жилищной застройки;
Ki - коэффициент стоимости проектов компактной жилищной застройки, реализуемых в i-м субъекте Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Коэффициент стоимости проектов компактной жилищной застройки, реализуемых в i-м субъекте Российской Федерации (Ki), определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
кп - количество проектов компактной жилищной застройки, реализуемых в соответствующем финансовом году;
CTij - размер затрат на реализацию j-го проекта компактной жилищной застройки в соответствующем финансовом году в пределах общей стоимости j-го проекта компактной жилищной застройки. В отношении субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, применяется повышающий коэффициент 2.
16. Размер субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки, определяемый в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, на соответствующий финансовый год уточняется согласно заявкам на реализацию проектов компактной жилищной застройки.
В соответствии с заявками на реализацию проектов компактной жилищной застройки размер субсидии увеличивается до объема, необходимого для завершения проектов компактной жилищной застройки, начатых в предыдущие годы, за счет перераспределения бюджетных ассигнований между субъектами Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации представлена информация об отсутствии частичной или полной потребности в субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки, невостребованная субсидия на реализацию проектов компактной жилищной застройки распределяется между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки в соответствии с настоящими Правилами.
16(1). Субъект Российской Федерации в период действия соглашения не вправе менять состав и сметную стоимость реализации проектов компактной жилой застройки.
(п. 16(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
16(2). При распределении субсидий на соответствующий финансовый год приоритет имеют субъекты Российской Федерации, осуществляющие фактическую реализацию в соответствии с ранее заключенными соглашениями проектов компактной жилищной застройки, которые содержат мероприятия, требующие софинансирования из федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
(п. 16(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
17. Субъект Российской Федерации вправе увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения значения результата использования субсидии, установленного соглашением, что не повлечет возникновения обязательств Российской Федерации по увеличению размера субсидии.
17(1). Субъект Российской Федерации вправе осуществлять реализацию мероприятия по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, на реализацию которого субсидия распределена с применением коэффициента эффективности использования субсидии в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, за счет средств из других источников.
(п. 17(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
18. Перераспределение бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, между направлениями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, допускается при условии достижения результата использования субсидии, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, и согласования такого распределения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
18(1). В целях повышения эффективности реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил, в соглашении предусматриваются обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить заключение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по каждому мероприятию в срок, не превышающий 3 месяцев со дня заключения соглашения. В случае невозможности заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг в указанный срок субъект Российской Федерации может обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и инициировать внесение изменений в соглашение в части увеличения указанного в соглашении срока заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил, до 5 месяцев со дня заключения соглашения.
(п. 18(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
18(2). В случае возникновения экономии в результате заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) субъектом Российской Федерации не могут быть направлены предложения в части внесения изменений в соглашение в части сокращения расходов, источником которых являются внебюджетные средства.
(п. 18(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
19. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Адресное (пообъектное) распределение субсидий между мероприятиями по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, прошедшими ранжирование и включенными в распределение субсидий, устанавливается соглашениями в соответствии с настоящими Правилами и на основании сведений об объектах капитального строительства, объектах недвижимого имущества, сформированных в системе "Электронный бюджет" в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
Адресное (пообъектное) распределение субсидий на реализацию проектов компактной жилищной застройки осуществляется в соответствии с методикой детализации мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку согласно приложению N 4 и на основании сведений об объектах капитального строительства, объектах недвижимого имущества, сформированных в системе "Электронный бюджет" в соответствии с Положением, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях повышения эффективности использования субсидии на реализацию проектов компактной жилищной застройки в соглашении предусматривается обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению выполнения плана развития жилищной застройки не позднее 2 лет с даты завершения проекта компактной жилищной застройки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях повышения эффективности использования субсидии, предоставленной на мероприятие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, в соглашении предусматривается обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению заключения договоров найма жилого помещения не позднее 4 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
В соглашении могут устанавливаться различные уровни софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по каждому отдельному мероприятию по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, и мероприятию по реализации проектов компактной жилищной застройки.
21. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
22. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил предоставления субсидий, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил предоставления субсидий.
(п. 22 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767.
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Эффективность использования субсидий оценивается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основе достижения значений следующих результатов использования субсидии:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) осуществлено строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими на сельских территориях или изъявившими желание постоянно проживать на сельских территориях и нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены социальные выплаты, кв. метров;
б) осуществлено строительство (приобретение) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территориях, единиц;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) обустроены объектами инженерной инфраструктуры и благоустроены площадки, расположенные на сельских территориях, под компактную жилищную застройку, единиц.
24(1). Оценка эффективности использования субсидий, предоставленных в отчетном году в рамках мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, с 2023 года осуществляется комиссией по отбору проектов и оценке эффективности использования субсидий, формируемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в соответствии с утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядком оценки эффективности на основании отчетов о реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 25 настоящих Правил.
(см. текст в предыдущей редакции)
Оценка эффективности использования субсидий в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан производится путем сравнения фактически достигнутого значения результата использования субсидии за соответствующий год со значением результата использования субсидии, предусмотренного соглашением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 24(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
24(2). На основании результатов оценки эффективности использования субсидии в рамках мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в рамках мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, в соответствии с порядком оценки эффективности субъекту Российской Федерации присваиваются высокий уровень эффективности использования субсидии или низкий уровень эффективности использования субсидии.
(п. 24(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248; в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2025 N 1289, от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
24(3). Субъектам Российской Федерации присваивается низкий уровень эффективности использования субсидии в случае, если выполняется одно или несколько из следующих условий:
у субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 апреля года, следующего за годом оценки эффективности использования субсидии, имеются незавершенные мероприятия, завершение которых было запланировано в отчетном году и (или) в предшествующие отчетные периоды и на реализацию которых соответствующему субъекту Российской Федерации были предоставлены субсидии;
субъект Российской Федерации направил обращение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о невозможности достижения значений результатов использования субсидии в текущем финансовом году в сроки, установленные соглашением, и до 1 апреля года предоставления субсидии;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2025 N 1289)
(см. текст в предыдущей редакции)
фактический объем кассового освоения средств из внебюджетных источников у субъекта Российской Федерации по итогам отчетного года составил 90 процентов и менее общего объема средств из внебюджетных источников, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2025 N 1289)
(см. текст в предыдущей редакции)
Высокий уровень эффективности использования субсидии присваивается субъекту Российской Федерации при отсутствии условий, перечисленных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
(п. 24(3) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
25. До 1 ноября года, предшествующего году предоставления субсидии, органы исполнительной власти разрабатывают и направляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на согласование планы реализации мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, планы реализации мероприятий по реализации проектов компактной жилищной застройки (далее - планы реализации) по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации рассматривает планы реализации в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их представления.
Планы реализации после их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждаются субъектами Российской Федерации не позднее даты заключения соглашения.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876.
(см. текст в предыдущей редакции)
На основе планов реализации субъектами Российской Федерации формируются отчеты о реализации мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения. Формы, сроки и порядок представления таких отчетов утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248)
(см. текст в предыдущей редакции)
25(1). В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
(п. 25(1) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2248; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2025 N 1876)
(см. текст в предыдущей редакции)
25(2). Орган исполнительной власти размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчетность о достижении значений результатов использования субсидии.
(п. 25(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2024 N 1767)
26. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на орган исполнительной власти.
27. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
- Приложение N 1. Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях
- Приложение N 2. Положение о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территориях, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территориях, по договору найма жилого помещения
- Приложение N 3. Методика детализации мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения. - Утратило силу
- Приложение N 4. Методика детализации мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875






